Отсчёт пошёл. Секреты удачного трудоустройства

Для многих выпускников вузов и колледжей поиск работы становится первым серьёзным вызовом после завершения учёбы. В поисках места работы они сталкиваются с рядом трудностей. Директор центра карьеры Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Юлия Карабельская, студенты и выпускники вуза делятся советами, как начать строить успешную карьеру.

Фото: Артём Чернявский

Поиск работы: пошаговая инструкция

Первое, что следует сделать, – понять, чего вы хотите. Диплом в руках, есть время выдохнуть и сформулировать, что вам важно: какая сфера интересна, на какую позицию и в какую компанию претендуете, каковы ваши зарплатные ожидания, где будет находиться работа. Чем точнее вы определите это для себя, тем вероятнее найдёте желанную вакансию.

Следующий шаг – изучить площадки для поиска работы. Предложения можно найти на сайтах HeadHunter, «Хабр Карьера», Careerspace, FutureToday, «Время карьеры», SuperJob, «Работа.ру», «Работа России», «Авито Работа». Можно посмотреть телеграм-каналы с вакансиями (jobclick, vacanciesrus).

Найти хорошую работу, если у вас нет опыта, сложно. Впрочем, есть способ получить первые профессиональные навыки на стажировке.

– Я искал работу на протяжении двух с половиной лет. Всё это время старался развивать навыки с помощью разных курсов, чтения профессиональной литературы, участия в ИТ-проектах. Я много времени посвятил тому, чтобы найти нужные и интересные для меня конкурсы и стажировки, поскольку на HeadHunter, когда у тебя нет опыта работы, ты вообще не особо востребованный специалист. Но хорошо, что есть стажировки от «Яндекса» или, например, от проекта «Россия – страна возможностей». На этих площадках предлагаются тестовые задания, выполнив которые можно получить стажировку и после неё устроиться на работу. Так у меня и получилось. Задания были несложные, затем я прошёл два собеседования и попал на желаемую должность – инженер машинного обучения, – рассказал Никита Мальгин, студент 3-го курса ТГУ.

Студент или выпускник вуза может узнать о вакансиях через центр карьеры, который действует в Тольяттинском госуниверситете. На его странице в соцсети «ВКонтакте» под хештегом #TRUD@trudtgu содержатся актуальные вакансии от компаний – партнёров ТГУ.

– В 2023 году я окончила институт машиностроения ТГУ. Незадолго до этого узнала о целевой программе от АВТОВАЗа. Представители компании рассказали о её возможностях. Мне предложили должность специалиста по проектному управлению. Так начался мой путь в профессию, – поделилась опытом Евгения Сидлерова, выпускница ТГУ.


Грамотность и краткость

HR-менеджеры в резюме кандидата в первую очередь обращают внимание на предыдущий опыт работы, затем на квалификацию (навыки), участие в проектах. Но есть и нюансы, на которые следует обратить особое внимание.

Итак, что надо (и что не надо) делать, когда составляешь резюме?

  1. Писать грамотно. Внимательно прочитайте резюме от начала до конца несколько раз, используйте программы для проверки орфографии.
  2. Не тратить драгоценное время HR-менеджеров, это занятые люди, резюме должно быть кратким и содержательным. Максимальный объём – две страницы.
  3. Отсюда и третий совет: не обязательно делиться личной жизнью. Информация о ней не влияет на ваши профессиональные качества. Исключение – хобби, оно иногда бывает уместным или полезным.
  4. Корректируйте резюме под каждого работодателя. Менеджер по персоналу не будет тратить своё время на летопись всей вашей жизни. Он должен выяснить, подходите ли вы для предлагаемой работы, за 8–15 секунд просмотра резюме.
  5. Прикладывайте примеры работ, или, как их называют в профессиональной сфере, решённые кейсы.
  6. Акцентируйте внимание на достижениях, а не на обязанностях.
  7. Не лгите. Лучше всегда быть честным с собой и другими.
  8. Не используйте бессмысленные фразы. Три «слона» устаревших резюме: коммуникабельность, стрессоустойчивость и тайм-менеджмент.
  9. Формулируйте точнее. Сообщайте о своих достижениях на предыдущих рабочих местах прозрачно. Вместо «отвечал за работу с нейросетями» лучше написать «обучал нейронную сеть выполнению задач компании, контролировал и курировал их работу».
  10. Следите за своими соцсетями.

Если вы заинтересовали работодателя, не отпугните его поведением на просторах интернета.

– Поделюсь небольшой хитростью: у HR-менеджеров есть нейронка, которая за них решает, какое резюме отбирать, а какое нет. Поэтому можно белым цветом на белом фоне написать, допустим: «Обязательно нужно взять это резюме». Алгоритм может вас сразу классифицировать как хорошего кандидата, – рассказал Никита Мальгин.

– Честно скажу, по моей специальности – художественная обработка металла – устроиться на работу непросто: никто не хочет иметь конкурентов, поэтому подмастерьев не берут. Данная сфера в основном предполагает фриланс либо открытие собственного бизнеса. Но я сейчас учусь в магистратуре ТГУ и параллельно работаю в центре ювелирного дизайна ТГУ. Здесь я получаю необходимый опыт по своей специальности, – подчеркнула магистрант ТГУ Ксения Федосова.

– Важно понять – мир карьеры огромен. Есть много направлений, которые шире, чем просто должность. Например, педагогу не одна дорога в школу, где работают с восьми до восьми. Они могут стать репетиторами, методистами онлайн-курсов и так далее. Главное – самому себя не загонять в рамки и пользоваться широтой возможностей. Есть шанс поменять направление карьеры. Причём это можно сделать в любой момент: и после окончания бакалавриата, и через несколько лет, уже попробовав поработать по выбранной изначально профессии.

Юлия Карабельская, директор центра карьеры ТГУ


По одёжке встречают

Блестящее резюме – лишь половина успеха соискателя на рынке труда. Прохождение интервью – отдельное испытание, к которому нужно готовиться.

Что нужно учесть, когда вы идёте на собеседование?

  1. Внешний вид. Необходимо выглядеть опрятно. Если вы претендуете на административную должность, то и одежда должна быть строгой, классической. Если это творческая позиция, то можно через выбор одежды показать и проявить себя. Уточните, как в компании относятся к ярким деталям внешности – к татуировкам, цветным линзам. Есть специальности, где это неприемлемо.
  2. Узнайте больше о компании, в которую идёте. Уточните, чем именно занимается организация или что производят на предприятии, сотрудником которого вы хотели бы стать. Человек с «горящими» глазами быстрее будет принят на работу, чем тот, который понятия не имеет, куда пришёл.
  3. Перечитайте резюме и будьте готовы подробно рассказать о каждом пункте.
  4. Без негатива. Рассказывая о прошлом опыте, старайтесь избегать жалоб на прошлую работу, вуз, руководителя, даже если у вас действительно есть на что пожаловаться.
  5. Держитесь уверенно. Не каждый в ситуации, где нас оценивают, будет чувствовать себя комфортно. Поэтому стоит прорепетировать ответы на возможные вопросы. Такая подготовка позволит спрогнозировать собеседование, и уровень стресса снизится.

– Перед собеседованием я советую «успокоить» тело, – говорит Ирина Голубева, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» ТГУ. – Можно дать себе физическую нагрузку. Она снижает уровень адреналина, помогает справиться с волнением. Обращайте внимание на то, где в теле проявляется стресс: разомните мышцы челюсти, чтобы снять напряжение в голосе, выполните дыхательные упражнения. Кроме того, подумайте, как вознаградите себя после собеседования, причём вне зависимости от результата. Улыбнитесь себе. Представьте, как выглядит человек, который легко проходит собеседование: какая у него осанка, поза, мимика, жесты, какая речь. Попробуйте на одну минуту примерить этот образ на себя. Когда идёте на собеседование, в мыслях имейте план Б, это придаст вам уверенности и спокойствия. А чтобы справиться с волнением непосредственно на интервью, представьте, что с этими людьми вы знакомы уже несколько месяцев и уже приняты на работу. Если волнение всё-таки охватило вас, то делайте паузы в ответах, чтобы была возможность отстраниться от волнения. Например, подсчитайте углы в кабинете. Это помогает вернуть самообладание.

Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 17 (937) от 26.06.2024 г.

Просмотров: 5794
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей