Четыре дня в режиме «Формула». Часть 2. Мистическая остановка машины и триумф
10 ноября 2020

Команда Togliatti Racing Team в третий раз доказала, что является лучшей в России. В сентябре прошли соревнования Formula Student Russia 2020, корреспондент молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» и по совместительству PR-менеджер команды Togliatti Racing Team, Софья Горина побывала в Москве и подготовила репортаж о том, как проходили одни из самых масштабных соревнований в России. Спойлер: будет много английских слов, но не волнуйтесь, автор обязательно всё пояснит.

Первую часть репортажа читайте здесь

 

День 3

Плотный, насыщенный и яркий день. Мы наконец-то закончили техническую инспекцию и получили четвёртую – долгожданную – наклейку за Brake Test, а это значит, что команду допустили до динамических дисциплин Acceleration («Ускорение») и Skidpad («Восьмёрка»).

«Восьмёрка» представляет собой два круга по часовой и два круга против часовой стрелки. На её прохождение каждому из двух пилотов даётся по две попытки. Цель – проехать по трассе за минимальное время, не сбив ни одного конуса. С прохождением Skidpad наши пилоты Михаил Гололобов и Леонид Харин справились успешно и сохранили машину для главной динамической дисциплины – гонки на выносливость (Endurance).

Для Михаила Гололобова это был очень важный день. Он впервые принимал участие в соревнованиях, в том числе и в динамике. Этого момента Михаил ждал очень долго – и не зря: во второй попытке Acceleration он показал лучшее время – 5,238 секунды.

Перед пилотом на Acceleration стоит несколько задач. Первая – вовремя переключать передачи, понимать момент, когда это правильнее сделать, чтобы мотор не работал вне диапазона максимальных динамических характеристик. Вторая – держать болид всегда прямо, чтобы его не заносило и не увеличивалось время на прохождение дистанции. В первой попытке я выбрал тактику букса, чтобы прогреть резину. Благодаря этому, во второй попытке я показал лучшее время. Самым трудным для меня было подъехать медленно к линии старта и не заглохнуть. До соревнований я тренировался, и мои усилия не прошли даром, – говорит Михаил Гололобов, пилот и инженер команды Togliatti Racing Team.

В этот же день состоялись защиты сразу двух статических дисциплин: Cost & Manufacturing event («Отчёт о стоимости») и Business presentation («Презентация бизнес-плана»). В отчёт о стоимости болида входят наименования абсолютно всех деталей, до последней гайки. Отчёт разделён на системы и подсистемы.

Во время защиты Cost & Manufacturing event судьи задают всем участникам команды вопросы, связанные с конструкцией и производством болида в целом. Команда должна объяснить, почему именно так, а не иначе была изготовлена определённая деталь, как можно ускорить время сборки болида, как уменьшить стоимость и так далее.

Благодаря успешной защите Business presentation и уверенной работе «экономистов» Екатерины Чижаткиной и Альбины Шамшетдиновой, мы прошли в финал этой дисциплины.

В этот раз (в отличие от прошлого года) мы лучше подготовились и шли на защиту с большей уверенностью в своих силах. Цель бизнес-презентации – доказать судьям, что проект стоит внимания потенциальных инвесторов, а также убедить их вложиться в наш проект. В этом году мы делали упор на расчёт расходов. Мы тщательно рассчитали все издержки и показали судьям, что мы представляем серьёзную компанию, которая в будущем готова сотрудничать с инвесторами. Мы получаем от судей фидбек и, благодаря этой обратной связи, с каждым годом мы всё лучше готовимся к статическим дисциплинам. Конечно, волнение было, но во время защиты, когда вся команда приходит тебя поддержать, оно отходит на второй план, мы становимся уверенней в проделанной работе, – делится Екатерина Чижаткина, экономист команды Togliatti Racing Team.

Не всё было гладко. Во время прохождения дисциплины Skidpad переднее левое колесо болида «поймало» саморез. Прокол был устранён, после чего болид Red Scorpion G3 был полностью готов для Endurance.

 

День 4

Солнце заливает трассу. Утро начинается с динамической дисциплины AutoX («Автокросс») и дебюта одного из наших пилотов Михаила Демихина.

Суть прохождения «Автокросса» заключается в том, чтобы два пилота – Виктор Сметанин и Михаил Демихин – показали минимальное время прохождения одного круга на трассе и обеспечили максимальную среднюю скорость на треке, при этом не сбив ни одного конуса. Если пилот сбивает конусы, команду штрафуют за каждый, прибавляя две секунды к общему времени прохождения «Автокросса». Если пилот сходит с трассы, происходит дисквалификация команды в данной дисциплине.

Задача пилота в дисциплине AutoX – проехать круг как можно быстрее, при этом не заработав штрафное время. Я, безусловно, волновался, потому что опыт вождения болида Red Scorpion G3 у меня небольшой и это мои первые соревнования. Страха не было, я знаю эту машину, двигатель делал сам. Не боялся того, что машина может сойти с дистанции, был сфокусирован на прохождении траектории. Первый круг ехал достаточно медленно, чтобы понять, как машина будет себя вести. Я потратил первую попытку на ознакомление с трассой, чтобы понять, где лучше ехать медленно, а где ускориться, затормозить, где будет резкий поворот и так далее. Второй круг был зачётным, ехал уверенней, с более высокой скоростью. Основную свою задачу как пилота я выполнил. Считаю, что проехал достойно, не сбил ни одного конуса, – рассказывает Михаил Демихин, пилот и инженер команды Togliatti Racing Team.

В последний день нужно выложиться на тысячу процентов. Капитан и опытный пилот команды Виктор Сметанин показал лучший результат в AutoX – 42,143 секунды. В этой дисциплине нам удалось обойти другие команды.

И вот то, чего мы все так долго ждали: Endurance – гонка на выносливость. Она без преувеличения считается самой главной и сложной, финишировать в которой удаётся немногим командам.

Машина не должна подвести, пилот должен быть максимально спокоен и сосредоточен (в Endurance выступали Виктор Сметанин и Максим Валеев).

До сегодняшнего дня у Togliatti Racing Team был стопроцентный показатель завершения гонки на выносливость. Мы финишировали всегда. Но в этом году что-то пошло не так. Автомобиль проехал 38 кругов из необходимых 50, а на 39-м круге Red Scorpion G3 стал терять динамику – и остановился. У пилота Максима Валеева за отведённую регламентом одну минуту завести машину снова не получилось.


Небольшое отступление. Просто мистика какая-то. Уже 17 октября в Тольятти ребята восстановили условия гонки на выносливость: два часа непрерывного движения при температуре +8 °C, с подключёнными к болиду датчиками и диагностическим оборудованием для выяснения причины остановки Red Scorpion G3 на соревнованиях. Увы, причину остановки болида в Москве так и не нашли. Машина спокойно завелась и работала как ни в чём не бывало. Как будто нам всем это на московской трассе показалось.

Вернёмся в Москву. Всё-таки шторм в первый день не прошёл бесследно: несколько участников команды приболели под конец четвёртого дня, в том числе и я. Всё это время мы держали себя в руках, не позволяя организму расслабиться.

Несмотря на трудности четырёх московских дней: бушующий ураган, не совсем гладкое прохождение технической инспекции и статических дисциплин, сход болида с дистанции, плохое самочувствие – команда в целом со всем справилась.

И вот итоги: победа в общем зачёте (Overall – 513,5 баллов), а также:

• «Автокросс» (AutoX) – 100 баллов;

• «Отчёт о стоимости» (Cost & Manufacturing event) – 100 баллов;

• «Защита дизайна» (Design Event) – 110 баллов;

• «Презентация бизнес-плана» (Business presentation) – 75 баллов;

• «Ускорение» (Acceleration) – 72,8 балла;

• «Восьмёрка» (Skidpad) – 55,7 баллов.

В 2020 году во всём мире только два соревнования проекта Formula Student состоялись в очном режиме: Formula Bharat 2020 и Formula Student Russia 2020. Команда Togliatti Racing Team выражает огромную благодарность организаторам за проведение соревнований и предоставленную возможность вновь доказать, на что способны молодые инженеры из Тольяттинского государственного университета.

• Подробные результаты соревнований Formula Student Russia 2020, а также запись прямых трансляций, список участников и фотоотчёт доступны на официальном сайте организаторов

• «Формула студент ТГУ» – проект Высшей инженерной школы Тольяттинского государственного университета – стратегического проекта Программы развития опорного ТГУ


Просмотров: 923
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей