Кадзуо Исигуро: «Моя цель — писать «международные романы»

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! В эфире искренне ваш Чёрный Доктор, что традиционно означает выписку рецепта на средство от олигофрении, несомненно развивающейся после просмотра многочисленных телеканалов и чтения новостных блоков. А в рецепте очередная талантливая книга автора, романам которого нашлось место и в   весьма уважаемым мной справочнике под редакцией британского литературоведа Питера Бокселла «1001 книга, которую нужно прочитать». Критерии Бокселла не всегда оригинальны – исключив из этого списка произведения, включенные по соображениям модной политкорректности и небольшое количество растиражированных комиксов, мы увидим, что большинство включенных авторов и произведений удостоены – и вполне заслуженно – престижных премий, будь то Нобелевская, Гонкуровская или Букеровская, об одном из лауреатов которой сегодня и пойдёт речь.

Букеровская премия — одна из самых престижных наград в мире английской литературы. До 2013 года присуждалась автору, проживающему в одной из стран Содружества наций, Ирландии или Зимбабве, за роман, написанный на английском языке. С сезона 2014 года премия вручается за роман, написанный на английском, вне зависимости от гражданства автора. Победитель получает 50 тысяч фунтов стерлингов. Впервые вручение награды состоялось в 1969 году. С 2002 года спонсором Букеровской премии выступает компания Man Group, потому полное официальное название премии — The Man Booker Prize.

Присуждение премии происходит по следующей схеме. Сначала ежегодно обновляемый консультативный комитет, в который входят два издателя и по одному представителю от писателей, литературных агентов, книготорговцев, библиотек и Фонда Букеровской премии, формирует список из примерно ста книг. Тем же комитетом утверждается жюри из пяти человек, членами которого, как правило, становятся ведущие литературные критики и писатели, уважаемые представители науки, знаковые общественные фигуры. В августе жюри оглашает длинный список, включающий 12-13 названий, а затем в сентябре из лонг-листа формируется шесть участников короткого списка премии. Победитель Букеровской премии объявляется в октябре на специальной церемонии.

Жюри далеко не всегда единодушно, но роман Кадзуо Исигуро «Остаток дня» в 1989 году стал исключением – члены Букеровского комитета проголосовали за роман единогласно. Критики отмечали, что японец написал «один из самых английских романов XX века». Его сравнивали с Джозефом Конрадом и Владимиром Набоковым, которым тоже удалось создать классические произведения на не родном для них языке.

Без сомнения, с подробной биографией нашего героя всегда можно ознакомиться в сети, но я таки возьму на себя труд кратко пробежаться по основным вехам его жизненного и творческого пути в попытке заинтересовать вас его творчеством.

 

 

8 ноября 1954 года в Нагасаки в семье океанографа Сидзуо Исигуро родился сын Кадзуо. В 1960 году семья Исигуро эмигрировала в британский город Гилфорд, административный центр графства Суррей, где отец Кадзуо начал проводить исследования в Национальном институте океанографии.

В 1974 году Кадзуо поступил в Кентский университет. В 1980 году он получил степень магистра искусств в университете Восточной Англии. В университете один из семинаров, которые посещал Кадзуо, вёл Малькольм Брэдбери. В 1982 году Исигуро получил британское гражданство. Литературная карьера Кадзуо Исигуро началась в 1981 году с опубликования трёх рассказов в антологии. В 1983 году, вскоре после публикации своего первого романа, он был выдвинут на грант в как один из лучших молодых британских писателей.

Интересный факт: Исигуро был соавтором слов для нескольких песен джазовой певицы Стейси Кент. О своих текстах для песен Исигуро говорил «…интимные, доверительные, очень личные, смысл их не должен чётко просматриваться. Он должен быть туманным, вы должны читать его между строк».

 

 И ещё одно вполне уместное высказывание Исигуро, возможно, раскрывающее секрет его успеха:

«Моя цель — писать «международные романы». Что такое «международный роман»? Это роман, мировоззренчески близкий самым разным людям, где бы они ни жили. Герои его могут действительно порхать с континента на континент, а могут всю жизнь прожить в родной деревне».

 Третий роман Исигуро «Остаток дня» рассказывает историю пожилого английского дворецкого. Этакий монолог-воспоминание на фоне угасания традиций, приближающейся мировой войны и наступающей старости.

 

 

Центральная проблема – служение, профессиональный долг. С одной стороны, беззаветная преданность делу, посвящение всей жизни единожды избранному призванию. Но ближе к концу романа Кадзуо мастерски вскрывает все те противоречия, которые в конечном счёте и приводят героя к поражению. Искренне веря в величие своего хозяина, Стивенс одновременно отваживается оценивать людей, деля их на вращающих колесо истории небожителей и простых смертных. С другой стороны, он так и не решается открыть глаза на ошибки хозяина. Для Стивенса болезненно важна причастность его лорда к сильным мира сего, мнение общественности, последствия принятых хозяином решений. Один раз решив расценивать себя как вещь, невозмутимый и безэмоциональный автомат, герой всю жизнь мучается типично человеческими сомнениями, которые, казалось бы, раз и навсегда вычеркнул из своей жизни. Отдав всего себя служению, Стивенс утратил внутреннее зрение и душевную гибкость. Именно поэтому он просто-напросто не знает, имело ли прошедшее смысл, когда вся громада внешних условностей рухнула, и неосознанно превращает в самоубийство всю свою жизнь.

 

 

«Я, понимаете, верил. Верил в мудрость его светлости. Все годы службы я верил, что приношу пользу. А теперь я даже не имею права сказать, что сам виноват в своих ошибках. Вот и приходится задаваться вопросом – а много ли в этом достоинства?»

В 1993 году роман был экранизирован, причем главную роль сыграл не кто-нибудь, а сэр Энтони Хопкинс, а фильм номинировался на восемь «Оскаров», в том числе и лучший фильм года.

 






Читайте больше, уважаемые радиослушатели, читайте лучшее, и тогда, надеюсь, многие надуманные и нелепые проблемы нашего времени, обойдут ваш мир стороной. Остаток дня Кадзуо Исигуро в очередном выпуске нашей передачи – и до новых встреч с рецептурным справочником Чёрного доктора!

Кадзуо Исигуро.Остатки дня
Просмотров: 460
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей