«Нам помогала взаимная любовь». Секреты семейного счастья профессора Кустова
8 августа 2024

Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский говорил, что настоящий педагог не только учит, но и сам учится всю жизнь. Вот так по Ушинскому почти семьдесят лет не перестаёт интересоваться всем новым, что есть в образовании, профессор Юрий Кустов. Причём шестьдесят шесть лет педагогической деятельности он отдал Тольяттинскому государственному университету (ТГУ). Не только его судьба тесно связана с вузом. В ТГУ более сорока лет проработала супруга Юрия Кустова – Валентина, семь лет – дочь Ольга. Более того, пять лет в университете училась внучка Анна, а сейчас правнук Дмитрий – студент четвёртого курса ТГУ.

Юрий Андреевич Кустов родился в 1930 году в селе Красные Дома Елховского района Самарской области. Весной 1948 года получил аттестат зрелости и поступил в Куйбышевский педагогический институт на физико-математический факультет, через четыре года с отличием его окончил. По окончании института четыре года работал завучем и учителем физики в школе № 2 Портпосёлка в Ставрополе (ныне Тольятти). Затем был приглашён в качестве преподавателя в Ставропольский филиал Куйбышевского индустриального института (с 1967 года – Тольяттинский политехнический институт, ТПИ; с 2001 года – ТГУ).

Окончил заочную аспирантуру Куйбышевского пединститута, в 1965 году защитил диссертацию, получил диплом кандидата педагогических наук. А в 1991 году стал доктором педагогических наук, защитив докторскую диссертацию по теме «Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки молодёжи в профтехучилищах и технических вузах». Шесть лет Юрий Кустов был проректором по учебной работе ТГУ.

Профессор Кустов – основоположник авторской научно-педагогической школы «Проблемы непрерывного профессионального образования», в рамках которой под его научным руководством были подготовлены и защищены 34 кандидатских и 4 докторских диссертации. Он автор 315 научных публикаций, в том числе 36 монографий и учебных пособий, а также редактор 19 тематических сборников научно-методических работ.

Первые преподаватели Ставропольского филиала Куйбышевского индустриального института. Юрий Кустов – слева в нижнем ряду. Фото из фондов музея Тольяттинского государственного университета

Жить в любви

В судьбе каждого взрослого человека конкурируют семья и работа. Но супругам Кустовым удавалось совмещать заботу о детях и решение бытовых проблем с работой. И не просто совмещать, но делать это ладно, сообща. Поначалу молодожёны жили в здании школы в Портпосёлке, где после окончания Куйбышевского пединститута работал молодой учитель физики Юрий Кустов.

– Когда у нас родилась старшая дочь Ольга, муж вставал по ночам к ней, приносил мне её на кормления. Мы не договаривались специально и не разделяли обязанностей по дому и по работе. Просто всегда старались поддерживать друг друга, тем более у нас не было помощи бабушек и дедушек, – рассказывает Валентина Викторовна Кустова. – С дочерью нам помогала няня, так как мы оба работали. Муж был вынужден подрабатывать, чтобы обеспечить семью. Кроме основного места работы в школе, он преподавал физику офицерскому составу, работавшему в лагере заключённых, и самим заключённым.

Переезд из школы в отдельную 16-метровую комнату в 1954 году для Кустовых стал настоящим событием. Это жильё молодая семья получила в доме на улице Республиканской, где и стали жить в одной маленькой комнате пять человек: муж, жена, маленькая дочь, брат Юрия Андреевича и няня.

– Приходилось совмещать семью и работу. Большую роль сыграла жена, она помогала мне заниматься научной работой, печатала тексты на машинке, – рассказывает Юрий Андреевич. – И я старался жене помочь – гулял с дочерью в лесу. Ольга дремала в коляске под кустиком, а я собирал землянику. Наравне с женой занимался хозяйством и ходил за продуктами. Я считал, что необходимо и вникать в воспитание детей, и разделять с супругой домашнюю работу. Помогал делать уроки детям, когда они учились в школе. Приходилось откладывать свои научные дела, работу и сидеть, объяснять.

Не задумываясь, Валентина Викторовна говорит о том, что помогало и помогает столько лет преодолевать невзгоды, в чём секрет счастья крепкой дружной семьи со стажем супружеской жизни более 70 лет:

– Нам всегда помогала взаимная любовь, взаимоуважение, взаимозаменяемость. Муж помогал мне с детьми, особенно когда они были совсем маленькими. А когда он работал над диссертацией, я помогала – печатала его научные работы и статьи. Порой до пяти утра сидим с ним, печатаем, а в шесть часов уже у него автобус, и надо ехать на конференцию в другой город, а мне – кормить детей и идти на работу. Я люблю своего мужа до сих пор, как в молодости. Всё просто: любовь – в этом секрет нашего семейного счастья.

Юрий и Валентина Кустовы. Фото из семейного архива

Педагог – это призвание

У Юрия Андреевича и Валентины Викторовны две внучки, один внук и два правнука. Супруги признаются, что профессия педагога помогала и помогает в воспитании детей, внуков, правнуков. Хотя Юрий Андреевич не берётся дать ответ на вопрос, что сложнее – быть педагогом на работе или отцом двух дочерей и сына дома.

– Чтобы быть хорошим педагогом, всё-таки нужен талант, – убеждён Юрий Кустов. – Но большое значение имеет и возможность обмениваться опытом, мнениями с коллегами постарше. Я помню, когда приехал в Ставрополь выпускником института и был направлен на работу в школу в Портпосёлке, часто встречался с опытным учителем физики Валентином Симоновичем Столетенко. Он не просто читал мне назидательные лекции, а дружески советовал, как может поступить педагог в той или иной спорной, сложной ситуации. Он говорил: «Не бойся спрашивать и советоваться. Ведь каждый из нас был начинающим педагогом, обмен опытом в нашей профессии бесценен». Я до сих пор помню его и благодарен за помощь, поддержку и советы. Эти знания помогали мне потом всю жизнь и в научной работе, и в общении с коллегами. Я считаю, что нельзя официально воспитать учёного. Не зря в Новосибирском университете готовили молодых перспективных учёных путём включения их не только в общение с опытными старшими коллегами. Им рекомендовали вместе проводить больше времени – посещать концерты, массовые мероприятия. Так передавались не только сухие знания, но и само мировоззрение опытного человека начинающему учёному. И в общении со своими детьми мы считали важным приобщать их к труду, общаться при рассмотрении трудностей в учёбе. Помощь может иметь большое педагогическое значение.

Валентина Викторовна Кустова проработала в ТГУ 42 года. Она вспоминает, что мечтала быть учителем с первого класса, когда ей пришлось целую неделю замещать заболевшего школьного педагога. Маленькая Валя ставила стулья, вставала на них, чтобы дотянуться до доски, и проводила уроки.

– У меня дед, бабушка и тётка по линии отца были учителями. А дед был инспектором Самарской губернии по образованию. Вот так и мне передалась тяга к педагогике через поколение, – с улыбкой говорит Валентина Викторовна.

Годы работы в ТГУ она вспоминает с теплотой:

– Я начинала работать в Тольяттинском политехническом институте лаборантом на кафедре математики у Ивана Ивановича Козырева, потом окончила наше вечернее отделение, работала и училась. Со временем стала работать на кафедре «Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства», затем – старшим преподавателем. Работала замдекана дневного отделения, замдекана вечернего факультета, была куратором по воспитательной работе. А когда в городе начали образовываться факультеты повышения квалификации, на базе ТПИ предложили наладить эту деятельность. Поручили её Юрию Андреевичу, а я подключилась к этой работе. Тогда мы вместе создали факультет повышения квалификации работников образования.

«Любовь – в этом секрет семейного счастья». Юрий Андреевич и Валентина Викторовна Кустовы в 2019 году. Фото из личного архива

Территория педагогики

В 1991 году Юрий Кустов стал первым доктором педагогических наук в Тольятти. Он убеждён, что умение передавать свои знания – великий талант. Мало знать самому, нужно уметь научить других. И это тоже наука. Это территория педагогики. Его студенты, многие из которых теперь уже нянчат своих внуков, до сих пор вспоминают лекции Юрия Андреевича, помнят, как он умел «держать аудиторию», вовремя переключить внимание, пошутить к месту, без ущерба основной теме лекции. Ему одному из первых в Тольятти принадлежит идея собирать научно-практические конференции для вузовских педагогов. Фактически это был некий прообраз нынешних августовских совещаний. Среди его достижений – организация «Лаборатории педагогики высшей школы» в техническом вузе, основание «Школы повышения методического мастерства преподавателей вуза, не имеющих педагогического образования», создание и внедрение в практику системы обязательного минимума внеучебной работы студентов и многое другое.

– Я считал важным, чтобы преподаватели – люди, состоявшиеся в науке, – осваивали и навыки педагогического мастерства, – говорит Юрий Андреевич. – Поэтому когда я был проректором ТПИ по учебной работе, организовал повышение квалификации профессоров и доцентов института в области педагогики и методики преподавания. Даже обязал посещать эти занятия профессоров, доцентов и старших преподавателей, не имеющих учёной степени. А чтобы получить более высокую педагогическую должность, специалист был обязан сделать что-то новое в области методики: оборудовать аудиторию техническими средствами обучения, разработать методическое пособие... Считаю, педагогизация процесса обучения в техническом вузе нам во многом помогла.

Супруги Кустовы с дочерью Ольгой. Фото из личного архива

Дойти до сути

Был период, когда в Тольяттинском политехническом институте работали одновременно Юрий Андреевич, Валентина Викторовна и их старшая дочь Ольга.

– Я начала работать в институте методистом в центре новых информационных технологий под руководством Василия Викторовича Ефросинина. В течение трёх лет защитила кандидатскую диссертацию, обобщив в ней свою многолетнюю педагогическую деятельность. Потом как кандидат педагогических наук была назначена начальником центра компьютерного образования. В ТГУ проработала до 2010 года, а в образовательной деятельности я с 15 лет, – рассказывает Ольга Юрьевна. – Как педагог вуза преподавала по совместительству на кафедре философии и кафедре педагогики.

Но даже теперь, отойдя от педагогической деятельности, Ольга Юрьевна признаётся, что не перестаёт учиться, искать и находить что-то новое и интересное, чтобы поделиться с молодыми педагогами.

– Наверное, это отчасти профессиональная черта. Если ты работаешь педагогом, необходимо постоянно повышать квалификацию и проходить разного рода аттестации, – рассказывает Ольга Юрьевна. – Ещё есть методическая работа, где ты узнаёшь новые методики, сама придумываешь новые формы обучения, чтобы лучше усваивались знания, и у студентов было желание учиться. Это постоянное новаторство, инсайты, когда ребят вводишь в ситуацию, и они сами делают открытия и получают удовольствие от учёбы. Моё жизненное кредо: во всём постараться дойти до самой сути. Моя дочь тоже педагог. Сейчас мой внук Дмитрий учится в ТГУ. Примечательно, что поступил в ТГУ он в том году, когда его прадеду Юрию Андреевичу исполнилось девяносто лет, и он ушёл на пенсию. Сдал смену правнуку, как мы шутим. И теперь наша семья сохраняет связь с ТГУ через Дмитрия, правнука Юрия Андреевича.

О своём отце Ольга Юрьевна говорит как о блестящем профессионале. Он видел в каждом студенте и аспиранте человека, которого надо развивать и поддерживать:

– До сих пор бывают ситуации, когда выпускники Юрия Андреевича говорят мне, что он сыграл в их жизни решающую роль. Он мог так гуманно разрулить сложные ситуации, что это порой буквально определяло дальнейшую профессиональную судьбу человека. А ведь успешная профессиональная судьба – половина счастья.

Но при этом дочь Юрия Андреевича добавляет: отец всегда оставался скромным человеком, работал не за почёт, а за совесть. Он стоял у истоков создания и развития нескольких факультетов ТГУ: инженерно-технологического, автомобильного, вечерне-заочного, факультета повышения квалификации работников образования. А это подразумевало колоссальную нагрузку по поиску и подбору преподавателей, по наработке с нуля методической базы.

Семья Кустовых на выпускном внучки Анны. Фото из личного архива

Есть на кого равняться

Юрий Андреевич и Валентина Викторовна вспоминают, что им в воспитании детей и в решении бытовых проблем, конечно, помогали родители, но многое приходилось делать самим. Зато теперь и они в качестве дедушки и бабушки активно интересуются младшим поколением семьи.

– Дедушки и бабушки должны не просто любить внуков и правнуков, мы считаем, что нужно помогать и словом, и делом, – говорит Валентина Викторовна. – Все пальчики на моей руке – это как дети, внуки и правнуки. Каждый пальчик хочется пожалеть и погладить. Я мечтаю о продолжении нашего рода – о новых правнуках и праправнуках, об этих маленьких пальчиках, ладошках. Хочу увидеть, подержать на руках, пожелать им всего доброго и светлого в жизни. И чтобы они не забывали своих корней.

Внучка Анна, которая закончила филфак в ТГУ, подчёркивает, что на бабушку и дедушку равняется вся семья:

– Для нас они – некий эталон в плане профессиональном и человеческом. В дедушке в неформальном общении мне нравится чувство юмора. Несмотря на все его регалии, с нами он общается очень весело, по-доброму, с самоиронией. Нет профессорского снобизма, всегда всё очень просто, тепло и по-семейному.

О времени учёбы в ТГУ Анна говорит с ностальгией:

– С благодарностью и любовью вспоминаю о ТГУ, о преподавателях. Они привили любовь к языку, к литературе, уважительное отношение к слову. В профессии журналиста это очень важно. И для меня филология – это нечто большее, чем просто образование. Это состояние души и ощущение себя в этом мире через слово и через язык. Когда я училась, старалась не пропускать занятий, всё жадно впитывала, училась честно и основательно. Наверное, гены по-другому не позволяли.

Самый преданный читатель

12 мая 2024 года Юрий Андреевич отметил 94-й день рождения. Он живо интересуется новостями ТГУ, в шутку называет себя самым преданным читателем газеты «Тольяттинский университет».

– Всегда с интересом знакомлюсь с каждым новым выпуском нашей корпоративной газеты. Благодаря публикациям узнаю о жизни университета, творческих планах, свершениях и достижениях как преподавателей, так и студентов, – отмечает профессор Кустов. – Радует, что ТГУ занимает достойное место в системе высшего образования страны, продолжает развиваться и совершенствоваться в научном и техническом плане. Укрепляются связи с передовыми предприятиями города, растёт качество подготовки специалистов. Нынешнее руководство университета и весь его коллектив достойно продолжают заложенные традиции и вектор успешного развития родного университета. А это значит, что наше поколение преподавателей – ветеранов ТГУ трудилось не зря!

Деятельная натура Юрия Кустова не знает покоя. И сейчас он занялся мемуарами. В них войдут не только дорогие сердцу воспоминания, но и размышления о прошлом и настоящем высшей школы.

Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 12 (932) от 15.05.2024 г.

Просмотров: 1517
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей