В этом году портал Работа.ру и СберУниверситет провели масштабное исследование, по итогам которого выяснилось, что только за последние пять лет почти четверть опрошенных россиян меняла свою профессию, 23 % респондентов сделали это несколько раз, ещё четверть участников опроса планирует в самое ближайшее время сменить род деятельности. Мир действительно меняется стремительно, принимать решения и менять жизненные траектории – неотъемлемая часть нашей жизни. Корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Елена Полякова узнала у студентов и выпускников Тольяттинского государственного университета (ТГУ), чем они руководствовались, когда выбирали профессию, а также получила серьёзные рекомендации экспертов в области психологии и управления персоналом.
Источник: freepik.com
Полина Берегалова, студентка 2-го курса гуманитарно-педагогического института ТГУ:
– Я поступила на [направление] «Историко-культурный туризм», здесь мы можем работать в сфере, связанной с историей. Вообще, я подавала документы сразу на два направления: «История» и «Журналистика». Сначала меня огорчило, что я не поступила на журналистику, но сейчас очень счастлива, что учусь именно на этой кафедре и среди этих людей. Как оказалось, стечение обстоятельств не приводит к «неправильному» выбору. Я выбрала предметы, которые мне нравились и которые я могла бы сдать, а затем уже рассмотрела специальности.
Инесса Гришина, студентка 1-го курса института изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ:
– Я поступила на первый курс по специальности «Арт-педагог». Долго размышляла о выборе будущей профессии, рассматривала разные варианты, предоставляемые ТГУ. Эта специальность меня заинтересовала, так как она связана с творческой деятельностью. Я очень довольна процессом обучения, мне нравится всё, что мы изучаем. При выборе специальности я ориентировалась на те предметы, которые мне нравились в школе, и выбрала профессию, к которой меня больше всего тянуло. Слушайте себя и своё сердце, идите учиться только на ту специальность, к которой у вас лежит душа.
Екатерина Абрамова, студентка 4-го курса института права и 2-го курса гуманитарно-педагогического института ТГУ:
– В 2020 году, поступая в институт, я при поддержке семьи выбрала специализацию «Правовое обеспечение национальной безопасности». Хотя я совершенно не представляла, кем бы я хотела быть (в моих мечтах были и медицина, и театральное искусство, и экономика), выбор пал именно на юриспруденцию.
На первом курсе я старалась найти как можно больше мест для практики для дальнейшего трудоустройства, но, к моему удивлению, ни работа в прокуратуре, ни в следственном комитете, ни частная практика, ни работа в суде в качестве общественного помощника на протяжении года не вызвали во мне желания работать в подобных системах. На втором курсе я чётко поняла, что хочу стать преподавателем в вузе, учить теории и истории государства и права. Так я решила поступить учиться на ещё одну специальность – «Историко-культурный туризм», чтобы расширить свои знания в области истории.
На данный момент я невероятно счастлива, обретая свой путь и чёткую стратегию действий для достижения цели стать преподавателем. Сразу после окончания специалитета на пятом курсе в моих планах поступить в аспирантуру по направлению «Теория и история государства и права», а также написать и защитить кандидатскую диссертацию.
Дорогу осилит идущий. Самое сложное на пути к познанию себя и своих желаний – это начало. Не бойтесь пробовать, учитесь на ту профессию, по которой хотите работать. Даже если ваш выбор изменится, это нормально, многие люди меняют специальности и находят своё призвание.
Арсений Целиков, выпускник гуманитарно-педагогического института ТГУ, сотрудник аналитического агентства «Автостат»:
– Я закончил ТГУ по направлению «Социология». В рамках ВКР изучал влияние проектной деятельности на университет. В дальнейшем это помогло мне устроиться в центр проектной деятельности ТГУ, где получилось внести значимый вклад в развитие данной сферы.
Сейчас работаю в организации, которая занимается автомобильной статистикой. Я занимаюсь анализом и обработкой данных. Мне помогли знания и навыки, полученные в процессе обучения. Применяю методы качественного и количественного анализа для различных задач. Всегда с большой радостью вспоминаю период обучения в ТГУ, так как тогда получил значительное количество навыков, необходимых для дальнейшего трудоустройства.
Изначально выбирал направление «Социология», потому что нравилось работать с данными, проводить интервью... Мой совет – ознакомьтесь с разными профессиями перед поступлением, узнайте, чем те или иные специалисты занимаются.
Дарья Тербах, студентка 1-го курса гуманитарно-педагогического института ТГУ:
– Поступила на специальность «Журналистика». При выборе этой профессии я руководствовалась лишь своими интересами. Во-первых, журналистика даёт возможность реализовать свой творческий потенциал, развивать коммуникативные навыки. Во-вторых, она предоставляет шанс знакомиться с интересными людьми. Чтобы определиться с выбором профессии, я рассматривала разные варианты для поступления, но остановилась на журналистике, потому что считаю, что моя активная жизненная позиция может быть полезной для окружающих.
Антон Давыденко, выпускник гуманитарно-педагогического института ТГУ, в настоящее время проходит альтернативную воинскую службу:
– Поступил на филолога с профилем «Отечественная филология». Моя первоначальная цель – стать учителем в школе, и после окончания службы я планирую работать в своей родной восемьдесят второй школе. Мне всегда хотелось учиться в ТГУ, я знал это ещё в десятом классе. Когда я делал свой выбор, я просто анализировал себя: что меня интересует, что мне удаётся... И пришёл к выводу, что преподавание – это моё призвание. Это подтвердили и результаты тестов по профориентации, и разговоры с родителями, и учёб на кафедре русского языка и литературы ТГУ.
Варвара Харитонова, студентка 1-го курса гуманитарно-педагогического института ТГУ:
– Я поступила на учителя истории и обществознания. При выборе направления я заранее знала, что хочу преподавать детям. Сейчас могу сказать, что вполне довольна, но первый курс достаточно тяжёлый. Я активно общалась с учителями в школе, когда ещё выбирала на кого пойти учиться. Выбирала между юридическим направлением и преподаванием. Любовь к детям победила, поэтому я здесь. Не бойтесь, все проблемы решаемы. Поступление, экзамены – это такой же обычный этап в жизни каждого человека.
Данила Тихонов, студент 2-го курса института математики, физики и информационных технологий ТГУ:
– Я поступил на разработчика программного обеспечения. При выборе профессии склонялся к тем направлениям, которые мне легче давались в школе и к которым я был предрасположен с детства. С самых ранних лет я за компьютером: сначала игры, потом киберспорт, потом подработки летом, связанные с компьютерами. Поэтому я рад учиться по своей специальности. Мир не стоит на месте, появляются новые профессии, и их нужно изучать.
Слово экспертам
Татьяна Плотникова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» ТГУ:
– Чтобы понять, что выбранная профессия идеально подходит для вас, используйте формулу «хочу – могу – надо».
1. «Хочу»: вы должны быть мотивированы и интересоваться выбранной профессией.
2. «Могу»: вам нужно иметь необходимые способности и навыки для успешного занятия профессией.
3. «Надо»: выбранная профессия должна соответствовать вашим целям и ценностям.
Не стоит выбирать профессию просто потому, что кто-то из вашего окружения выбрал эту профессию. Не поддавайтесь давлению со стороны родственников, это большая ошибка! Этот выбор ваш, он определит именно ваше будущее. Ещё одна ошибка – перенос личных предпочтений по отношению к человеку на саму профессию. Не забывайте оценивать и физические возможности для занятия выбранной профессией. Не относитесь предвзято к престижности или заработной плате профессии. Ответственно относитесь к курсам профориентации, предлагаемым учебными заведениями. Стремитесь к самосовершенствованию и не бойтесь пробовать новое. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Кристина Семизорова-Пуштрынова, ведущий специалист по подбору и оценке персонала центра цифровизации процессов управления персоналом ТГУ:
– При выборе места работы сразу не получится занять должность в компании своей мечты, но можно действовать маленькими шагами. Не тратьте время на посредственные компании, начинайте с малого, чтобы набраться опыта и шагнуть дальше.
В школах обычно торопят с выбором направления, нужно сдавать экзамены под конкретную специальность, нанимать репетиторов. Согласитесь, что в семнадцать лет принять решение о профессии на всю жизнь – непросто и крайне ответственно. Абитуриент подаёт документы с мыслью: «Пойду туда, куда пройду». Это и есть главная ошибка. Если ты не знаешь, что тебе интересно, если поддаёшься мнению окружающих, если пускаешь всё на самотёк, то с большой вероятностью обучение твоё будет «для галочки». Когда училась я, сразу было видно тех людей, кто пришёл ради «корочки». Они пропускали лекции, имели долги по учёбе, никак не участвовали в жизни группы. Как правило, такие молодые люди не оканчивали университет.
Дайте себе возможность присмотреться к различным направлениям, возможно, поработать. Принимайте решение тогда, когда поймёте, что вам действительно интересно посвятить этому делу всю жизнь. Возьмите паузу, дайте себе немного свободы.
Яна Ярыгина, директор центра цифровизации процессов управления персоналом ТГУ:
– Иногда после первого курса возникает ощущение, что учиться неинтересно и нет желания ходить в вуз. Это первые звоночки о том, что вы сделали неправильный выбор. Рекомендую сделать три простых шага: во-первых, составить список того, что интересно лично вам; во-вторых, пройти профориентационный тест или проконсультироваться у психодиагноста; в-третьих, основываясь на составленном списке, выделить для себя несколько направлений профессии и попробовать пройти стажировку.
Если вы сделаете это, то можно говорить о том, что выбор правильный, потому что вам будет изначально интересно это направление, вы будете увлечённо учиться и постигать профессию.
Если вы поступили в вуз, не воспользовавшись этим алгоритмом, скорее всего, вас постигнет разочарование, потому что с каждым курсом вы будете углубляться в профиль и понимать, что это совсем не ваше направление. Но не нужно паниковать и отчисляться. Получение образования (даже не по профилю) – это возможность раскрыть ваш личностный потенциал. Сегодня возможности получения образования не ограничены, главное – желание и стремление к развитию. И порой даже образование, которое вы получили без желания учиться, в течение жизни становится очень нужным.