На стиле. Инъекция цвета. Часть первая. Восприятие цвета

Весна – это не только когда на термометре уверенный температурный плюс, а когда витрины магазинов пестрят красками, коллекции дизайнеров наполняются яркими оттенками, а в модных журналах главная тема номера сформулирована, например, так: «С чем сочетать трендовый розовый в этом сезоне?». В специальном выпуске проекта «На стиле» разбираемся, как цвет влияет на нашу жизнь, искусство, маркетинг, а также получим от персонального стилиста советы о том, как вписать цвет в гардероб.

Вспышка цвета, или Как присвоить синий

Новорождённые начинают различать цвета в возрасте шести недель. А дальше цвет сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни. Цвет – важнейшая часть культуры и искусства. В сказках каждого народа цвет всегда несёт особую смысловую нагрузку. А помните, как мы в школе писали сочинения о символизме жёлтого в произведениях Фёдора Достоевского? А на уроках рисования рассматривали картины известных художников, в которых каждый оттенок играл важную роль в авторском замысле?

– Цвет в изобразительном искусстве был всегда. Но если сегодня мы можем прийти в магазин и купить синий, красный, зелёный пигмент по одинаковой стоимости, то в период Возрождения яркая краска была очень дорогой, – говорит журналист и искусствовед Маргарита Бабенкова. – И только придворные живописцы могли позволить себе сочные оттенки. Например, Ян Вермеер считался небогатым художником, и в своих картинах он использовал доступные на тот момент краски. Ярких вспышек цвета в его полотнах не наблюдалось. Самая известная его работа «Девушка с жемчужной серёжкой» была написана на заказ, поэтому там автор прибегает к ярким цветам. Но те работы, которые он писал самостоятельно, – бледные. И вплоть до середины ХХ века большинство художников не могли позволить себе дорогую краску, поэтому живопись той эпохи такая блёклая.

ХХ век для искусства стал временем революции цвета. С одной стороны, появляются новые течения, такие как фовизм – с кричащими, сочными оттенками. С другой стороны, цвет перестаёт быть важным, отходя на второй план. В 1960 году французский художник Ив Кляйн «присваивает» себе синий цвет.

– Самый яркий пример, когда цвет действительно изменил искусство для меня, – это французский художник ХХ века Ив Кляйн, который запатентовал ультрамарин, или «международный синий Кляйна». Что делает художник? Он берёт и говорит, что синий цвет – это его цвет. Все думают: «Какое он имеет право?! Подлец!». Но он вокруг этого синего начинает производить невероятно интересные вещи. Например, он берёт морские губки, «прилепляет» их к холсту и красит в тот самый оттенок. Или устраивает выставку «Пустота», на которую приглашает весь французский бомонд и предлагает гостям только коктейли синего цвета. Когда мы говорим о синем цвете в контексте современного искусства – это, безусловно, Ив Кляйн! – объясняет Маргарита Бабенкова.

В ХХ веке, помимо всего прочего, случился расцвет экспрессионизма. На первый план для художников-экспрессионистов выходит эмоция зрителя.

– Если мы говорим про экспрессионизм, то первая картина, о которой мы вспоминаем, – работа Мунка «Крик». В этом стиле используются цвета, не гармонично сочетающиеся между собой. Такие картины на зрителя производят отталкивающее впечатление. Например, ярко-кровяной, грязный цвет охры с краплением зелёного и синего... Всё вместе создаёт ощущение дисбаланса. Помимо той самой экспрессии, направление экспрессионизма вызывает чувство отторжения ещё и потому, что человеческий глаз не усваивает такое сочетание оттенков, – говорит Маргарита Бабенкова.

В Древней Греции не существовало отдельных слов для обозначения цветов. Чёткое значение имели только два: eukos (белый) и melanos (чёрный). Слово erythros относилось к целой гамме красных тонов. Другие слова архаического периода обозначают скорее степень освещённости и фактуру, чем хроматическую идентичность цвета. Иногда такие слова относились даже не к цвету как таковому, а к ощущениям или настроению.

Игры разума, или Как мы воспринимаем цвет

На эмоциональное состояние человека цвет оказывает колоссальное влияние. Существует целая наука о цвете – колористика. Почему голубой успокаивает, а красный возбуждает? Почему некоторые оттенки нас привлекают, а другие, наоборот, вызывают явное отторжение? На эти вопросы ищут ответы уже не стилисты, а психологи, которые изучают феномен цвета.

– Цвет влияет на человека и может воздействовать на наше восприятие, – комментирует Наталья Воробьёва, психолог, член Российской ассоциации арт-терапии. – Наглядный пример тому – одежда. Если мы посмотрим на наших политиков, мы увидим: когда нужно, чтобы их воспринимали более формально, они используют белый и синий. Белая рубашка, синий костюм и капля красного, которая показывает некое главенство. Красный значит «Я главный! Я важный!». Даже если мы вспомним наших «новых русских» в малиновых пиджаках – это тоже про цвета власти. Есть цветовые коды, которые показывают: «Ко мне не подходи! Это опасно!» Такие сочетания мы можем видеть даже в природе: комбинации белого, чёрного, красного и жёлтого. Человек в такой одежде будет восприниматься отстранённо, такого человека лучше просто обойти стороной.

В чёрном худи нам действительно кажется, что мы будем незаметными, а с красной помадой станем яркими. В разных контекстах и временных промежутках мы также будем по-разному воспринимать тот или иной оттенок. Оранжевый апельсин – цвет бодрости и лета, а вот оранжевый ценник – уже признак дешевизны и доступности. В интерьере дизайнеры советуют обратить внимания на спокойные оттенки, а яркими добавлять акценты.

 

All the colors of the world

Одним из главных брендов, сделавших ставку на цвет, в частности, в рекламе стал Benetton с его концепцией United Colors of Benetton. Культовой вещью итальянского бренда является свитер, выпущенный в 36 цветовых решениях.

Всемирную популярность Benetton получил благодаря сотрудничеству с фотографом Оливьеро Тоскани. Именно Тоскани придумал культовый слоган All the colors of the world, который воплотился в одной из самых известных рекламных кампаний. Идея простая: на фотографии изображены смеющиеся дети разных этнических групп, одетые в разноцветную одежду бренда. Тоскани не любил профессиональных моделей, поэтому на всех его успешных снимках изображены обычные дети. Рекламная кампания имела огромный резонанс. Игра с контрастами стала знаковым приёмом бренда, а неординарный кейс Benetton до сих пор рассматривается в учебниках по маркетингу.

Продолжение следует...

Просмотров: 885
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей