Руководитель Студии творческого чтения Валентина Тарасенко: «Ребёнок на всю жизнь запомнит, что встречался с писателем»
29 августа 2020

Автор – ученик Школы молодого журналиста Дворца детского и юношеского творчества Тольятти Пётр Жарков

Валентина Николаевна Тарасенко – основатель и руководитель Студии творческого чтения «Юный журналист». Она тот человек, который верой и правдой служит своему делу. Валентина Николаевна любит детей и делает всё для того, чтобы они полюбили читать.

– Студия творческого чтения «Юный журналист» работает с 2010 года. Как у вас появилась идея её создания?

– Я несколько раз бывала в Михайловском, на родине Александра Сергеевича Пушкина. Приехала оттуда с кучей идей и, самое главное, энергии. Нужно было её куда-то направить. За ночь я написала бизнес-план Студии. На следующий день поняла, что нужно открывать своё собственное дело.

Первый год Студия работала во Дворце культуры и техники. Арендовала там помещение на субботу и воскресенье. Занятия шли два дня в неделю по два часа. Когда подвела в мае итоги, увидела, как это интересно, какие хорошие результаты дают эти занятия чтением.

– Были какие-то трудности?

– Полно. До сих пор ещё есть трудности. Они разные каждый год. Ну, например, в первый год было всего четыре человека. На зимних каникулах я подводила итоги года и увидела, что финансово баланс ноль. Думаю, может, это никому не нужно, чем я занимаюсь. В этот момент звонок по телефону: «Валентина Николаевна, мы слышали, что вы занимаетесь чтением. У нас вот есть девочка... Можно к вам прийти?». Значит, нужно продолжать...

Ксюша Давидюк – одна из первых моих учениц. Уже в мае она писала замечательные сочинения. Я думала, мама-филолог помогала. Оказалось – нет. Юлия Владимировна говорит, что это результаты моего труда. Успехи первых студийцев меня обрадовали.

Я выбрала творческое чтение как основу работы Студии. Когда начинала, у нас в городе и понятия не было, что такое творческое чтение. Сейчас библиотеки работают в этом направлении. А тогда никто этого не знал.

Первый год работы показал, что в 4-м классе увлечь детей чтением уже поздно. Ещё через год я поняла, что с 1-го класса начинать читать тоже поздно. Приходилось исправлять ошибки, сделанные родителями, бабушками, дедушками. Нужно было брать детей ещё раньше, с 4-5 лет. Так возникла группа «БУКВАрики», где учили буквы. Научившись читать предложения из 3-4 слов, дети переходили в группу «ЧИТАрики».

Я увидела, что самые лучшие результаты получаются тогда, когда занятие идёт индивидуально. Тогда не возникает психологических проблем в чтении. В группе ребёнок стесняется, что у него что-то не получается. Один может произнести это слово, другой не может. У кого-то проблемы с мышцами речевого аппарата. В общем, всякие бывают причины. Индивидуальные занятия дают больший результат.

– Вы не боялись, что, может быть, ничего не получится?

– Ещё как боялась! Я вела занятия в Студии в выходные, а в будни работала в школьной библиотеке. Если со Студией не получилось бы, у меня был запасной вариант.

Библиотека шикарная, с евроремонтом. Таких школьных библиотек в 2010 году в городе ещё не было. В день сто с лишним детей прибегало. Потом я поняла, что меня оттуда что-то просто выталкивает. Тогда я решилась – и ушла вольным художником.

– Что нового в Студии творческого чтения на данный момент?

– В этом году у нас открылась школа юного иллюстратора. Мы принимаем участие во всероссийском конкурсе «Вся радость жизни». Дети делают иллюстрации к книгам писательницы Татьяны Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол», «Здравствуйте, Имя Существительное». Завели канал на ютьюбе. Занимаемся критикой литературных произведений. У нас был Константин Комаров, поэт, кандидат филологических наук, профессиональный литературный критик. Он нам преподавал азы, и мы уже идём в этом направлении. В феврале [2020 года] Издательство Марины Волковой предложило серьёзную литературно-критическую деятельность в конкурсе «Все кошки любят Придворова», где наши студийцы будут отбирать лучшие стихотворения детей, присланных на конкурс.

– Для чего вы организуете встречи с писателями, критиками?

– На второй год существования Студии творческого чтения «Юный журналист» у меня появились амбициозные планы. Наш город гордится спортивными именами, но литературные имена навсегда остаются в истории.

Поскольку в Тольятти детских писателей днём с огнём не сыщешь, я стала привозить их из других городов. Дети получили возможность встретиться с живыми писателями, задать им вопросы. Взрослым тоже стало интересно. Мужчина (директор одной фирмы) подошёл ко мне и говорит: «Мне 40 лет, а я впервые вижу живого писателя». То есть многие воспринимают писателей как икону на страницах учебников.

– Литераторы охотно соглашаются на эти встречи?

– Они любят приезжать к нам в Тольятти, любят такие встречи. Дети задают вопросы, читают свои стихи писателю, фотографируются с ним, знакомятся с его книгами. Ребёнок придёт домой, покажет книгу маме, папе, бабушке, дедушке, прочитает им что-то из неё, покажет друзьям, похвастается, что у него не просто книга, а с автографом. Ценность этой книги тогда возрастает. Самое главное, что ребёнок на всю жизнь запомнит, что встречался с писателем.

Вообще считается престижным побывать в Тольятти, потому что на эти встречи собирается много детей. Мы хорошо организуем эти встречи, сложилась целая технология встреч с писателями. Поэтому все хотят сюда приехать.

– После проведённых встреч вы поддерживаете с писателями связь?

– Да, конечно. С теми, кто приезжал к нам, мы дружим. С Татьяной Рик, которая приезжала в прошлом году, и сейчас переписываемся. Летом к нам приезжала Ирина Цхай, писательница из Барнаула, директор театра «Викторий». Она сама по себе человек-театр. До сих пор с ней списываемся, созваниваемся. Она мечтает приехать ещё раз в Тольятти. Особая дружба сложилась с челябинскими писателями. Дружим с писателями из Екатеринбурга, Казани, Калуги, Ульяновска и Москвы.

– В интервью телеканалу ВАЗ-ТВ Вы сказали, что первым издательством, с которым начали сотрудничать, было Издательство Марины Волковой. Почему именно с ним?

– Это была очень интересная история. В связи с юбилеем [Самуила] Маршака мы ставили спектакль «Кошкин дом» на благотворительном рождественском концерте. Средства, которые мы собрали, пошли в фонд помощи ребёнку, больному ДЦП. После спектакля у моей ученицы Ани Подгорновой родились стихи. Она играла в спектакле котёнка, и стихи были про котёнка. В интернете я нашла, что Марина Волкова проводит МЯУ-эстафету, и послала стихотворение. Марина Волкова ответила, что у Ани получились замечательные стихи. Так завязалась переписка. Стихи на конкурс я отправила в начале марта, а в конце мая Марина Волкова приехала в Тольятти по нашему приглашению. С тех пор мы и дружим.

– Вы активно популяризируете литературу современных авторов. А сами что-нибудь пишете?

– Совсем недавно я детям говорила, что пишу стихи, но я их никому не показываю. Потому что это не то, что нужно показывать. Это любительство. Вот читатель я, пожалуй, профессиональный.

– Как вы стали экспертом Международной детской литературной премии имени В.П. Крапивина? В чём ваша задача?

– Это было осенью 2013 года. Я была в Сарове на конференции по чтению и познакомилась с директором Международной детской литературной премии имени Владислава Крапивина писательницей Ольгой Колпаковой. Я её пригласила в Тольятти на встречу с детьми. В процессе работы она предложила войти в литсовет премии, я согласилась. Читать и оценивать приходится произведения, которые поданы на конкурс. Автор произведения не указан, получаю рукопись, просто печатный текст. Работа в литсовете Международного конкурса детской литературы даёт возможность увидеть произведения, которые ещё не опубликованы.

– Какой общественной деятельностью вы занимались?

– Я была председателем секции школьных библиотек Российской библиотечной ассоциации. Там есть разные секции: секция детских библиотек, секция муниципальных библиотек, секция технических библиотек, секция научных библиотек, секция книгоиздательской и книгораспространительской деятельности, секция медицинских библиотек, даже секция тюремных библиотек. А я была председателем школьных библиотек России. Вот этой общественной деятельностью я занималась. Получилось активизировать работу этой секции. Президент Российской библиотечной ассоциации Михаил Дмитриевич Афанасьев вручил благодарность «за личный вклад в развитие библиотечного дела России, за инициативу и творческий подход в решении профессиональных задач продвижения чтения подрастающего поколения».

– В чём преимущества юных писателей?

– Дети стали более талантливыми. Сейчас сочиняющих в пять, семь, десять лет стало намного больше. Возможно, по той причине, что появился интернет. Туда дети могут выставлять своё литературное творчество.

– В интервью Молодёжному медиахолдингу «Есть talk!» Вы сказали, что «у нас растут отличные читающие дети...». А молодёжь действительно сейчас много читает?

– Я утверждаю, что современные дети читают. Больше или меньше – это относительно. Они читают не только книги, но и букридеры, что-нибудь в интернете.

Если имеются в виду книги, то есть несколько проблем. Современные книги не доходят до книжных магазинов. У Ольги Колпаковой пятьдесят с лишним книг написано. Занимаясь организацией встреч с ней, пошла в книжный магазин, а в магазине только одна её книга. И это наши крупнейшие книжные магазины. Сейчас её книг уже больше, потому что увидели, что они востребованы тольяттинскими читателями.

Многих современных книг нет и в детских библиотеках. При этом количество библиотек резко сократилось. Исчезло 10 детских библиотек в пространстве города. Школьные библиотеки не финансировались, не пополнялись много лет. Они не отвечают требованиям, интересам читателей.

– А библиотека Культурного центра «Автоград» соответствует этим требованиям?

– Да, соответствует. Она, пожалуй, входит в двадцатку лучших библиотек нашей страны. Библиотека КЦ «Автоград» была построена в советские времена по специальному проекту. Это уникальная библиотека по архитектурному и культурному ландшафту.

– Тольятти ассоциируется у людей как хоккейный, автомобильный город. Писательским городом его можно назвать?

– Есть предпосылки к этому. Хотя автомобили у нас впереди, химия тоже, а литература пока на задворках великой империи. Вместе с тем у нас появились детские писатели: Галина Цыпленкова, Александр Тененбаум. Светлана Решенина стала лауреатом Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина. Это уже радует. Это речь только о детских писателях.

– 2020 год – юбилейный год для Студии. Можете подвести итоги вашей работы за прошедшее десятилетие?

– Мы издали пять литературных альманахов Студии творческого чтения «Юный журналист». Сотрудничаем с пятью издательствами. Это Издательство Марины Волковой (Челябинск), «КомпасГид» (Москва), издательство «РШБА» (Москва), «Вако» (Москва), «Библиомир» (Москва), «Генри Пушель» (Екатеринбург).

Работы шести наших студийцев опубликованы в журнале «Идель» № 10 за 2018 год и № 1 за 2019 год. В журнале «Школьная библиотека» № 12 за 2018 год размещено интервью с Татьяной Рик. Хокку Анны Подгорновой и Славы Виноградова напечатаны в Международном литературно-художественном альманахе «Полевые цветы» № 3 за 2019 год.

Студия «Гор» из Зеленодольска Республики Татарстан сделала мультфильм по рассказу Ксении Кирьяковой «Золотусик».

Итогов много, и они меня радуют. Просуществовать в наше время десять лет – это дорогого стоит.

Просмотров: 631
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей