Экспериментаторы: Научи меня быть счастливым. Часть вторая. Обуздывая свои эмоции

Парадоксально, но факт: мир захватывает толерантность ко всему и вся, а неспокойным людям становится всё сложнее. Возьмём соцсети: в комментах под каждой записью спорят, ругаются, нарываются на чужую агрессию. Стресс-факторов очень много не только в интернете. Как держать себя в руках, если что-то действительно раздражает? Как некоторые люди умудряются быть адекватными? Оказывается, решение есть – развитие эмоционального интеллекта. Виктория Ярыгина за один день решила всерьёз его прокачать – и прожить день на позитиве.

 

Условия эксперимента. Готовимся к «прокачке»

Эксперимент вроде бы очень простой: быть адекватной, приветливой, не расстраиваться и не отвечать на обидные шутки, при этом понимать свои эмоции. Если произойдёт что-то, что испортит настроение, нужно его моментально поднять. У нас с «напарницей» по эксперименту общие цели, но средства – разные. Алина Костюкова использовала инструменты позитивного мышления, а я – эмоциональный интеллект.

 

Немного теории

Джон Майер и Питер Саловей в 1990 году объяснили миру, что такое эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI). Они были авторами научной статьи «Emotional Intelligence», в которой и объяснили суть явления. Широко популяризировал EI журналист New York Times Дэниел Гоулман. В 1995 году он выпустил бестселлер под названием «Эмоциональный интеллект».

EI – это умение понимать и принимать свои эмоции, причём как позитивные, так и негативные, умение различать намерения людей, их настрой, развитое понимание того, как отличить свои эмоции от фактов, как не развить конфликт.

Чем выше у человека эмоциональный интеллект, тем проще ему в любых сферах жизни. Люди с развитым EI отличают страх от гнева, расстройство от злости, апатию от усталости. Они умеют понимать эмоции других, им проще в общении. EI позволяет понимать и принимать себя. EI можно развить. Высокий эмоциональный интеллект позволяет трезво оценивать свои возможности и достоинства, принимать поведение людей.

Я никогда ранее не занималась развитием своего EI, так что попытка пользоваться им может вызвать настоящие трудности.

 

Встреча с реальностью

Вечер накануне эксперимента

Ложусь спать. Готовлюсь к эксперименту заранее. Выспавшийся человек – довольный человек. Это точно поможет мне проснуться в хорошем настроении.

Утро

На паре Алина заметила, что я не особо весёлая, и предложила аффирмацию: «Я излучаю радость, притягиваю любовь и исполняю все свои мечты». Мы повторили её вслух трижды. Если честно, от этой фразы стало скорее смешно, чем весело. Но настроение... улучшилось. Может, так это и работает?

Сегодня все как будто хотят разозлить меня в соцсетях. Пассивная агрессия в беседе, непонятные сообщения в личных диалогах... Я стараюсь сдерживаться, при этом осознавая, что именно меня злит. Сделала маленькое открытие: если портится настроение, не так уж просто его поднять одной силой мысли. Кстати, эмоциональный интеллект начинает включаться, я поняла, что такая моя реакция нормальна, и просто постаралась не обращать внимание.

День

Говорят, если улыбаться, мозг «подумает», что тебе весело, и это должно развеселить – такой психологический трюк. Стою в буфете, улыбаюсь. Меня спросили, что со мной. Нежели приняли за сумасшедшую?

На паре услышала про себя грубую шутку. Но смогла – сдержалась и не ответила. Победа? Просыпается мой недюжинный эмоциональный интеллект?

Вечер

После пар ещё много дел. Надо заняться тем, что мне нравится. Решила поесть и послушать музыку – это всегда поднимает мне настроение. Дело в том, что еда и музыка способствуют выработке дофамина – гормона радости. Прослушивание музыки воздействует на мозг более сложным образом и тоже способствует выработке этого гормона.

Анализируя день, удивляюсь. Казалось бы, надо было просто не грустить. Ничего сложного. Но на самом деле создавать эмоции в зависимости от желания очень непросто, не всегда получалось сразу успокоиться и не зацикливаться на том, что раздражает. Эмоциональный интеллект – классная штука, несмотря на то, что я им не владею. Ты понимаешь себя, анализируешь своё поведение, пытаешься понять поведение других, как было в случае с грубой шуткой в мой адрес. И это понимание позволяет в таких ситуациях адекватно реагировать (в моём случае – попробовать адекватно реагировать). С другой стороны, не хочется становиться «холодной» девушкой, которая, как робот, всегда ведёт себя как надо, не хочется быть «пластиковой», скрывая свои искренние эмоции. Важно оставаться живой, но более спокойной. После эксперимента я понимаю, что это огромный труд, и мне хочется найти золотую середину.

Советы от знающих людей

Чтобы понять, почему было так сложно прожить этот день на позитиве, мы обратились к экспертам.

Ирина Малышева, заведующий лабораторией практической педагогики и психологии Поволжского православного института:

– С эволюционной точки зрения отрицательные эмоции более важны и необходимы, потому что сигнализируют об угрозе. Они неприятны, но именно с ними связано наше адаптивное поведение. В человека заложено гораздо больше базовых отрицательных эмоций, чем положительных. Помимо запуска процессов адаптации они ещё и тонизируют нас, заставляют развиваться, меняться в лучшую сторону, защищать себя и отстаивать собственное «Я».

Большую проблему составляет «застревание» в отрицательной эмоции на долгое время, наличие нерелевантных стресс-факторов, повышение индивидуальной чувствительности из-за личных особенностей.

Появление термина «эмоциональный интеллект», на мой взгляд, связано с изменением отношения к эмоциональной сфере человека. Раньше эмоции связывались с одухотворённостью, непостижимостью, творчеством. Сейчас мы живём в эпоху прагматизма, и к эмоциональным процессам «предъявляются» требования функциональной пользы. Об этом хорошо писал ещё наш соотечественник Сергей Леонидович Рубинштейн: эмоциональную сферу нужно развивать, как и умственную. Чем шире освоенный диапазон, тем лучше.

Что же касается областей применения, то мне кажется, возможность использования эмоционального интеллекта несколько преувеличена, ведь эмоции как процесс более связаны с неосознаваемой частью психики. Если у вас хороший эмоциональный интеллект, удастся ли вам поцеловать таракана, не испытывая при этом страха и отвращения? Глубинные охранные механизмы вступят в свои права.

Вячеслав Строченков, основатель Центра эмоционального интеллекта:

– Быть просто интеллектуально развитым человеком недостаточно, так как помимо ума природой предусмотрено эмоциональное реагирование на события. В детстве некоторые родители запрещают своему ребёнку проявлять эмоции: «мальчики не плачут», «девочки громко не радуются», «не грусти» и так далее. Чтобы не быть отвергнутым мамой или папой, ребёнок адаптируется и запрещает себе проявления чувств. Под запрет часто попадают так называемые негативные чувства. По моему мнению, не бывает отрицательных или положительных эмоций. Такая классификация по умолчанию накладывает запрет на проявления эмоций из категории негативных. Подобные установки не дают жить полной жизнью. Природой задумано, что человек контактирует с окружающим миром в том числе через эмоции или чувства. Запрещая себе чувствовать злость, грусть, обиду, человек «отрезает» себе возможность полноценного контакта с другими людьми, делает его скудным, поверхностным, формальным.

Чтобы выйти из ловушки классификации чувств, я разделил их на сложные и простые, ушёл от терминов «негативные» / «позитивные» – и стало проще позволять себе испытывать злость или страх. Но этого, конечно, мало. Особенно, если в раннем детстве не произошло обучение «азбуке чувств», то есть когда не знаешь, какие чувства вообще бывают, как они ощущаются через телесные переживания, а не на уровне ума. Научиться азбуке чувств можно в любом возрасте. Для этого нужен другой человек, который её знает и сможет через общение познакомить с миром эмоций.

Эмоции нужны для того, чтобы изменять дистанцию с другим человеком и регулировать интенсивность контакта с ним. Эмоциональный интеллект помогает быть более уверенным и устойчивым, с его помощью можно начать жить полноценной жизнью. Чем старше человек, тем сложнее развивать эмоциональный интеллект. Однако не стоит отчаиваться – даже в возрасте ещё можно ухватиться за возможность успешно развивать его.

Самый эффективный способ – индивидуальные или групповые занятия с психологом, у которого есть дополнительное образование. Также рекомендую завести азбуку эмоций – дневник, куда вы сможете записывать свои эмоциональные реакции. Через некоторое время вы сможете к ним возвращаться и посмотреть со стороны на произошедшее со стороны.

Ещё очень полезно развивать эмпатию – способность разделять чувства и сопереживать другому. Если вы будете говорить, каково вам, когда с другим что-то происходит, это поможет проживать сложные эмоциональные состояния и вам, и этому другому человеку.

Узнать больше об эмоциональном интеллекте

• книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект» (больше 500 страниц с ответами на вопросы о том, что такое эмоциональный интеллект, как он поможет в семье, что делать с раздражительностью и многое другое)

• тест BBC на уровень развития эмоционального интеллекта

• материал «русского» BBC «Что такое эмоциональный интеллект и почему он так важен»

• материал РБК «Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь и как над ним работать»


Просмотров: 808
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей