Научить учиться. Почему с возрастом учащиеся становятся более мотивированными
23 декабря 2021

Материал представляет собой перевод статьи, подготовленный в рамках работы студенческого переводческого бюро опорного Тольяттинского государственного университета.

Родители часто опасаются, что если их ребёнок не мотивирован хорошо учиться, то изменить это невозможно. Но новое исследование, в котором на протяжении двух лет принимали участие более 1600 школьников, показало, что учебная мотивация меняется и обычно в лучшую сторону. При этом крепнущее чувство принадлежности учащихся к школе является одним из важных аспектов повышения мотивации ученика.

По словам Куи Шейя, ведущего автора исследования и профессора педагогических наук из Университета штата Огайо, «наши выводы обнадёживают старшеклассников с низкой мотивацией, ведь велика вероятность, что со временем они приспособятся и изменять отношение учёбе».

Учёные выяснили, что мотивация представляет собой сложную систему, а школьники часто имеют несколько типов мотивации, которые управляют их учебным поведением. Например, некоторые стремятся хорошо учиться как в силу чистой любви к процессу получения знаний, так и намереваясь найти престижную работу в будущем.

По степени интенсивности можно выделить шесть уровней мотивации: от самого низкого (отсутствие каких-либо стремлений) до самого высокого, не требующего никакого внешнего подкрепления.

Результаты исследования, в котором приняли участие 1670 учеников 9–11-х классов из 11 государственных средних школ, расположенных в Центральном и Северо-восточном Огайо, были опубликованы в журнале Journal of Educational Psychology.

В течение двух лет школьники проходили опросы, оценивающие их мотивацию. При этом они должны были отвечать, насколько их характеризуют утверждения: «Я хожу в школу, потому что испытываю удовольствие и удовлетворение, изучая новые предметы» и «Я хожу в школу, потому что мне нужен хотя бы аттестат об окончании средней школы, чтобы позже найти высокооплачиваемую работу». Чувство принадлежности к группе измерялось в первый год эксперимента. В ходе опроса ученикам надо было решить, насколько близко им утверждение: «Я чувствую себя настоящей частью этой школы».

Из шести мотивационных уровней исследователи рассмотрели два дезадаптивных, два адаптивных и два средних.

Дезадаптивное функционирование мотивации характеризует школьников, которые вообще не имеют желания учиться или ходят в школу только потому, что их заставляют: «Это те старшеклассники, которые больше всего рискуют бросить учёбу, если мы не найдём способа увлечь их», – отмечает Шей, возглавляющий Исследовательскую лабораторию цифрового обучения штата Огайо.

Два наиболее адаптивных варианта функционирования мотивации охватывают школьников, которые любят учиться или сочетают природную тягу к знаниям с некоторыми внешними побуждениями, такими как желание поступить в элитный вуз.

Интересно, что между первым и вторым годами обучения у многих учащихся уровень адаптивности поменялся, увеличившись на 40–77 % в зависимости от первоначального уровня. Подчёркнем также, что перемещение между уровнями было типично для всех испытуемых, но чаще всего переход осуществлялся между двумя соседними группами.

Результаты показали, что в целом произошло положительное изменение мотивации. Например, в течение первого года исследования 8 % школьников можно было отнести к наиболее адаптивному уровню с высокой внутренней мотивацией, а через год количество таких учеников составляло уже 11,4 %. Дезадаптивное функционирование мотивации приписывалось изначально 2,8 % учащихся, а в конце эксперимента – 2,1 %.

Другой хорошей новостью стало то, что наиболее адаптивные мотивационные уровни, как правило, были наиболее стабильными в отношении членства между первым и вторым годами: «Это означает, что если мы сможем сильнее заинтересовать, поднять мотивацию школьников на высокий уровень, то она, скорее всего, уже не опустится», – подчёркивает профессор-педагог.

Учёных, естественно, заинтересовало, почему с точки зрения мотивации обучающиеся склонны двигаться в положительном направлении? Как объясняет Куи Шей, «одной из причин может быть то, что они повзрослели и стали более развиты». Но исследование выявило ещё два фактора, которые повлияли на рост мотивации. Одним из них, что неудивительно, стало наличие предыдущих достижений: школьники, которые в первый год обучения имели более высокие средние баллы, на втором году исследования с большей вероятностью оставались среди тех, кто характеризовался высоким уровнем учебной мотивации, или поднимались выше.

Другим фактором стало чувство принадлежности к группе, причём учащиеся, которые сильнее ощущали себя частью своей школы в первый год, с большей вероятностью переходили на более высокий адаптивный уровень или оставались на этом уровне в течение второго года эксперимента.

«Теперь мы можем помочь школьникам стать более мотивированными, потому что чувство принадлежности поддаётся корректировке, если школы приложат усилия, чтобы помочь ученикам почувствовать себя частью школьного сообщества».

Эти выводы коррелируют с результатами аналогичного исследования Шейя и его коллег, которое опубликовано в прошлом году в журнале Contemporary Educational Psychology и в рамках которого были выявлены те же шесть мотивационных уровней, плюс ещё один, на основе изучения гораздо большей выборки учащихся, включавшей 10 527 школьников. Именно этим автор научного труда объясняет появление седьмого уровня.

В целом оба исследования показывают, что школы должны регулярно оценивать мотивацию учащихся, чтобы выявлять тех, кто подвержен наибольшему риску отсева или имеют недостаточную успеваемость. Кроме того, школы могут создавать индивидуальные коррекционные программы на основе уровня мотивации учеников.

Самое главное, что при наличии регулярной оценки мотивации школы смогут принимать меры до того, как учащиеся потеряют желание учиться или примут решение бросить школу: «Разрабатывая комплекс мер по созданию устойчивой учебной мотивации, надо думать о постепенном переходе школьников на более высокие адаптивные уровни, – считает профессор Шей. – При этом необходимо помнить, что не существует универсальной стратегии, которая будет эффективна для всех групп учащихся, чья мотивация изначально сильно отличалась».

 

Источник

Переводчик: Карина Текстина

Редактор: Анна Малявина

Просмотров: 64
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей