Выпускник ТГУ, оператор, режиссёр монтажа Игорь Ясаков: «У меня нет комплекса провинциала»
24 апреля 2021

Герой рубрики «Аlma mater» – выпускник кафедры журналистики Тольяттинского государственного университета (ТГУ), решивший взяться не за перо, а за камеру, ныне москвич, но по-прежнему считающий себя тольяттинцем – Игорь Ясаков. Он работал в операторской группе для концертных клипов Елены Темниковой, рэпера Хаски, немецкой рок-группы «Oomph!» и отечественной «Мумий Тролль», а сейчас сотрудничает с YouTube-каналом Алексея Пивоварова «Редакция».

Молодой человек всегда знал, кем хочет стать. Режиссёром. Оканчивая школу, примерял на себя разные вузы. Столичное обучение его семья не потянула бы, а в Тольятти ближе всего к его мечте было обучение на кафедре журналистики Тольяттинского госуниверситета. Здесь есть профессиональная телестудия, спецы-режиссёры ТВ, современное оборудование. Сюда практически с первых дней учёбы Игорь и начал приходить – объясните, научите, дайте попробовать самому. Год проработал в телестудии ТГУ официально. Он и сейчас благодарен педагогам Ирине Евдокимовой, Андрею Косову и Любови Гапеевой за старт. Да, были школьные «видосики» с непрофессиональной камерой, но «докрутить» мастерство удалось именно во время учёбы в ТГУ.

– На кафедре журналистики я учился с 2008-го по 2013 год. Попутно брался за всё: клипы, рекламные ролики, свадьбы – надо было зарабатывать себе на оборудование и на реализацию задуманного, – рассказывает Игорь Ясаков. – Я сам придумывал какую-то историю, снимал её и оплачивал расходы. Со стороны хороших идей и финансирования на их съёмки практически не поступало. Первым значимым в творческом плане проектом считаю серию клипов на стихи моего друга Артёма Моргунова, тоже студента ТГУ. «Поэт без усов» – его псевдоним. Мне нравилось его творчество, захотелось обогатить его стихи классным видеорядом. Получилось неплохо. За несколько лет мы отсняли много поэтических фильмов: где-то он читал «лайфом», где-то мы придумывали подробный сюжет. Тогда это был очень важный для меня проект, я вкладывался в него силами, средствами, душой, идеями. Позже он стал основой моего дипломного проекта.

 

Оператор я провинциальный или право имею?

– В Тольятти без работы я не сидел. Но всё чаще задумывался над тем, что мне нужно выйти из зоны комфорта и поработать в другом городе с новыми людьми, с новыми командами. Было интересно попасть туда, где я не привнесу, а научусь. Наверное, в родном городе, несмотря на всю «движуху», я увидел свой «потолок».

Меня манили рекламные проекты, клипы, полнометражные фильмы, где работают профессионалы. Не те, которые называют себя такими, чтобы подороже стоить, а настоящие, с нестандартным мышлением. Когда я переехал в Москву, то увидел «топовых» операторов, режиссёров с огромной зарплатой. Ты с ними работаешь и понимаешь, что это очень крутой профи. Я стал стремиться попадать в подобные проекты, чтобы просто вдохновляться, раскачивать себя, что-то узнавать новое, смотреть и впитывать, а возможно и стать таким когда-то.

Одно из откровений, когда ты переезжаешь, это понимание, что у большинства людей нет своей техники! Человек приезжает на съёмку с телефоном в руках, ему привозят дорогущую арендованную технику – и это всё идёт в смету проекта. В провинции ты привыкаешь, что снимаешь на то, что есть у тебя или у твоих друзей, иногда докупаешь на свои деньги. А в Москве при наличии хорошего бюджета у проекта всё можно взять в аренду – изучить и попробовать абсолютно любую технику.

Мечтая о «полном метре»

– В столицу я переехал в конце 2017 года. Сейчас я оператор, режиссёр, режиссёр монтажа. Работаю во многом на себя: беру какие-то проекты и параллельно работаю в «Редакции» Алексея Пивоварова, снимаю концерты, музыкальные клипы, документальные фильмы. Одним из пунктиков при переезде в Москву значилась работа на «полном метре». И эта мечта сбылась: месяц назад закончились съёмки фильма «Казнь» режиссёра Ладо Кватания. В нём задействованы известные актёры Аглая Тарасова, Юлия Снигирь, Евгений Ткачук, Даниил Спиваковский и другие. Я снимал фильм о фильме – 44 дня присутствовал на съёмочной площадке. Это очень интересно! Я увидел, как работает большая команда, от 30 до 60 человек, где у каждого чётко прописаны его функции. И если один «лажает» – это отражается на всей цепочке. Проект от старта до окончания съёмок длился пять месяцев. Сейчас сажусь за монтаж. У меня 50 часов отснятого материала, которые должны превратиться в 40-минутный фильм. Пока большего по масштабу проекта у меня не было.

Когда в школе я бегал с маленькой плёночной камерой, то был уверен, что непременно стану режиссёром, буду снимать большие фильмы. Потом успокоился, умерил пыл и «задвинул» своё желание в дальний ящик. Решил учиться и набираться опыта. А сейчас я с новыми силами стремлюсь к своей цели, уже и идея, как мне кажется, хорошая есть. Постоянно прокручиваю в голове, как я сниму полнометражный фильм в качестве режиссёра. Всё, что со мной происходит, очень не стремительно, но верными шагами меня к этому ведёт.

 

Если друг заболел вдруг...

– Мало быть профессионалом, нужно ещё иметь внушительный круг общения. Именно такое «комбо» даёт возможность нечаянно оказаться в нужном месте в нужное время. Как-то поздним вечером мне позвонил знакомый: сославшись на болезнь, попросил подменить его на съёмке. Я был свободен и, не задавая лишних вопросов, согласился. Когда приехал утром в указанное место, меня встретили Алексей Пивоваров и Константин Эрнст – это была моя первая съёмка для «Редакции». Каналу тогда было не более четырёх месяцев, он ещё не был таким популярным. После той съёмки я работаю в «Редакции».

Про «Редакцию»

– Последние полгода работаю над всеми «спецрепами» журналистки Саши Сулим: в августе мы сняли наш первый совместный фильм про «Ангарского маньяка», я же занимался его монтажом. Потом была нашумевшая история про «Цапков» и станицу Кущевскую. Саша сама когда-то была героиней программы, её приметил Пивоваров и позвал автором в проект. С ней работать комфортно и интересно, на монтаже мы пытаемся вычленить из многочасового отснятого материала основное. От некоторых эпизодов, даже порой по-репортёрски «вкусных», приходится отказываться, чтобы уложиться в оптимальный для проекта хронометраж. Когда погружаешься в какую-то историю, она тебя захватывает полностью. Помню, когда снимали материал про маньяка, был эпизод (он не вошёл в фильм), в котором главный герой, или, лучше сказать, антигерой, указывал в лесу на место, где он зарыл труп. Маньяк сказал, что с останками будет найдена бутылка из-под лимонада. И действительно: «находка» оперативников подтвердила слова убийцы. Это было жутко. По мере продвижения нашего журналистского расследования страх и напряжение нарастали, в последний съёмочный день нам предстояло, наконец, увидеть этого человека, зайти к нему в камеру. Я всю съёмочную неделю узнавал о жутких подробностях его злодеяний, а тут вижу мужичка, который бодренько начал диалог, спрашивая меня про модель моей видеокамеры. Тот образ, что складывался в моей голове за время съёмки, рассыпался, когда я его увидел и он со мной заговорил.

Много езжу в командировки, в силу молодого возраста мне это даже нравится. Так повелось, что фильмы, в которых я задействован, чаще всего про криминал. Но пока мысли о том, что мне от этого должно быть не по себе, меня не посещали. Мы добросовестно делаем свою работу, и она мне нравится. Устраивает она меня и финансово, хотя это, конечно, не главное. Главное, что я получаю творческую реализацию и мне интересно. С Алексеем Пивоваровым тоже сработались. Он чётко понимает требования YouTube-журналистики и когда «принимает» готовый фильм, делает пометки, как сделать лучше. Если вы посмотрите первые выпуски, то они чуть больше похожи на «телек». Сейчас же, на мой взгляд, всё трансформировалось в оптимальную для интернет-журналистики форму. «Редакция» – это большая самостоятельная команда, под её именем работают полноценные авторы, которые снимают свои фильмы, но под присмотром Алексея Пивоварова. Последнее слово за ним.

Были ли мысли снять фильм о Тольятти? Иногда мне пишут друзья про загрязнение воздуха здесь, но это, увы, для городов России такая частая история... Не настолько мощная, чтобы полноценный выпуск снимать, тем более похожая программа уже была про Красноярск.

 

P.S. «Вывожу» всё

– Я до сих пор задаюсь вопросом – может, эта профессия не для меня? Самобичевания в том плане, что я ещё не настолько серьёзен в этом ремесле, чтобы делать что-то глобальное. Но в то же время я думаю – надо просто делать, нарабатывать опыт, стремиться. Есть идея, есть понимание, как лучше, и к цели ты постепенно придёшь. Я не могу сказать, что у меня был комплекс провинциала. Иногда я попадал на съёмки больших концертов в Москве, смотрел, какая техника у парней, и думал – я в Тольятти продал такое три года назад, а тут эта техника до сих пор в ходу. Считаю, что далеко не во всём спец, и не всегда понимаю, как индустрия устроена, но я без особых проблем беру на себя новую ответственность и «вывожу» всё. Так к тебе будет больше доверия со стороны.

Материал впервые опубликован в газете «Тольяттинский университет» № 10 (828) от 07.04.2021 г.

Просмотров: 7958
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей