Творить добро под взглядами с плакатов. Как супергерои влияют на наше поведение?
24 января 2022

Материал представляет собой перевод статьи, подготовленный в рамках работы студенческого переводческого бюро опорного Тольяттинского государственного университета.

Американские исследователи «привлекли» супергероев к участию в психологическом эксперименте. Учёные из Ричмонда решили проверить, способны ли вымышленные супергерои влиять на реальный мир – и способствовать просоциальному поведению, вдохновляя нас приносить пользу другим людям и обществу в целом. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.

Эксперимент

Команда Джеффри Грина из Университета Содружества Виргинии сделала ставку на так называемый «прайминг». Это психологический эффект, который часто служит вспомогательным инструментом в исследованиях. Все многочисленные проявления этого метода сводятся к следующей базовой схеме: исследователи используют некий определённый стимул, который влияет на то, как человек будет воспринимать ряд последующих стимулов, и на то, как он будет на них реагировать. В данном случае в качестве стимула использовались плакаты на стене, которые были незаметно размещены в поле зрения испытуемых перед началом эксперимента. На одном плакате были изображены супергерои, например, Супермен или Человек-паук, на другом – нейтральные объекты, например, велосипед.

Далее исследователи провели опросы 245 испытуемых. Те участники, у которых во время опроса перед глазами были плакаты с супергероями, более явно выражали склонность к просоциальному поведению в своих ответах. Но нельзя опираться только на слова – учёным было необходимо проверить их в действии. Следующих 123 испытуемых также разделили на две группы: «супергеройскую» (тех, кто отвечал на вопросы напротив плаката с супергероем) и «нейтральную» (тех, перед которыми висел плакат с велосипедом). После опроса исследователи попросили участников помочь с некой несложной, но достаточно обременительной работой без дополнительного вознаграждения, которая якобы была необходима для проведения эксперимента. Намного большую готовность помочь проявили члены «супергеройской» группы.

 

Контекст исследования

Этот опыт чем-то напоминает эксперимент, проведённый исследователями из Университета Ньюкасла в 2006 году: они обнаружили, что офисные работники, которые пользуются общей кофемашиной, реже «забывают» оставить плату за напиток в коробке для сбора денег, если над ней висит плакат с человеком, глядящим на них. Но если в том случае «бдительный взгляд с плаката» удерживал испытуемых от асоциального поведения, то в эксперименте Грина, по мнению автора, образ героя ещё и усиливал просоциальную сторону участников эксперимента. Супергерои являются воплощением достоинств, которые и мы хотели бы демонстрировать, – к такому выводу пришёл Грин.

Таким образом, интересным побочным продуктом эксперимента является осознание того, что супергерои по-прежнему воспринимаются нами как образцы для подражания. По-видимому, это не изменил даже гораздо более циничный подход к изображению супергероев, который утвердился в последние десятилетия – например, в таких комиксах, как «Хранители» Алана Мура или «Пацаны» Гарта Энниса.

 

Источник

Переводчик: Дмитрий Абрамов

Редактор: Александра Москалюк

Просмотров: 156
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей