#Ошибки_нет. Ошибаются все. Даже филологи
24 мая 2024

Сегодня, 24 мая, в России и ещё ряде стран празднуется День славянской письменности и культуры. Корреспонденты Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» решили, что этот праздник – прекрасный повод для разговора об ошибках с теми людьми, которые вроде бы не должны их делать, то есть с филологами.

Изображение сгенерировано нейросетью recraft.ai

По данным портала «Грамота.ру» на май 2024 года, из 112 тысяч вопросов пользователей самыми распространёнными являются вопросы о пунктуации, а также о правописании слов «офлайн» / «оффлайн», «в течение» / «в течении», «килограмм» / «килограммов» и ударении в словах «творог», «квартал», «флюорография», «свёкла», «сироты», «иксы», «звонит» и т. д.

Ольга Паршина, заведующий кафедрой «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» Тольяттинского государственного университета (ТГУ):

– Ошибки как явление свойственны всем без исключения. Грамотность – это не только умение избегать ошибок. Она включает в себя способность эффективно взаимодействовать с людьми через письменную и устную речь, понимать цели коммуникации, адаптировать стиль общения под аудиторию. Важно не только правильно выражать мысли, но и добиваться понятного, полезного и результативного общения. В наше время активной письменной коммуникации грамотность выше, чем раньше, так как мы постоянно пишем и замечаем ошибки, что помогает лучше запоминать слова и конструкции. У каждого из нас есть свой словарный запас, который можно разделить на актуальный и неактуальный (пассивный). Актуальный словарь включает слова, которые мы активно используем в повседневной жизни, пассивный – наоборот. Это похоже на ситуацию с готовкой: привычные блюда (активный словарь) мы делаем на автомате, а для приготовления новых или редких (пассивный словарь) нуждаемся в рецепте, проверке.

О своих ошибках наши студенты-филологи рассказывают предельно честно.

Рустам Саламов, студент 2-го курса кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ:

– По большей части я совершаю ошибки в ударениях. Топ-5 слов, которые вызывают у меня трудности: глаголы прошедшего времени, например, «начался». Также при подготовке к ЕГЭ я узнал, что правильно будет сказать «апостроф», «туфля», «искра», а слово «тефтели» вариативно.

Алиса Луткова, студентка 2-го курса кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ:

– Часто говорю «жгёт» вместо «жжёт», «помахать» вместо «помаши», «крема» вместо «кремы», «пошлите» вместо «пойдёмте». И я долгое время не могла запомнить, как правильно, потому что в моей семье употребляют неверное ударение.

Анастасия Рогачёва, студентка 1-го курса кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ:

– Многие совершают ошибки, и я не исключение. Иногда могу сказать «звонит» вместо «звонит», «средства» вместо «средства», «обеспечение» вместо «обеспечение», «оптовый» вместо «оптовый», «флюорография» вместо «флюорография».

Снежана Мокина, студентка 2-го курса кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ:

– Для меня необычным случаем с ударением стало словосочетание «наращённые ресницы». Многие произносят и пишут это слово неправильно: «нарощенные». А вообще мне нравится запоминать сложные слова с помощью песенок или стишков. Например, долгое время я не могла запомнить, как правильно говорить «по средам». Если вам тоже сложно запомнить это, вот лайфхак: «Феномен звонит по средам, приняв договор по годам».

Источник: veraholera / Freepik

Получается, что очень многие ошибки, которые совершают носители русского языка, касаются ударений. Творческий коллектив проекта «#Ошибки_нет» собрал и даже сочинил несколько рифмованных строк, которые помогут запомнить правильный вариант произношения.

Мой любимый каталог –

Ударение на последний слог.


Он зря писал так много строф,

Не там поставил апостроф.


Зубик болит. Не горевать!

Пойдём его пломбировать!


Играли весело ремиксы,

А мы всё вычисляли иксы.


Мы прошли немало –

Целых два квартала.


Ох, горький чай, не ожидала,

Ведь ложку сахара я клала.


Чем человек счастливее,

Тем выглядит красивее.


В музее – натюрморты:

На них – цветы и торты.


Нет, вы только посмотрите!

На стене опять граффити.


Слово «туфля» я прочту

С ударением на «ту».

Кнарик Николян, преподаватель кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ, методист центра подготовки к ОГЭ и ЕГЭ:

– При подготовке к ЕГЭ школьники чаще всего совершают ошибки в правописании корней, например, в словах «ворсистый», «обогащение», «благословить», «разрядить (обстановку)», «(московский) старожил», «(металл) накалился», «трафарет», «эксперимент». Также у выпускников есть трудности в правописании приставок в словах «исковеркать», «бесхозный», «пренеприятный», «преуспеть», «постиндустриальный», «безынициативный», «взыскать» и в правописании личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий: «расклеишь», «колеблешься», «(кузнечик) стрекочет», «(снега) припорошат»; «рыщущие (волки)», «хлещущие (струи)», «рушащееся (здание)»; «неприемлемый», «неминуемый»; «рассеянный», «сдержанное (обещание)», «пересушенное (белье)», «настоянное (снадобье)»; «обидевшись». Не могу не упомянуть про правописание -Н- и -НН-: «негаданный», «домотканый», «безветренный», «золочёный», потому что при сдаче экзамена многие совершают ошибки в этом правиле.

Изображение сгенерировано нейросетью recraft.ai

Ошибки, которые нас раздражают

Виолетта Миклав, студентка 2-го курса центра дизайна ТГУ:

– Я не тот человек, который отлично знает русский язык, но некоторые слова очень режут слух, например, «ихний», «евошний». Эти формы слов я услышала в телепрограмме «Мужское / Женское». Исходя из опыта общения со старшим поколением, могу сказать, что оно забывает про существование мягкого знака в глаголах второго лица и будущего времени. Получается «посмотриш», «увидиш», «позвониш». Ещё меня смешит неправильное употребление паронимов, когда это максимально очевидно: «Наши родители – приёмники консерватизма», хотя верно «преемники».

Полина Тарханова, студентка 1-го курса кафедры «Журналистика и социология» ТГУ:

– Я терпеть не могу, когда говорят «звонит», «покласть» и «евонный». Эти слова слишком резко звучат, что коверкает нашу речь, делает её грубой.

Полина Дробченко, студентка 2-го курса кафедры «Химическая технология и ресурсосбережение» ТГУ:

– Обычно я не обращаю внимания на речь окружающих либо быстро забываю произнесённые ошибки. Но меня бесит, когда я слышу из уст других людей «ложу» вместо «кладу».

Варвара Спиридонова, студентка 2-го курса кафедры «Журналистика и социология» ТГУ:

– Меня триггерят слова «ихний», «евойный» и «еёйный». Я долгое время жила в Октябрьске, где мне встречались люди из неблагополучных семей. Они часто говорили именно так, игнорируя правильное произношение слов. Теперь эти ошибки ассоциируются с ними и вызывают неприятные эмоции.

Влад Амелин, студент 2-го курса кафедры «Автомобили и тракторы» ТГУ:

– Меня раздражают такие ошибки, как «в течении дня», хотя, когда мы описываем промежуток времени, правильно будет «в течение». Также неприятно читать, когда пишут «будующий», добавляя букву «ю».

Давайте всё же примем тот факт, что ошибаться – нормально. Но самое главное – учиться исправлять свои ошибки.

Ольга Паршина, заведующий кафедрой «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ:

– Важно понимать, что ошибки – нормальное и естественное явление. На латыни уже не ошибёшься, потому что нет носителей языка, которые скажут: «Это неправильно». Латынь – мёртвый язык. Пока существует живой язык, будут и отклонения. Важно не то, какие именно ошибки мы делаем, а как мы к ним относимся и что предпринимаем для их исправления. В ХХ веке можно было сказать: «Я грамотный, потому что знаю правило». Сейчас же ответственный, неравнодушный человек будет изучать различные источники, консультироваться с экспертами. Это и есть подлинная грамотность в современных условиях.

Изображение сгенерировано нейросетью recraft.ai

Как же исправлять ошибки правильно?

Екатерина Сазыкина, психолог центра молодёжных инициатив ТГУ:

– Исправлять человека этично только в том случае, если вы его преподаватель, учитель или он сам попросил вас об этом. В других случаях это не этично. Кто-то может посмеяться, другой пропустит мимо ушей, а кто-то может сильно расстроиться от этих поправок. Возможно, человек волновался и поэтому допустил ошибку, а после вашего комментария всё может только усилиться. Либо человек не захочет продолжать диалог и находиться в вашей компании. Поправить человека можно, но только если вы находитесь наедине и максимально корректно. Например: «Настя, я у тебя увидела в тексте опечатку. Ты, наверное, не заметила». В таком случае человек, возможно, вас поблагодарит и попросит впредь подсказывать, если он знает, что это его слабое место. Если же он не попросит, то поймите, что от ваших разовых поправок человек не станет грамотнее. Это часть личности, которую можно развивать самостоятельно, а поправками вы лишь можете испортить отношения. Кроме того, существует специфическое заболевание, о котором у нас нечасто говорят. Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с интеллектом, человек путает буквы.

Ольга Паршина, заведующий кафедрой «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ:

– Никогда никого не исправляю. Только в процессе образовательной деятельности или в рамках групповой работы в образовательном процессе. Например, группа студентов изучает орфоэпические или грамматические нормы. В этом случае вы можете поправлять друг друга. Также скорректировать ошибку можно в рабочей среде. Пример: редактор говорит журналисту, что он допустил орфографическую или фактическую ошибку. Это производственные отношения. Во всех остальных случаях исправлять не этично. Мы члены общества. Если мы хотим, чтобы к нам относились уважительно, мы должны быть такими же сами.

Для тех, кто не хочет совершать ошибки, предлагаем ресурсы для самопроверки

  • «Грамота.ру». К справочно-информационному порталу стоит обращаться, когда возникают любые сомнения в произношении и постановке ударения. Грамота отличается отличной поисковой системой с двумя видами поиска. Ответы на вопросы пользователей предоставляет справочная служба Института русского языка имени В. В. Виноградова Российской академии наук.
  • «Справочник по пунктуации». Раздел Грамоты, помогающий разрешить некоторые пунктуационные сложности. Если вы не хотите тратить время на поиск информации в более объёмных справочниках, просто найдите в алфавитном списке интересующее слово или оборот и получите краткую, но содержательную статью, которая развеет ваши сомнения.
  • «Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация» Дитмара Эльяшевича Розенталя. Если в предыдущих источниках можно найти информацию по отдельным запросам, то данный ресурс содержит материалы о правилах русского языка. Этот классический справочник поможет не только решить проблему правописания конкретного слова или постановки знака препинания в конкретном случае, но и позволит углубиться в тему.
  • Карточки на сайте просветителя и журналиста Марины Королёвой. Для закрепления корректного ударения и написания слов, которые мы редко используем, полезно время от времени обращаться к справочным материалам. С помощью карточек можно не только запоминать написание слов, но и изучать объяснения, примеры и истории их происхождения. Некоторые из них могут даже вызвать удивление или возмущение, а выбор слов может показаться излишним. Однако соблюдать языковые нормы важно, даже если мы с ними не согласны.

Авторы: Лидия Крохмалёва, Валерия Князькина, Анастасия Хуртина

Просмотров: 2231
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей