Всё поправимо, пока жив человек. Рецензия на эскиз спектакля «Постучавшись в небесную дверь»
28 января 2021

Автор – ученица Школы молодого журналиста Дворца детского и юношеского творчества Тольятти Ксения Костина

От редакции. Дополнение от 1 апреля 2021 года

1 апреля 2021 года состоялся финал XII конкурса «Тольятти – город молодых». Его организаторы – первичная журналистская организация ТГУ при Самарской организации Союза журналистов России, центр гуманитарных технологий и медиакоммуникаций «Молодёжный медиахолдинг „Есть talk!“», администрация Тольятти и Дума г. о. Тольятти. В конкурсе приняли участие школьники и студенты в возрасте от 14 лет до 21 года, воспитанники творческих студий и школ юных журналистов. Начинающие журналисты представили свои работы в семи конкурсных номинациях.

В номинации «Требует решения» лучшей работой жюри признало данный материал Ксении Костиной с авторским названием «Что должны увидеть подростки, желающие умереть». Данный материал – это взгляд молодой журналистки на режиссёрский эскиз спектакля, представленного в рамках XI театрального фестиваля «Премьера одной репетиции». Фестиваль 2020 года был посвящён теме «Актёрское мастерство в современном театре».

«Достучаться до небес» – немецкий кинофильм 1997 года сценариста и режиссёра Томаса Яна о двух мужчинах, которым ставят смертельный диагноз, в результате чего они угоняют машину с миллионом немецких марок в багажнике и покидают больницу.

Первый спектакль конкурсной программы XI фестиваля «Премьера одной репетиции» называется «Постучавшись в небесную дверь». Он был показан 4 сентября 2020 года. Это была некая рефлексия режиссёров – Петра и Романа Касатьевых по фильму, сценическая версия по мотивам популярной кинокартины конца 90-х годов прошлого века.

Мы все хоть иногда задумываемся о том, что будет, если прямо сейчас нам скажут: «Вам осталось несколько дней». Чем мы займёмся? Бросим работу и уедем в другую страну? Запрёмся дома и будем читать книги, коря себя, что не успели прочитать их раньше? Будем делать вид, что ничего не изменилось? Или убьём того, кого ненавидим?

Главная тема спектакля – моменты последних дней из жизни людей, которым осталось немного. Когда человек в свои последние часы начинает проживать всю свою жизнь, чувствовать то, чего не чувствовал раньше, сокрушаясь о том, что не сделал до этого переломного момента.

Именно так начинается, вероятно, настоящая жизнь не особо соблюдающего правила Мартина Бреста (Пётр Зубарев) и законопослушного Руди Вурлицера (Константин Федосеев). Они попадают в одну палату со смертельными диагнозами: у Руди – саркома кости, а у Мартина – опухоль мозга, которую поздно убирать. Они закидываются текилой и угоняют машину, чтобы Руди смог увидеть море перед смертью, чтобы исполнить последние в своей жизни цели.

Спектакль игрался на сцене «Чёрный квадрат» – замкнутом, небольшом пространстве, где зритель может почувствовать себя участником событий, быть на одной прямой вместе с героями. Будто он в одной палате вместе с Руди и Мартином, на заднем сиденье угнанной машиной, за их спинами на море.

Начинается спектакль словами: «Это вам не мюзикл, это публичный дом, где вы должны завести клиента на всю ночь». Да, начинается всё достаточно ярко и почти смешно, а после переходит почти в траурное настроение, когда герои узнают о том, что жить им осталось недолго:

– Стоишь на берегу и чувствуешь солёный запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты, и жизнь лишь началась... И губы жжёт подруги поцелуй, пропитанный слезой.

– Я не был на море.

– Ладно, не заливай. Ни разу не был на море. Уже постучались на небеса, накачались текилой, буквально проводили себя в последний путь... А ты на море-то не побывал... Не знал, что на небесах никуда без этого? Там, наверху, тебя окрестят лохом.

Эскиз сопровождается музыкальными саундтреками. Не только простыми мелодиями, а полноценным музыкальным сопровождением. Один трек Eden (Hunted Version) Анны Кальви (Anna Calvi) заставляет всё внутри сжаться. На большом чёрном экране сначала транслируются субтитры. После там появляется изображение самих персонажей, которые говорят о том, что на небесах все говорят о море, и умереть, не побывав там, плохой тон. В момент этого диалога Мартин и Руди выглядят так, будто их снимают для какого-то медицинского эксперимента. Транслируемые изображения на экране в целом дополняют обстановку, делают её то более мрачной, напоминая об обречённости героев, то добавляя какую-то нотку жизни. Жизни, которая скоро покинет героев.

Кроме основных героев, есть «голос за кадром» – невидимый человек, исполняющий несколько ролей. «Невидимый» – на самом деле актёр Олег Андюшкин. Мы его не видим, но хочется отметить его голос – почти равнодушный, безразличный ко всему. Если не знать о чём фильм, можно сказать, что этим третьим является сам Господь, к которому обращаются те, кто вскоре встретится с ним лично. Голос Олега при некоторой безэмоциональности буквально искрится, придаёт ситуациям дополнительные краски – страх, злость, грусть.

Эскиз идёт рывками – динамичность чередуется со спокойными разговорами. Что можно сказать об актёрской игре? Это было душераздирающе. Да, кажется, это слово подходит. Невероятный поток эмоций не просто на каких-то моментах, а безостановочный, постоянный. Каждый момент, каждая сцена героев заставляет сердце биться быстрее обычного. Актёры выдают невероятные эмоции. Несмотря на то, что зрители смеются, тяжесть от смерти, нависшей над героями Константина и Петра, не пропадает. Ты помнишь о том, что они вот-вот умрут. И забыть про это нельзя, поэтому каждое их действие, почти каждое слово заставляет внутренне дрожать. Сложно представить, как актеры входили в это состояние. Насколько сильно надо проникнуться всей картиной, сценарием, историей, чтобы заставлять всех верить в то, что ты умираешь. Верить и ежеминутно содрогаться.

Можно ли смотреть эскиз без знания первоисточника? Конечно, можно. Тогда картина сыграет другими красками – первые моменты объяснят все происходящее, можно будет построить свои теории и догадки. Сложно будет понимать переходы от одного события к другому, но поскольку картина растягивается не на года, а всего на несколько дней, то усмотреть порядок и логику действий несложно. Поскольку эскиз – всего лишь эскиз, а не полноценный спектакль, то все события фильма на сцену не перенесены. Да и стоит ли?

Герои узнают правду, решают бросить всё, совершают действия, которые нельзя совершить ранее начала своего конца, а потом – безмятежное море. Те, кто смотрел фильм, конечно, усмотрят упущенные сцены, но именно эта «дыра» и заставляет трястись. «Достучаться до небес» – культовый фильм, и эскиз ничуть ему не уступает. Те, кому нравится фильм, не разочаруются, посмотрев «Постучавшись в небесную дверь».

Финальный эпизод эмоционально кульминационный: герои безмолвно сидят перед «берегом моря», вглядываются вдаль, смотрят на волны, любуются красотой моря, к которому так стремились последние дни своей недолгой жизни.

Этот эскиз, как и фильм, стоит увидеть подросткам. Робкие, одинокие души, которые считают, что в этом мире для них ничего нет и ничего не будет, а единственный выход – смерть. Им стоит увидеть «Постучавшись в небесную дверь», чтобы понять, что смерть – это не выход. Смерть подводит окончательный итог, и раз вы живы, значит, смысл в этом есть. Главные герои спектакля скоро умрут, и только перед этим событием своей жизни они понимают, сколько ещё не успели сделать – восемь желаний, двадцать. Всё поправимо, пока человек жив, и жизнь его должна быть длинной. Посмотреть стоит именно эту театральную версию, поскольку живые эмоции актёров проникновеннее, чем эмоции актёров фильма, снятого в конце прошлого столетия.

Просмотров: 127
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей