Придумано в Тольятти: Как в индустриальном городе становятся музыкантами
15 февраля 2021

Для людей, которые приезжают в Тольятти, это прежде всего город, история которого неразрывно связана с промышленностью. Чего стоят только штампы «город большой химии», «автомобильная столица», «русский Детройт». При этом в Тольятти много очень молодых музыкантов, поэтов, художников, дизайнеров, которых эта специфическая атмосфера вдохновляет. Феномену того, что придумано и создано в Тольятти, посвящён этот проект.

Выходцы с фестивалей

История музыкальной жизни Тольятти неразрывно связана с фестивалями, в частности с легендарным Грушинским. В 2020-м ему исполнилось 52 года. «Груша» – одна из главных площадок, на которой в том числе и местные авторы представляют своё творчество широкой аудитории. Участниками «Груши» в разное время были многие тольяттинские музыканты.

In the past

В 1977 году звание самого молодого участника «Груши» получил семнадцатилетний Юрий Лившиц. Это была одна из первых больших творческих побед, которых в судьбе этого музыканта будет много. В 1985 году Юрий участвовал в культурной программе XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. В тот же год началось творческое сотрудничество с известным исполнителем Александром Розенбаумом.

В 1990 году песня Юрия Лившица «На тонком льду» прозвучала в фильме о проблемах Волжского автомобильного завода студии «ЦентрНаучФильм».



Сейчас Юрий Анатольевич Лившиц – директор гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета. В 2015 году в интервью радио «Шансон» он признался, что большую часть своего времени посвящает работе, выступать продолжает, хоть и не так часто, а вот на «Груше» в последнее время не поёт.

 

Today

В 2019 году в Грушинском фестивале принимает участие Луиза Шустова. Ей семнадцать, но «Груша» – уже не первое крупное музыкальное событие для неё. В 2018 году девушка дебютировала на фестивале «Акустика», где её назвали «открытием».

Затем появляется и группа «Луиза». Но на «Грушу» 2019 года участники коллектива приехать не смогли, поэтому солистка выступила вместе с сессионными музыкантами. Среди них – играющая на домре Анна Бочарова. Осенью того же года девушка войдёт уже в новый состав «Луизы». Сейчас в группе шесть человек – и оригинальный набор инструментов: помимо двух гитар и домры есть ещё флейта и перкуссия. По словам Луизы Шустовой, постоянно играть в одном жанре группа не может – слишком скучно. Сейчас музыканты делают альтернативный фолк, но ещё год назад отдавали предпочтение более тяжёлой музыке.

Фолк – музыкальный жанр, основанный на народной музыке. Начал активно развиваться в ХХ веке, когда исполнители стали проявлять интерес к народному творчеству и интегрировать его элементы в свою музыку.

Группа написала песню «Мантры Сиерры» для фильма «Жизнь души», снятого Центром российского кино в Тольятти.

Мантры Сиерры

Последние два года «Луиза» много выступает в тольяттинских клубах и на мероприятиях творческого центра «Начало».



Творческий центр «Начало» – открытая площадка для развития творческого потенциала и самореализации молодых тольяттинцев. Направления работы центра: поэзия, литература, драматургия, музыка, изобразительное искусство, фотография, танец, театр, кино.

– Я не загадываю на будущее. Потому, что знаю: в любой момент могу остаться без группы, – признаётся Луиза Шустова. – Это реалии нашего города. Талантливые ребята стремятся уехать. И я их понимаю. Для нас зарабатывать своим любимым делом практически невозможно.

Приезжие из ближних городов

Тольяттинские музыканты – далеко не всегда родившиеся в Тольятти люди. Конечно, большого притока творческой молодёжи, как в столицах, здесь не наблюдается. Но история помнит случаи, когда музыканты приезжали в Тольятти – и оставались навсегда.

In the past

В 1981 году из Самары в Тольятти переехал Юрий Панюшкин. К тому моменту он уже известный музыкант и лауреат фестивалей.

Его песня «Прощание с островом Вайгач» получила высокую оценку барда Юрия Визбора.

Прощание с островом Вайгач

В Тольятти Юрий Панюшкин сразу же собрал вокруг себя единомышленников и стал художественным руководителем ДК «50-летие Октября». Следующие несколько лет активно ставил музыкальные спектакли, гастролировал, участвовал во всесоюзных конкурсах. Самарский бард внёс огромный вклад в культурное развитие Тольятти. Музыкант не раз уезжал отсюда на заработки, но всегда возвращался.

В 1993 году другой известный исполнитель Олег Митяев по просьбе мэра города Сергея Жилкина написал песню «Возвращение в Тольятти». На одном из выступлений, рассказывая о работе над композицией, музыкант признался: «Я пытался представить, как будто я – это Юрий Панюшкин, и как будто опять возвращаюсь в Тольятти. В итоге и получилась такая песня».

Возвращение в Тольятти

Ещё в конце прошлого века Тольятти был окутан романтическим ореолом города молодых. Теперь же о нём всё чаще говорят как о стареющем. Представить, что история Юрия Панюшкина может повториться в современном Тольятти, довольно сложно. Но каждая история может повториться.

 

Today

Саша Кайнер родился и вырос в Самаре, но в 2019 году жить и работать приехал в Тольятти.

Сейчас ему 22 года. У него пока нет крупных творческих успехов, но музыкой он планирует заниматься серьёзно. Ближайшая цель – записать альбом. Материал для него уже почти собран. Пока это акустические песни на гитаре и укулеле, и какими они станут в полноценной аранжировке, – неизвестно. А значит и говорить о ведущем жанре или направлении ещё рано.

Саша – сотрудник компании по созданию мобильных игр. Часть денег он вкладывает в музыкальное оборудование. Работа ему нравится, но в своём «идеальном мире» он бы хотел зарабатывать исключительно музыкой. Молодой человек со своим проектом PЁSIK в основном выступает на «квартирниках» центра «Начало» и помогает с организацией творческих мероприятий в городе.



Музыкант согласен с тем, что Тольятти не хватает культурных пространств: «Я много где был, и некоторые города обустроены хуже, чем Тольятти, но многие – лучше. Меня это злит, потому что я чувствую, что люди моего города – замечательные люди! – как будто чего-то недополучают».

В репертуаре Саши есть посвящённая Тольятти песня. Несмотря на то, что город представлен в ней противоречивым, автор уверенно заявляет, что эта песня – о любви и преданности.

Город

Неслучайные случайности

Валерия Батина – девятиклассница одной из тольяттинских школ, участница дуэта «Leralin». Свою первую песню девушки из коллектива написали в 2018 году, Лере тогда было всего 13 лет, а Алине Ямбаевой – 15. До этого мыслей о создании музыкального коллектива у них не было. Всё получилось само собой. Первый творческий успех дуэта случился в конце 2019 года.

«Leralin» впервые выступили на предновогоднем квартирнике центра «Начало».

– Кто-то из знакомых невзначай предложил нам выступить на каком-нибудь мероприятии от «Начала», – вспоминает Лера. Мы решили, что это отличная идея. Когда пришли туда впервые, очень волновались, было немного некомфортно, потому что мы никого не знали, нас тоже никто не знал. Ловили на себе изучающие взгляды. Но после выступления обстановка совершенно изменилась. Вся тусовка смотрела на нас совершенно другими глазами. Думаю, что им понравилась наша музыка.

Сейчас девушек можно встретить практически на каждом мероприятии центра. Музыку «Leralin» делает в популярном сейчас направлении пост-бард.

Пост-бард – жанр рок-музыки, который сформировался в середине 2010-х в странах СНГ. Смесь гаражного рока и других направлений, например, шансона или классических дворовых песен под гитару. Среди популярных музыкантов, работающих в этом направлении, – Алёна Швец.

Большая часть песен «Leralin» – о любви и взаимоотношениях, но есть треки на общественно-политические и остросоциальные темы. С октября 2020 года девичий бэнд выступает вместе с панк-рок-группой «Шаг ИЗ пропасти». По мнению девушек, такой творческий тандем придаёт их музыке необычное звучание.



После окончания школы Лера планирует поступать в медицинский колледж. Основной аргумент в пользу медицины – востребованность профессии. Но забрасывать музыку девушка пока не собирается. Сейчас в планах у дуэта записать первый альбом. Оставаться в Тольятти Лера не хочет, после окончания колледжа планирует уехать в Санкт-Петербург.

 

Диагноз «Уехал»

В 1969 году вышел мультфильм о бродячих артистах по одноимённой сказке братьев Гримм. Главные его герои – музыкальный квинтет. Поющие герои больше всего ценят свободу, а не «дворцов заманчивые своды». Эта история – вымысел, но и очень классная метафора. Бродячие музыканты – вполне реальное и очень распространённое (особенно в Средние века) явление. Вот только оставлять свои города их заставляло не только желание свободы – «бродячее» искусство помогало им заработать на хлеб насущный. С современными тольяттинскими музыкантами примерно та же история. Биографии многих из них в последнее время объединяет одно слово: «Уехал».

По мнению культуролога Дмитрия Чевозёрова (кстати, родившегося в Тольятти, но живущего в Москве), в том, что творческие люди покидают город, нет ничего страшного. Страшно, что почти никто из них сюда не возвращается.

– Город не поддерживает контактов с уехавшими. Это большая проблема. Например, в Израиле есть Министерство абсорбции [Министерство алии и интеграции отвечает за государственное содействие израильтянам, вернувшимся на родину после длительного пребывания за границе. – Прим. ред.]. Оно отвечает за поддержание контактов с теми, кто живёт за рубежом, агитирует приезжать в Израиль хотя бы на месяц. Можно было бы попробовать сделать что-то подобное и на городском уровне, – отмечает Дмитрий.

 

В Тольятти по любви

Тольяттинский журналист Алексей Орлин много лет пишет о музыке. Он был свидетелем смены целых поколений тольяттинских авторов, появления новых тем и стилей. О том, что объединяло музыкантов нашего города в 90-е годы и «оставляло» их в Тольятти, он говорит так: «Разные местные коллективы того времени объединяла одна „штучка“: они выходили на сцену с твёрдым пониманием того, что они лучшие! И это было не просто самомнение – это была твёрдая, внутренняя убеждённость. А связано это было с тем, в каком городе они жили. Тольятти был амбициозен, ярок. Здесь рождались проекты, которые в других местах могли рассматриваться как фантастические. Здесь же они смело реализовывались. И музыканты это тонко „проинтуичили“. Как, собственно, практически всегда и бывает. Ментальность непременно отражается в музыке. Входит в неё исподволь каждый день».

Съёмочная группа: режиссёр Наталья Похмельнова, съёмка и монтаж Андрей Косов, Леонид Еднак, Валерий Бабич

Группа «Поппер» была основана в 1986 году в Тольятти. Участвовала в крупных фестивалях: «Автоград» (Тольятти), «Самый Плохой» (Самара), «Рок против наркотиков» (Москва-Тольятти), «50x50» (Москва-Тольятти).

По мнению журналиста, сейчас мы наблюдаем потерю городом своих позиций, что сказывается и на творческих стремлениях музыкантов. Что же побуждает их выбирать этот город и оставаться в нём? Каким они видят его сегодня? Что современный Тольятти даёт им и их творчеству?

Луиза Шустова:

– Подростки здесь слишком рано окунаются во взрослую жизнь и видят её не с самой лучшей стороны. Поэтому и тексты некоторых молодых музыкантов достаточно депрессивные. А творческий потенциал, если он есть, всё равно будет искать выход, и вот такую форму он приобретает. Но мне ближе идея о том, что даже в такой неоднозначной обстановке можно пытаться чувствовать что-то светлое, учиться наблюдать. Созерцание провоцирует размышления, заставляет как бы отделиться от ситуации и посмотреть на неё со стороны.

Саша Кайнер:

– Тольятти – город, на первый взгляд, провинциальный, жестковатый, со своими проблемами, совершенно не хипстерский, может быть, даже депрессивный. Но здесь достаточно хороших музыкальных групп и интересного искусства. Вопреки всему. Меня это очень вдохновляет. Многое из того, что люди тут делают, не похоже на подражание городам крупнее. Люди делают что-то настоящее, иногда странное. Мне нравится.

Лера Батина:

– У меня есть стихи, в которых я решила описать утопию, то есть мир, в котором никто ни в чём не нуждается. Я поняла, что, когда у людей есть всё необходимое, они и не хотят ничем заниматься, развиваться, бороться. Не зря же говорят, что художник должен быть голодным. Атмосфера Тольятти оказывается куда более питательной и полезной для творческих людей. Когда ты постоянно наблюдаешь серость и однообразие, возникает желание писать о противоположном – светлом, мотивирующем.

 

Благодарим фотографа Вадима Кондратьева и Тольяттинский краеведческий музей за предоставленные фотоматериалы

ЛУИЗА - Мантры Сиерры
Юрий Панюшкин - Остров Вайгач
Олег Митяев - Возвращение в Тольятти
pЁsik - город
Просмотров: 1665
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей