От стрессов к гармонии. Учёные выяснили, что тайм-менеджмент работает неожиданным образом
11 августа 2021

Материал представляет собой перевод статьи, подготовленный в рамках работы студенческого переводческого бюро опорного Тольяттинского государственного университета.

Если у вас есть минутка, попробуйте найти слово «тайм-менеджмент» в своём любимом поисковике. Вы получите миллионы результатов: книги, советы, уроки, рекомендации, что следует делать, а что нет. Навык грамотного распределения времени – это настоящее искусство. Брэд Иен, аспирант Школы бизнеса имени Джона Молсона, в статье, опубликованной в международном журнале PLoS ONE, задаётся вопросом: действительно ли грамотное планирование настолько эффективно? Связан ли тайм-менеджмент с профессиональным успехом и успеваемостью обучающихся?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, Брэд Иен и его коллеги Аида Фабер из Университета Лаваля в Квебеке и Александра Паначчо, доцент кафедры менеджмента в Школе бизнеса Джона Молсона, провели первый в своём роде метаанализ литературы по тайм-менеджменту. Они детально изучили данные 158 независимых исследований, охватывающих четыре десятилетия, шесть континентов и более 53 000 респондентов. К какому же выводу они пришли? Оказывается, что тайм-менеджмент действительно работает. Хотя и не совсем так, как предполагалось.

 

Жизнь в гармонии – это жизнь в благополучии

«Мы обнаружили, что организация времени не сильно влияет на эффективность работы, – говорит Иен. – Но мы также выяснили, что в последнее время прослеживается более сильная связь между планированием и производительностью».

Иен предполагает, что тайм-менеджмент становится всё более важным навыком фрилансеров. «Люди могут самостоятельно распоряжаться своим временем, а если они умеют планировать день, то, вероятнее всего, они будут работать плодотворнее, – отмечает он. – В обратном случае они будут выполнять свои обязанности даже хуже, чем 30 лет назад, когда их график был утверждён сверху».

Тайм-менеджмент также положительно сказывается на успеваемости школьников, хотя и не столь выраженно, как на производительности работников. Грамотное планирование времени не оказало особого влияния на результаты выпускных экзаменов, которые, по словам Иена, зависят от интеллектуального развития.

Интересно, что исследователи обнаружили тесную взаимосвязь между организацией времени и удовлетворённостью уровнем жизни: «Благодаря тайм-менеджменту люди чувствуют себя комфортнее, планируя повседневную жизнь вокруг своих ценностей и убеждений и реализуя свой потенциал. Также тайм-менеджмент способствует снижению уровня стресса».

И наконец, исследователи изучили зависимость тайм-менеджмента от таких показателей, как личностные черты, возраст, пол, образование и семейное положение. Оказалось, что навык планирования практически не зависит от индивидуальных особенностей, хотя исследователи были правы в том, что женщинам распределение времени даётся лучше, чем мужчинам.

«Единственная черта характера человека, которая тесно связана с планированием, – способность добросовестно выполнять задачи, – говорит Иен. – Добросовестность подразумевает внимание людей к деталям, их стремление к организованности, надёжности и систематичности. Это очевидно, так как эти навыки тесно взаимосвязаны».

Учёные отмечают, что люди, которые обладают так называемым внутренним локусом контроля (то есть чувствуют, что у них есть возможность изменить свою жизнь или повлиять на неё), более успешны в управлении временем, чем те, кто считает, что их жизнь полностью зависит от внешних обстоятельств.

 

Ставьте перед собой реальные цели

Иен добавляет, что поскольку мир продолжает бороться с пандемией COVID-19, лучше не сравнивать себя с более успешными людьми. Несмотря на то, что вам кажется, будто вы черпаете в этом сравнении вдохновение, на самом деле вы можете испытывать чувство вины за недостаточную продуктивность. «Когда вы видите посты в социальных сетях, говорящие: „Да, сейчас пандемия, но я выучил новый язык или проснулся в пять утра и за несколько часов сделал больше, чем за весь день“, – говорит Иен, – это заставляет вас испытывать угрызения совести и создаёт нереалистичные стандарты в отношении планирования».

 

Источник

Переводчик: Яна Телякова

Редакторы: Евгений Иванов, Анна Малявина

Просмотров: 91
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей