«Мы стремимся делать каждый концерт незабываемым». Чего ждать зрителям Тольяттинской филармонии в новом сезоне
25 Сентября 2019

Автор – учащаяся Музыкального училища имени Р. К. Щедрина Виктория Хлызова

В Тольяттинской филармонии 15 сентября был открыт новый сезон 2019–2020. В этот день состоялся промо-концерт, и, судя по дебютным выступлениям, в грядущем сезоне нас ждёт много интересного. Первое отделение, посвящённое Симфоническому оркестру, запомнился произведениями из проекта «Симфо-рок». Порадовал Русский оркестр: на сцене прозвучали произведения советских и российских композиторов Арно Бабаджаняна, Арама Хачатуряна, Александра Цыганкова. Ярким было выступление джазового оркестра и тонкими, лиричными – номера солистов и струнного квартета филармонии.

Я расспросила управляющих оркестрами филармонии, какие новые программы будут звучать в сезоне, а дирижёров – что они думают о роли музыке в нашей жизни. Судя по ответам, в филармонии работают интереснейшие люди, а музыканты ставят себе амбициозные цели. В общем, если вы хотите провести насыщенный впечатлениями вечер, полный восторгов и новых открытий, филармония – одно из тех мест, где всё это можно найти.

Екатерина Завьялова, управляющий Русским оркестром Тольяттинской филармонии

– Я знаю, что вы автор проекта «Русский рок». Хотелось бы узнать: всё ли удалось реализовать или есть куда стремиться?

– Не совсем так. Я не автор идеи – я автор этого концерта. Идея витала в воздухе, мы много раз обсуждали возможность реализации проекта с руководством Тольяттинской филармонии, но то, что получилось, – да, это моих рук дело. Проект «Русский Рок» получился ещё и благодаря огромной работе команды, включая каждого оркестранта, каждого приглашённого солиста, солистов филармонии, аранжировщиков, дирижёра Василия Александровича Кормишина, мастеров света, звука, дизайнеров. Реализовать удалось не всё, какие-то номера просто отпадали во время работы. А мы стремимся сделать каждый концерт незабываемым. Это наше рабочее кредо.

– Планируете ли вы реализовывать новые интересные проекты в этом году?

– На новые проекты с музыкой, которая не характерна для оркестра русских народных инструментов, уходит много времени: нужно написать для оркестра ноты, обдумать и сделать каждый номер незабываемым для зрителя, а у нас сезонный рабочий план, поэтому в этом году мы не сможем реализовать такой большой проект, как например «Русский рок». Но в этом году у нас другой очень интересный проект – вторая версия концерта «Музыканты шутят», который тоже очень полюбился нашим зрителям, особенно молодым.

– В Тольяттинской филармонии есть проект «Музыка – детям». Расскажите о нём.

– Для начала детям нужно узнать, что Русский оркестр в принципе существует, познакомиться с ним. В первую очередь мы заинтересовываем мам и пап, бабушек и дедушек, потом они приводят своих детей на наши детские концерты, где мы знакомим малышей с названиями инструментов, с их звучанием. Малышам всегда интересно повторять за кем-то, брать пример, в данном случае с родителей. В этом году у нас будет концерт «Путеводитель по оркестру» – как раз для тех, кто совершенно не знаком с оркестром русских народных инструментов.

Василий Кормишин, дирижёр Русского оркестра Тольяттинской филармонии

– Есть ли у вас произведения, которые вы ещё не исполняли?

– Конечно. Хочется многое сыграть, но всё-таки возможности Русского оркестра не безграничны. Мы понимаем, что верх исполнительского мастерства принадлежит Симфоническому оркестру – это признанный факт: там все краски сочетаются между собой, и достигается самая большая оркестровая мощь. Поэтому выбирая произведения, мы делаем поправку на это обстоятельство, останавливаемся на том произведении, которое Русский оркестр сыграет лучше, чем Симфонический оркестр.

– Музыка может способствовать изменению отношения человека к окружающему миру?

– Несомненно! Во-первых, человек, который сам принадлежит к музыке или играет на каком-либо инструменте, уже другой по сравнению с тем, кто не владеет музыкой или не чувствует музыку. Но мне кажется, людей, которые не чувствуют музыку вообще, просто нет. Каждому нравится разная музыка: кому-то рок, кому-то джаз, кому-то классика, но я думаю, что эмоционально чувствительны и отзывчивы все люди. Другой вопрос, что люди порой, может быть, специально стараются казаться твёрже, не допускают эмоциональной слабости. Особенно это касается мужчин: брутальность им не позволяет быть немного эмоциональнее, чувствительнее. Главная цель любого искусства – очищение через какую-либо драму, проблемы. Вот это очищение – оно как раз и способно сделать людей и мир добрее, лучше.

– Как изменится репертуар оркестра в этом году?

– Мы уже достаточно много экспериментировали. В каждом сезоне у нас есть что-то интересное. В этом сезоне у нас будут два интересных концерта-открытия: выступление с мультиинструменталистом Иваном Корпаном, который никогда не играл сольно с оркестром народных инструментов, и концерт с Марией Селезнёвой, которая также ещё не давала больших сольных концертов.

Алексей Верховен, дирижёр Симфонического оркестра Тольяттинской филармонии

– Среди молодёжи бытует мнение, что музыка – это хобби, а не профессия. А вы как считаете?

– Музыкант – это одна из творческих профессий, как художник или скульптор. Если убрать сферу искусства у любой нации, у любого народа, то там мало что останется. Благодаря как раз музыкантам, таким как Рахманинов, Прокофьев, Чайковский наша страна является уникальной. Быть музыкантом – скорее призвание, это как состоять в клубе, члены которого – люди со всего мира, связанные между собой музыкой. Нам не нужен переводчик – мы понимаем друг друга без слов.

– В прошлом вы были виолончелистом. Почему вы решили изменить своё направление и стать дирижёром?

– Я не собирался становиться дирижёром, мне даже предлагали поехать учиться по направлению в Санкт-Петербургскую консерваторию, но я отказывался. Хотя впоследствии именно её и закончил. Переход к этой деятельности происходил постепенно, я сам не заметил, как стал дирижёром. Сейчас мне нравится профессия дирижёра. Почему? Может быть, одна из основных причин – это то, что у дирижёра симфонического оркестра есть большой репертуар, который невозможно за всю жизнь охватить, и можно бесконечно развиваться в разных направлениях. Это такая масштабная профессия, никогда не дойдёшь до той точки, когда всё будет нравиться. Быть дирижёром – большая ответственность, по большому счёту именно дирижёр симфонического оркестра определяет уровень культуры в регионе, где он работает.

Дмитрий Дверницкий, управляющий Симфоническим оркестром Тольяттинской филармонии

– Вы являетесь организатором проекта «Симфо-рок». Что вы планируете воплотить в нём? Как возникла идея проекта?

– Я не создатель. Я, наверное, просто вдохновлённый этой идеей человек. Роковые концерты – это, в первую очередь, новый зритель, который может услышать рок в классическом исполнении классического оркестра, из чего получается интересный синтез.

– Как вы считаете, проект «Симфо-рок» способствует популяризации классической музыки в молодёжной среде?

– Однозначно! Рок притягивает новую публику – молодёжь прежде всего. Да, не вся молодёжь слушает рок, поэтому придут те, кто слушает разную музыку. По крайней мере, на концерте, где рок-композиции исполняет симфонический оркестр, человек увидит, что оркестр кроме рока играет ещё и классическую музыку, разнообразную музыку. Возможно, этот человек потом придёт на концерт музыки другого стиля.

– Как вы считаете, что влияет на качество подготовки молодых кадров и их мотивацию?

– Всё зависит, в первую очередь, от педагогов и родителей ученика: когда человек знает, кем он хочет стать, он и относится к делу, к работе по-другому, и добивается гораздо больших успехов.

Просмотров: 81
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей