Оруэлл для самых маленьких

Друзья, будущее уже наступило. Почти у каждого человека в кармане – портативный компьютер с доступом в мировую сеть. Тестируются автомобили на электричестве. Прогрессирует протезирование конечностей. В Японии роботы из космоса подстригают лазером кусты в городских парках.

И вот, технологии дошли и до школьных столовых. Как сообщает ТАСС, в некоторых школах Петербурга начала действовать новая система оплаты питания. И там прямо вау! Всё, как в голливудских боевиках. Ребенок прикладывает к экрану ладонь, умные гномики внутри сканируют рисунок его капилляров и понимают, что перед ними тот или иной ученик. После этого сумма, потраченная на пюре с подливой, списывается с личного счета о чем родители получают смс-уведомление.  

И в этом нововведении есть один несомненный плюс. Для родителей учеников. Они смогут следить за рационом своего ребенка по смс. И перестанут бояться, что он профукает наличку на чипсы и леденцы. Вернее, совсем перестанут ее выдавать за ненадобностью.

Но есть в этой истории и минусы. Иначе я бы не стал об этом говорить.

Во-первых, я уверен, что такая удобная инновационная технология ударяет по самостоятельности школьника. Ребенок узнает цену деньгам, когда увидит, как быстро легчает его кошелек. И сторублёвки, отданные кассиру, продемонстрируют это нагляднее, чем какое-то число в электронном табло. Какой смысл глядеть в табло, если заботливая мама с вечера закинет туда на пирожок с компотом? Возможно, это учит ребенка платить безналом, соглашусь. Но, так или иначе, терминалы для карточек есть далеко не во всех супермаркетах. Что уж говорить о других заведениях по оказанию услуг.

Во-вторых. Спонсором этого проекта выступил один известный банк. И как утверждают его представители, в будущем проект «Ладошки» собираются расширять. Например, чтобы контролировать время входа и выхода ученика из школы. А вот тут, дорогие друзья, уже начинается какой-то Большой Брат.

Нет, я понимаю, что все это ради безопасности детишек. Чтобы не шлялись где попало во время уроков, чтобы деньги на ерунду не тратили. Полезно, да. Но такими ли методами?

Сначала ученику, прикрывшись новыми технологиями, заглядывают в рот. А потом всевидящее око маниакальной гиперопеки начнет следить за каждым его шагом. Не бегает ли на переменах, сколько девчонок за косичку дернул, какую каракулю на парте нацарапал и так далее. В конце концов, к вторжению в личную переписку ребенок отнесется как к само собой разумеющемуся.

Может, я, конечно, утрирую. Но вот ответьте честно, вы хоть раз сбегали с уроков? Ели вредную, но удивительно вкусную пиццу из ближайшего ларька в то время, как нужно было сидеть за партой? Знаю, что и сбегали, и ели. И в тот момент вы были счастливы. В тот момент вас захлестывал страх, адреналин и наслаждение. И именно из таких моментов складывалось радостное детство. Возможно ли оно, если ребенок постоянно находится под колпаком и знает, что за ним следят? Не уверен. Ох, как не уверен. 

О высоких технологиях, пирожках и счастливом детстве. Использованы аудиоцитаты из: х/ф «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г., реж. Л.И. Гайдай), м/ф «Трое из Простоквашино» (1978 г., реж. В.И. Попов).
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей