Группа энтузиастов уже несколько лет организует образовательные прогулки по памятникам советского модернизма Тольятти. С любовью и каким-то фанатичным трепетом эти люди разыскивают уцелевшие или погибающие мозаики, по крупицам восстанавливают их историю. Своими находками делятся в интернете, собирают единомышленников, изучают и ищут. Среди них немало непрофессиональных дизайнеров, краеведов или урбанистов. Это простые люди, увидевшие красоту там, где не все её способны оценить по достоинству. Благодаря усилиям этих горящих людей в Тольятти даже появилась карта мозаик, которая постоянно дополняется. Классная история, согласитесь? Не так давно появилась и карта граффити и муралов. Мы не претендуем на такой масштаб, но хотим внести свою скромную лепту в создание карты стрит-арта Тольятти. Вот лишь несколько муралов из всех районов города, которые нам хотелось бы отметить.
Диптих «Антиподы» на корпусе ТГУ (ул. Фрунзе, 2г). Автор Рустам QBic. Фото: Артём Чернявский
«Антиподы»
Автор Рустам QBic
Год создания: 2021
Тольятти, Автозаводский район
53.513457°N 49.304215°E
Среди муралов Тольятти самым популярным является диптих маститого казанского уличного художника Рустама QBic. Ранее в проекте «Стенография» мы уже писали о неоднозначности арт-объекта для горожан и невероятной его популярности среди охотников за стрит-артом.
Автор изобразил двойников, олицетворяющих современность: ребёнка с гаджетами и ребёнка с книгой. У каждого – свои ценности. Оба героя наверняка счастливы, каждый – по-своему. Но как же интересно посмотреть на них в сравнении! Мурал будто призывает прохожих: «Посмотри на себя со стороны!»
«Антиподы» действительно, что называется, «попали» в тольяттинцев. И пусть отношение к арт-объекту неоднозначное, он создаёт вокруг себя общественную дискуссию. С первого взгляда никак нельзя определить, какой посыл заложил автор: просто разделил поколения людей или их вкусы, сравнил между собой двойников или же заставил наблюдателя выбирать между аналоговым и цифровым мирами.
Мурал «Спасибо, мы ценим!» на фасаде жилого дома по адресу: ул. Свердлова, 16. Источник: drugoigorod.ru
«Спасибо, мы ценим!»
Авторы: Оксана Гладкова и Семён Маверский
Год создания: 2020
Тольятти, Автозаводский район
53.527014°N 49.311324°E
Давайте признаемся: мы катастрофически редко благодарим других людей за маленькие и большие поступки. Делаем это только в редких случаях, когда сталкиваемся с тотальными проблемами. В июне 2020-го в разгар пандемии ковида в Тольятти появился мурал «Спасибо, мы ценим!» На фасаде жилого дома по адресу: ул. Свердлова, 16 изобразили девушку-врача с большим сердцем в руках, на котором нанесены границы Самарской области. Так художники запечатлели в памяти горожан и в культурном коде Тольятти, насколько велик был вклад медиков в борьбу с пандемией коронавируса, ведь именно врачи приняли на себя в этот период колоссальный удар.
Точно такое же изображение ранее появилось и на одном из жилых домов в Самаре. Инициировали появление обоих арт-объектов художники, создавшие муралы к чемпионату мира по футболу 2018 года, а саму идею поддержали областные власти, в частности губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.
Мурал с изображением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского на фасаде Военно-технического кадетского корпуса по адресу: ул. Ворошилова, 2а. Источник: vk.com/gorod_togliatti
Мурал с изображением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
Автор Сергей Цвелик
Год создания: 2021
Тольятти, Автозаводский район
53.535721°N 49.313092°E
В этом арт-объекте сложилось всё: расположение, смысловая нагрузка и дата открытия. В День народного единства 4 ноября 2021 года на двух фасадах Военно-технического кадетского корпуса на Ворошилова, 2а тольяттинцам был торжественно представлен мурал с изображением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Но на фасад в день открытия был нанесён только эскиз. Поэтому все желающие с помощью баллончиков, красок и валиков смогли помочь художнику Сергею Цвелику завершить масштабный мурал.
Последние экспонаты нашей виртуальной экскурсии по Тольятти появились одновременно благодаря фестивалю монументального искусства и стрит-арта ART CITY. С 2014 года даже сохранилось видео формата 3х4 о том, как это всё было. В рамках этого события в городе появилось сразу пять новых муралов. Первым о них написал в своём блоге Дмитрий Рузов.
Мурал «Отражение» на торце жилого дома по адресу: ул. Голосова, 105. Фото: Дмитрий Рузов / ruzovdmitry.livejournal.com/147211.html
«Отражение»
Автор Андрей Катаев
Год создания: 2014 (в рамках фестиваля монументального искусства и стрит-арта ART CITY)
Тольятти, Центральный район
53.50515°N 49.431563°E
Мурал на жилом доме по адресу: ул. Голосова, 105 представляет панорамный вид на Волгу и Жигулёвские горы. На фоне Жигулей ввысь взмывает самолёт, а над гладью реки, состоящей из голубых полевых цветов, летит чайка.
– Этот мурал с самолётом и чайкой – очень классная работа, – признаётся директор центра урбанистики и стратегического развития территорий Тольяттинского государственного университета Мария Степанова. – Сколько я езжу, сколько наблюдаю, мне всегда очень приятно его видеть. И каждый раз будто заново с ним знакомлюсь. Он очень в тему тут, на улице Баныкина.
Мурал очень лёгкий, задаёт сразу летнее настроение. Но есть одно но.
Так выглядит «Отражение» после ремонта фасада. Фото: Евгения Ревина
Глядя на то, в каком состоянии находится мурал сегодня, понимаешь, что работы городских коммунальщиков не пошли на пользу уличному искусству. На торце дома отремонтировали швы, и, как итог, мурал больше не выглядит цельным и лёгким.
Мурал «Сны моего детства» на торце жилого дома по адресу: Майский проезд, 7б. Фото: Дмитрий Рузов / ruzovdmitry.livejournal.com/147211.html
«Сны моего детства»
Авторы: Стас Багс и Пётр Папасов (Milk and Vodka)
Год создания: 2014 (в рамках фестиваля монументального искусства и стрит-арта ART CITY)
Тольятти, микрорайон Жигулёвское море
53.481494°N 49.519478°E
Этот мурал стоит увидеть вживую. Как и многие другие, он изображён на жилом доме, но уже в Комсомольском районе, а точнее в микрорайоне Жигулёвское море по адресу: Майский проезд, 7б. Когда ещё мы сможем увидеть огромного кита снизу вверх? Впрочем, не стоит думать, что здесь изображён просто кит, парящий в облаках. Кто-то решит, что это знак и пора расслабиться, немного отдохнуть. А кто-то подумает о том, что в череде серых будней мы часто забываем, что мир каждый день может дарить нам настоящие чудеса, и всего-то и надо оглядеться по сторонам.
Мурал «На горизонте времён, или Основы загадочной механики» на торце жилого дома по адресу: ул. Степана Разина, 90. Фото: Дмитрий Рузов / ruzovdmitry.livejournal.com/147211.html
«На горизонте времён, или Основы загадочной механики»
Автор Виктор Ершов
Год создания: 2014 (в рамках фестиваля монументального искусства и стрит-арта ART CITY)
Тольятти, Автозаводский район
53.00001°N 49.289164°E
Почти на выезде из «зелёной зоны» в Автозаводской район Тольятти каждый встречает гигантского Василия Татищева на фасаде жилого дома по адресу: ул. Степана Разина, 90. Отец-основатель города словно смотрит в будущее.
Тут следует сделать небольшое курьёзное признание. До своего погружения в тему муралов автор этого проекта был абсолютно уверен, что на торце дома зачем-то изображён Исаак Ньютон. И было удивительно, почему у него в руках гайка, а не яблоко. В своё оправдание можем сказать, что на изображении нет подписи, чей это портрет и кто его автор. Да и далеко не каждый тольяттинец знает «в лицо» отца-основателя города. Возможно, теперь у многих пазл сошёлся. Про историю и идею этого мурала мы расспросили организатора того самого фестиваля стрит-арта и монументального искусства ART CITY. Дизайнер, художественный куратор выставок Ольга Веретенникова любезно предоставила фрагменты описания работы, подготовленного для фестиваля.
«Арт-объект посвящён основателю Ставрополя-на-Волге Василию Татищеву, а также точке отсчёта в истории города. Фасад дома по адресу: ул. Степана Разина, 90 направлен на юг, а Василий Татищев смотрит на юго-восток, потому что защита юго-восточных границ стала одной из главных причин основания Ставрополя-на-Волге. Взгляд основателя города направлен также и в сторону Волги, Жигулёвских гор и Жигулёвской ГЭС и затопленного при стройке станции исторического центра Ставрополя-на-Волге.
Прототипом портрета является изображение с исторической почтовой марки, но в данной работе изображение складывается из полигонов (замкнутая ломаная линия или многоугольник. – Прим. авт.). Это решение позволяет подчеркнуть монументальность Татищева и итогового арт-объекта. Изображение действительно похоже на памятник основателю Тольятти. Татищев смотрит как бы через подзорную трубу вперёд – не только через пространство, но и через время, в будущее. Градостроитель предвещает далёкую и богатую историю городу. Через призму технического прогресса исторический взгляд основателя Тольятти проходит через гайку, символизирующую механический прогресс и промышленность города. Сквозь линзу Василий Татищев видит горы, расположенные как бы за его спиной. Его взгляд направлен одновременно и вперёд, и назад – видно, что осталось позади, и то, что ещё ждёт впереди»
...Давайте будем честны, Тольятти – это, к примеру, не Петербург – город-музей под открытым небом с огромным культурным и историческим бэкграундом. К слову сказать, по счастью. У каждого города характер свой. Да, мы не стремимся и не претендуем стать столицей российского стрит-арта, как Нижний Новгород или Екатеринбург. У Тольятти своя атмосфера, а значит – свои особенные черты даже для уличного искусства. Несколько предсказуемая архитектура спальных районов провинциального города – отличный холст для стрит-арта. Изображения на фасадах, о которых мы рассказали в проекте «Стенография», становятся знаковыми и заметными для города и горожан. Арт-объекты должны оставаться неоднозначными, вызывающими дискуссии. Тем интереснее нам будет каждое утро закрывать дверь своей квартиры, выходить на улицу и будто заново знакомиться с родным городом.