Волшебство, четвёртая стена и желание удивлять. Один день с Александрой Баушевой – актрисой театра «Колесо» имени Глеба Дроздова

Нередко человек выбирает профессию родителей, потому что знаком с ней с детства. Хорошо это или плохо? Ответить может тот, кто вырос в творческой семье и превратил свою жизнь в постоянный праздник. В новом выпуске проекта «Один день с актёром» корреспонденту Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Амине Дахунаевой о своей жизни в театре рассказывает актриса драматического театра «Колесо» имени Г. Б. Дроздова Александра Баушева.

Александра Баушева, 24 года, актриса драматического театра «Колесо» имени Глеба Борисовича Дроздова

Александра с самого детства в родном селе Кочёво (Пермский край) была окружена творчеством. Её мама работала директором сельского Дома культуры, и девочка уже с трёх лет была знакома со сценой – выступала с вокальными и танцевальными номерами на праздничных мероприятиях. Казалось бы, судьба сама велела выбрать актёрскую профессию, но Александра в школьные годы мечтала изучать медицину или покорить космос. Всё, как это часто бывает, определил случай. В 11 лет она оказалась на спектакле с участием старшей сестры. «Как только раздвинулись кулисы, на сцене началось волшебство... После этого я стала постоянно посещать театр. И уже в 15 лет точно решила, что хочу, как сестра, участвовать в постановках и радовать людей», – вспоминает актриса.

Закончив школу, Александра поступила в Екатеринбургский государственный театральный институт на очное отделение. Актриса отмечает, что усердно занималась, не пропускала занятия и приобрела актёрские навыки, а также избавилась от физических и психологических зажимов: «Такое ощущение, что из нас хотели сделать других людей. Если сравнивать меня до поступления и после – это два разных человека, я приобрела уверенность и стала свободнее в поступках». Александра окончила институт с красным дипломом и решила пробоваться в разные театры страны. Она разъезжала по городам и проходила собеседования. Рассматривала актриса и театр «Колесо», заинтересовавшись художественным руководителем Михаилом Чумаченко. «После университета актёры – как слепые котята, поэтому очень важно встретить хорошего режиссёра. Мне нравится, как Михаил Николаевич разбирает роль, как строит спектакль, а главное – объясняет так, что всё становится сразу понятно», – отметила Александра. С 2018 года актриса живёт в Тольятти и служит в театре «Колесо».

День в театре

Приглашение на спектакль от актрисы пришло ко мне неожиданно – под Новый год. У меня как раз не было праздничного настроения, и я решила отправиться за ним на спектакль.

«Пиратский праздник – Новый год» – так называлась музыкальная сказка с участием Александры. У входа меня встретили пираты: «Давай пять, раз пришла!» – прокричал один, а другой добавил: «Проходи, будет весело!». Сомнения в том, что мне может быть неинтересно на детском спектакле, рассеялись. Да и видеть вокруг довольные лица детей –одно удовольствие. Но это было только начало...

Гостей театра пригласили на второй этаж, где стояла красиво украшенная ёлка, а рядом с ней – три добродушных пирата. Вместе с детьми они кричали, пели и танцевали, привлекая к танцам и родителей. После третьего звонка пираты позвали гостей пройти в зрительный зал. Я не стала присоединяться к толпившимся у входа, решив пока рассмотреть развешенные в холле фотографии актёров. Среди них нашла и фотографию Александры. Она выглядела словно актриса из старого кино – нежная и хрупкая. И когда вскоре я увидела её на сцене, удивилась. Героиню Александры звали Мортиша – и это была дерзкая пиратка, которая умело обращалась с мечом.

«Фехтованию нас обучали со второго по четвёртый курс. Актёр должен быть универсальным, иначе нет смысла идти в эту профессию. С трёх лет я занимаюсь вокалом, играю на фортепиано и гитаре, треугольнике и маракасах. Обожаю спорт, подвижную жизнь. Это приносит мне удовольствие»

Мортиша живёт на корабле в пиратской семье, которая никогда не праздновала Новый год. Несмотря на свой грозный образ, юная пиратка мечтает о новогоднем чуде: «14 золотых мне исполнится скоро, а я ещё ни разу не видела ни Деда Мороза, ни Снегурочку... Золотые годы пролетают, а мне ещё ни разу не дарили подарки!» Вдруг минутная грусть актрисы сменилась безумством, она смело заявила своей семье: «Чего зря болтать! Я немедленно отправляюсь на поиски!»

«Внимание у детей рассеяно, поэтому его нужно постоянно удерживать. Их крики и смех не отвлекают, я чувствую, что им нравится, начинаю играть лучше, происходит некий обмен энергиями»

Но не успела Мортиша собрать вещи, как на корабле появился новый персонаж – странный Снегугу. Пиратская семья взялась обучать его своим уловкам, а Мортишу обязали научить гостя сражаться. Конечно, на лице актрисы можно заметить недовольство, но стоило ей узнать, что Снегугу может рассказать про Новый год, она улыбнулась. Мортиша – подросток, и Александре отлично удалось показать переменчивое настроение юности. Свою роль здесь сыграло и то, что, хотя зал в театре «Колесо» большой, актёры произносили все реплики без микрофонов.

«Микрофоны разрушают четвёртую стену. У зрителей должно сложиться впечатление, что они наблюдают, а с микрофоном мы будто заставляем их слушать нас»

Работа с детьми – колоссальный труд, но, глядя на реакцию юных зрителей, понимаешь, что актёры отлично справились со своей задачей: дети внимательно их слушали, смеялись и подпевали.

 

«Самокритика – путь к успеху»

После окончания «пиратского путешествия» Александра пригласила меня в гримёрную. «Извините, у нас тут беспорядок». Я огляделась и не поняла, за что извиняется актриса. «Если и беспорядок, то он точно творческий», – попыталась я разрядить обстановку. И вроде бы получилось – Александра улыбнулась.

– Как вам удалось сыграть дерзкую пиратку? Вы ведь такая милая девушка!

– Спасибо (улыбается). Под всякую роль можно подстроиться. У меня также есть роль Девочки-людоедки в спектакле «Звёздный мальчик». А в институте в спектакле «Моя профессия – сеньор из общества» я играла 40-летную богатую стерву Илону. И это одна из моих любимых ролей.

– Какую роль вы мечтаете сыграть?

– В семь лет я посмотрела мюзикл «Горбун из Нотр-Дама». Мне очень понравилась Эсмеральда. Её я и хотела бы сыграть. Она была такая красивая и так чудесно пела!

– Вы самокритичны?

– Очень! Но самокритика – путь к успеху. Это нужно, чтобы подниматься выше. Бывает радостно, если режиссёр одобряет твою игру. Но я всегда стремлюсь к идеалу. Хотя и знаю, что его не достичь. И это хорошо: я двигаюсь, не обозначая себе «потолка».

– Многие студенты после учёбы стремятся уехать работать в столицы, но вы пошли другим путём. Как у вас складывается жизнь в провинциальном театре?

– Большинство ребят с моего курса не работают по специальности. Сейчас есть много актёров, которым просто некуда пойти. Кто-то работает аниматором, другие считают, что достойные театры – только в столице. В Москве некоторые находятся на уровне «принеси-подай» и никаких ролей не получают. А у меня столько ролей! И среди них даже две главные! За годы работы в «Колесе» я получила огромный объём знаний, по-настоящему обогатилась ими, ведь для актёра важно не стоять на месте...

 

Из юной пиратки – в дочь отравительницы

Через несколько недель я получила приглашение от Александры на репетицию премьерного спектакля «Васса» по пьесе Максима Горького. Она встретила меня в театре и провела на сцену, где уже шла репетиция. Спектакль ставил московский режиссёр Михаил Макеев. Вдруг замечаю рядом с ним мужчину с камерой. Позже я узнала, что съёмку ведут для того, чтобы запечатлеть хорошие моменты. На сцене, как бы это ни было странным для театра, царила атмосфера съёмочного процесса. Пока в одной части сцены «снимали кино», в другой актёры примеряли костюмы и поправляли реквизит. Александра в это время то репетировала, то спускалась в зрительный зал и наблюдала за игрой своих коллег. Актриса играла роль Людмилы, младшей дочери Вассы.

– Я видела удивительный сон, – с этими словами девушка приблизилась к матери.

– Не будь испуганной! Ты должна быть разной! – прервал её режиссёр.

Актриса вернулась в образ: сначала застенчиво вошла в комнату к матери, потом быстро подбежала к ней, нежно обняла, поцеловала и тихо убежала. Сцена длилась всего несколько минут, но какой отдачи она потребовала!

«Если мне плохо, я иду на работу»

– Хотели бы вы работать в столице?

– Я не задумывалась о работе в другом театре, если только меня отсюда не погонят (смеётся). Зачем мне это... Я не хочу быть предателем. Меня здесь приняли, полюбили. И мне всё нравится.

– А в кино сыграть хотите?

– У меня нет цели попасть в кино. Попробовать можно, но ради кино из театра я бы не ушла. Конечно, если мне позвонят из Голливуда, то, возможно, я задумаюсь (улыбается).

– Молодёжь сегодня скептически относится к театральным постановкам. Если бы у вас была другая профессия, как думаете, вы бы ходили на спектакли?

– Пошла бы я в театр, не будь я актрисой?.. Это загадка для меня. Наверное, всё зависело бы от актуальности репертуара. Каждый должен найти свой театр, нужно посещать множество спектаклей. У меня есть знакомые, которые просто не знают, где смотреть афишу. Возможно, жизнь театров не освещают в СМИ так, как хотелось бы...

– Театр для вас – это...

– Театр – это праздник! Если мне плохо, то я иду на работу! Здесь зрители, которые улыбаются. Без них наши труды были бы бессмысленны. Я люблю свою профессию и жду новых ролей. Работа для меня – это главное в жизни.

Просмотров: 81
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей