Материал представляет собой перевод статьи, подготовленный в рамках работы студенческого переводческого бюро Тольяттинского государственного университета.
Виртуальная реальность (VR) широко используется в сфере здравоохранения, например, для физической реабилитации пациентов. VR-технологии также нашли применение в терапии, помогая бороться с фобиями и галлюцинациями. Может ли арт-терапия стать следующим этапом освоения виртуальной реальности медиками? Исследователи из Дрексельского университета (США) провели эксперимент, чтобы выяснить, можно ли использовать виртуальную реальность для творческого самовыражения.
Источник: freepik.com
– Идея арт-терапии основана на следующем положении: творчество помогает улучшить навыки коммуникации и решения задач, снижает степень психологической зажатости, снимает симптомы депрессии и способствует личностному развитию, – рассказывает Гириджа Каймал, ведущий автор исследования, доктор педагогических наук, доцент Колледжа медсестёр и медработников Дрексельского университета.
Одним из важнейших элементов творческого процесса (как в искусстве, так и в игре) является погружение в миры, созданные силой воображения. Виртуальную реальность можно использовать для того, чтобы исследовать эти миры. Помимо этого, у инструментов, подобных виртуальной реальности, есть определённый потенциал для помощи пациентам с расстройствами чувственного восприятия, когнитивными или моторными нарушениями. Таким пациентам традиционные методы арт-терапии не подходят, им нужны альтернативные способы творческого самовыражения.
– Благодаря появлению недорогих VR-технологий виртуальную реальность всё чаще используют в больницах, клиниках и других медицинских учреждениях, – комментирует Арун Рамакришнан, кандидат наук, директор исследовательской лаборатории Колледжа медсестёр и медработников, один из соавторов исследования.
В ходе исследования несколько добровольцев, 5 мужчин и 12 женщин, принимали участие в сеансах арт-терапии продолжительностью 20–25 минут. Сеансы представляли собой творческие занятия на свободную тему с использованием технологий виртуальной реальности.
На сеансах была задействована специальная аппаратура – VR-гарнитура HTC VIVE, устройства дистанционного управления и контроллер движения Leap Motion, подключённые к персональному компьютеру, который был оснащён необходимыми программами. Для создания 3D-изображений в VR использовалась программа Tilt Brush от Google, для построения скульптур – Kodon, для релаксации в трёхмерной виртуальной среде с эффектом полного погружения – Nature Treks.
По окончании эксперимента участникам предложили сохранить свои работы и поделиться с арт-терапевтом своими впечатлениями. «Большинство участников рассказали, что почувствовали прилив энергии и душевный подъём после пребывания в виртуальном воображаемом пространстве, непохожем на материальный мир, – отметила Каймал. – Тем не менее некоторые были разочарованы отсутствием ощутимого, физического взаимодействия со средой, а кто-то из участников счёл такой вид арт-терапии слишком непонятным и сложным».
Занятия творчеством в виртуальной среде подействовали на участников благотворно: они ощутили положительный эффект от того, что им приходилось задействовать всё тело, внутренняя напряжённость и зажатость снизились, улучшилось настроение. Они хорошо восприняли игровой формат творческого погружения в несуществующие миры. Участникам также понравились трёхмерная виртуальная среда и возможность рассматривать свои работы под разными углами. Им пришлось испытать новые ощущения в среде, непохожей на физический мир, работая с непривычными формами и инструментами изобразительного творчества.
Исследование выявило и недостатки применения VR-технологий в арт-терапии. Работа в виртуальной реальности может представлять трудность для людей с когнитивными расстройствами, нарушениями восприятия или, например, проблемами с внутренним ухом. Учёные планируют продолжить исследования и выяснить, как на восприятие виртуальной реальности влияют различные факторы: определённые заболевания, особенности физического или психического состояния, отношение пациентов к цифровым технологиям.
Работа в цифровом формате даёт возможность сохранять готовые или незаконченные работы, хотя некоторые участники отметили, что отсутствие «осязаемого» результата не позволяет им наслаждаться процессом творчества в полной мере.
– Наша работа ляжет в основу дальнейшего исследования применения VR-технологий в арт-терапии. Оно необходимо, учитывая, что эти технологии не стоят на месте, – объясняет Каймал.
Исследователи продолжают работу, разрабатывая сразу несколько проектов в VR-лабораториях колледжа. «Подобные программы не только улучшают здоровье и самочувствие, но и способствуют эффективности обучения», – комментирует Дебора Клегг, кандидат наук, заместитель декана по исследованиям Колледжа медсестёр и медработников.
Переводчик: Кристина Сотникова
Редактор: Александра Москалюк