Двери в искусство. Как Тольятти отметит Год театра
21 февраля 2019

Автор – ученица одной из тольяттинских школ Светлана Ананьева

«Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства!»

Виссарион Белинский

В соответствии с указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Тольятти празднует и свою знаменательную дату – столетие театральной истории города. Поскольку в нашем городе четыре профессиональных театра: «Колесо», «Дилижанс», «Тольяттинский театр кукол», «Молодёжный драматический театр» и несколько любительских, этот год будет очень насыщенным для всех театралов. Мы встретились с руководителем департамента культуры администрации городского округа Тольятти Натальей Тонковидовой и поговорили с ней о современном состоянии тольяттинского театрального искусства.

– Вы помните свой первый визит в театр? Какие эмоции испытывали во время спектакля.

– Хороший вопрос, заставляет сразу улыбнуться, вспомнить детство. Конечно, это было в раннем возрасте. Я родилась в Тольятти, но училась в городе Димитровграде, и там есть любительский театр «Подиум». Камерный театр, немного людей, артисты совсем близко, и, кажется, что ты погружён в это действо. Не помню постановку, но никогда не забуду ощущение сопричастности. Эмоции сохранены у меня до сих пор, и благодаря вам я их вспомнила. Если ты приобщаешься к искусству именно в детстве, то это навсегда, поэтому я настаиваю на том, чтобы дети посещали профессиональные театры, ходили в театральные кружки.

– Как же завлечь молодое поколение в театр, когда процветает эра киноиндустрии и интернета?

– Сужу по своей дочери. Она у меня кинестетик, любит делать что-то руками, быть участником процесса. Да, интернет ей интересен, там можно много чего узнать, но в то же время с его помощью она никогда не узнает, какая кукла – мягкая или жёсткая. Поэтому, вовлекая ребёнка в процесс, можно добиться положительной реакции. Существуют разнообразные проекты, например, «театральное закулисье», в рамках которых можно попасть за кулисы и увидеть, как выглядит сцена для актёра. Чем раньше человек попадёт в театр как зритель или как участник интерактивной постановки, тем больше шансов, что в будущем он приобщится к искусству. Но, опять же, нужно осознанное желание старших товарищей.

– Кого бы вы сами хотели сыграть на сцене?

– Спасибо вам за такой вопрос! Сцена мне, конечно, близка, потому что я играла на скрипке в ансамбле, участвовала в самодеятельности. Но в прошлом году у меня был первый опыт почувствовать себя актрисой. Я участвовала в благотворительном спектакле «Женитьба Бальзаминова», играла Раису Панфиловну Пеженову. Если честно, сначала это был стресс. Нужно было одновременно и громко говорить, и танцевать. В общем, я очень уставала. И тогда подумала, вот это – актёрский труд, как же это сложно! Вот мы смотрим как зрители, нам кажется, так легко и танцует, и поёт, и дыхание не сбилось. А на самом деле это тяжело. Выступать на сцене очень, знаете, ответственно. Во-первых, ты не можешь подвести своего партнёра, свой коллектив. Я очень благодарна режиссёру Галине Петровне Швецовой-Скрипинской за то, что она с нами работала, где-то, может быть, строго, где-то мягко, подсказывая и направляя на правильный путь. Она распределила нам роли, так как уже знала, кому какой герой подойдёт. И знаете, каждый вжился в свою роль, прочувствовал её. Да, вначале было трудно, но потом втягиваешься, получаешь удовольствие от репетиций, «паришь» над землёй. Это бесценный опыт. В прошлом году средства от спектакля пошли на покупку оборудования в реабилитационные центры для детей-инвалидов.

– Часто ли вы посещаете театр? Расскажите о самой интересной для вас постановке. Чем она вам запомнилась?

– Хочу выделить несколько постановок. Одна из них – «Повесть временных лет» в Театре кукол. Рекомендую сходить. Нестандартная для Тольятти постановка, своего рода прорыв в театральном мире кукол. Это нужно увидеть своими глазами. Сам спектакль описывает разные эпохи становления государства. Это повесть, и на таком языке её не прочитаешь. Для режиссёра и сценариста это отдельная сложная работа. Много современных «вкраплений», но в тоже время ты понимаешь эти эпохи.

В Молодёжном драматическом театре поставили «Гамлета». Ни разу у нас такого не было! Находкой стали три разных актёра. Причём эта задумка появилась в процессе репетиций – взять всех троих и именно так поставить. Ещё никто не делал ничего похожего. Также в постановке присутствуют фрагмент на английском языке, игра некоторых актёров идёт с переводом. Очень интересно.

В театре «Колесо» впечатлил спектакль «Колёса», посвящённый строителям АВТОВАЗа и выпуску первого нашего автомобиля. 50 лет этому событию будет в 2020 году, но мы уже в преддверии праздника начинаем делать разные события, в том числе и средствами театрального искусства. Спектакль смотрится на одном дыхании, описаны жизненные истории. Комфортно и очень интересно.

В «Дилижансе» впечатлила «Красная Шапочка», когда читали рэп, а актёры с удовольствием играли разных животных. И у них здорово получалось. Замечательная работа, которая может быть интересна и взрослым, и детям. Все были довольны, каждый нашёл для себя, над чем посмеяться, во что погрузиться, кому посочувствовать, с кем попеть.

– Что вы думаете про развитие театра? Не кажутся ли вам некоторые современные постановки излишне вульгарными?

– Честно, кажутся. Я не скажу про наш тольяттинский театр, скажу про Москву. Не так давно я была на учёбе, мы посещали разные учреждения культуры, были на разных постановках, понятно, за свой счёт. Знаете, до такой степени некоторые из них вызывали не совсем приятные эмоции, что я уходила в антракте. И другие тоже уходили. Наверное, есть категория людей, которым, может быть, это нравится. Но я не отношусь к их числу, мне больше импонируют наши исторические, классические постановки, а если в них и есть элементы современности, то они только усиливают восприятие, но никак не отторгают.

– Считаете ли вы нужным вкладывать в развитие театрального искусства деньги?

– Конечно, вкладывать деньги нужно. Хочу сказать, что я благодарна федеральным проектам. Один по линии «Единой России» – «Культура малой Родины» (подпроект «Театры – детям»). В его рамках наши детские театры получают поддержку из федерального бюджета на постановки. «Красная шапочка», «Преступление и наказание», «Повесть временных лет» и многое другое – всё благодаря этому федеральному проекту.

В театрах теперь есть мультимедийные элементы. Когда смотришь, например, кукольный спектакль «Русалочка», не понимаешь, где кукла, а где мультик. Удивительно. Чудеса актёрского мастерства – как 5-6 человек в чёрных одеждах в темноте делали так, чтобы всё это совместить. Понимаете, как это тяжело!

В театре «Дилижанс» создали экологический проект – спектакль «Опасное путешествие пакета по свалке», который идёт со спецэффектами.

В 2018 году городу выделили 25 миллионов на три детских театра. Это очень существенная сумма, благодаря которой театры купили звуковую аппаратуру, световое оборудование, смогли себе позволить пригласить режиссёров и постановщиков, чьи имена известны в мире театра, и сделать многое другое. Поэтому для наших театров, для актёров, для руководства театров это, конечно, большая радость, так как они смогут самореализовываться, у них есть такая возможность.

Второй проект – это «Большие гастроли» в них участвуют все четыре театра, но в разных направлениях: «Юношество», «Драматические театры». Благодаря этому мы можем сами ездить в другие города, соответственно, и к нам тоже приезжают театры из других городов. Они все сдружились, и на юбилей Театра кукол приехало очень много гостей. Это было очень приятно. Театры дружны, они обмениваются творческими планами. И это опыт, поэтому выезжать очень важно!

– Какие мероприятия запланированы на 2019 год в Тольятти в связи с проведением Года театра?

– Начнём с того, что открытие года театра у нас произошло в прошлом году в декабре. Произошло интересно, нестандартно. В нашем музее «Наследие», доме, который перенесён из затопленного Ставрополя, сделали выставку, посвящённую столетию со дня основания в Тольятти театрального направления, и мы решили, что все театралы там соберутся, откроют Год театра именно в этом месте.

В нашем городе уже состоялось много премьер, но в каждом театре ещё планируются новые постановки. Например, в «Дилижансе» продолжается «Преступление и наказание» в рамках федерального проекта. Театр считает это событием для себя, потому что пьеса сложная, и они тщательно продумывали, как интересно её продемонстрировать. В «Колесе» состоялась премьера пьесы «Пародист», в которой разворачивается детективная история. «Чудо моё особенное» в Театре кукол – история восьмиклассницы, которую все считали «белой вороной», не такой как все.

Также хочу сказать, что главой города [Сергеем Анташевым] утверждён план мероприятий, он состоит из нескольких частей, в том числе организацию и проведение торжественных мероприятий, творческие вечера и много всего интересного. Следите за официальным сайтом департамента культуры.

Просмотров: 1024
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей