С развитием технологий прогрессируют и мошеннические схемы. Мы ежедневно получаем десятки спам-сообщений через интернет, по телефону и СМС. Казалось бы, мы уже научились различать схемы обмана и манипуляций злоумышленников, но тема до сих пор остаётся актуальной. Как обезопасить себя? Об этом материал корреспондента Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Владиславы Каленской.
Источник: freepik.com
Согласно исследованию по мониторингу телефонного мошенничества ВЦИОМ за 2024 год, 67 % граждан России сталкивались со звонками мошенников за последние полгода года, 17 % получали фейковые СМС. Мошенники уже поняли, что молодые люди меньше ведутся на звонки, поэтому активно перешли в наступление через мессенджеры, чаты и сообщения. Так, именно с таким обманом сталкивается 25 % россиян в возрасте от 18 до 24 лет. И хотя процент поддающихся манипуляциям значительно меньше, чем тех, кто успешно противостоит им (7 % против 93 %), такие случаи всё же встречаются, а обманщики придумывают всё более изощренные методы поиска новых жертв.
Согласно 159 статье Уголовного кодекса РФ, под мошенничеством понимается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. По этой же статье обманщики могут понести уголовную ответственность – лишение свободы на срок до двух лет, если же речь идёт о группе лиц, действующих по предварительному сговору и с причинением значительного ущерба гражданину, – лишение свободы на срок до пяти лет. Однако сложность в том, что выйти на мошенников сложно, поэтому найти и привлечь их к ответственности порой не удаётся. Именно поэтому так важно научиться распознавать эти схемы и противостоять им самостоятельно.
Телефонное мошенничество бывает разных видов, у каждого свои методы воздействия на потенциальную жертву. Самый распространённый в последнее время – звонки от сотрудников полиции или госслужащих. Особенно эта тема обострилась с началом специальной военной операции, когда многим мужчинам начали поступать звонки с предложением «откупиться от службы».
Не менее популярная схема – звонки от фейковых сотрудников банка, которые наверняка могут знать много информации о вас и войти в доверие, назвав данные о ваших счетах и картах. Часто в таких ситуациях обозначают какую-то проблему: якобы кто-то снял деньги с вашего счёта или пытается оформить на вас кредит. Поэтому просят вас предоставить дополнительные данные, чтобы пресечь эти попытки.
Как тему для манипуляций стали использовать и сообщения о «выигрышах» в лотереях и конкурсах, а также просьбы о помощи от близких, которые оказались в беде и срочно ищут средства для благоприятного разрешения ситуации.
Источник: freepik.com
От первого лица
Мы собрали несколько историй тольяттинцев, столкнувшихся с телефонным мошенничеством, но вовремя его распознавших.
Екатерина, 21 год:
– Однажды мне позвонил мошенник и представился сотрудником МВД. Сказал, что на меня якобы что-то кто-то оформил. Забавно, что в момент звонка меня разбудили, я была спросонья, поэтому не сразу смогла сориентироваться. Однако это не помешало мне задать им пару уточняющих вопросов, например: «По какому адресу находится ваш отдел? Какой номер у сотрудника написан в его рабочем документе?». Параллельно я проверяла полученную от «полицейского» информацию. Увидев, что адрес так называемого «отдела» на деле оказался адресом продуктового магазина, я сразу же бросила трубку.
Евгения, 37 лет:
– Мне позвонили мошенники в самый разгар рабочего дня, когда у меня был урок (я учитель). Параллельно я заполняла журнал. Не успев понять, что к чему, и трезво оценить ситуацию, я почти повелась... Мужчина представился оперуполномоченным управления МВД, назвал своё имя, фамилию и отчество, адрес управления, мои личные данные. Он не давал времени на раздумья, очень торопил и давил морально, мол, на меня оформили кредит, срок давности дела скоро выйдет, мне нужно срочно ответить на его вопросы и выполнить его инструкции. Это был очень подкованный мошенник и, по всей видимости, грамотный манипулятор, потому что я даже не сомневалась сначала, что всё это правда. Очнулась я уже возле банкомата в банке, когда хотела положить наличные, чтобы выполнить его указания. Меня одёрнула девушка, которая работала в этом банке, спросив, не нужна ли мне помощь. Я выдала ей всё как на духу, а она сказала, что это мошенник и сейчас мы можем спокойно проверить мою карту, мою кредитную историю и всё урегулировать без посторонних «оперуполномоченных». Проверив данные, мы выяснили, что никакого кредита нет, всё это – обман.
Александр, 25 лет:
– Лично я всегда справлялся с телефонными мошенниками, но моя тётя повелась, к сожалению, на их манипуляции. Позвонила девушка, представилась сотрудником банка и сказала, что кто-то списал все средства с карты тёти. У неё приложения банка на телефоне нет, она проверить не могла, перепугалась. Даже не успела никому позвонить из родных или в тот же банк. Девушка по телефону сказала, что деньги вернуть всё ещё можно, она вышлет СМС с кодом и тёте нужно будет ей продиктовать цифры в сообщении. Как только тётя назвала их, мошенница пропала, как и все средства с карты.
Источник: freepik.com
Слово эксперту
Мошенники играют на чувствах людей, их податливости и желании скорее решить обозначенную проблему. Чтобы распознать обман, нужно знать основные маркеры поведения обманщиков. Тогда будет легко не попасть в их сети.
Руслан Казарин, оперуполномоченный Управления МВД России по г. o. Тольятти:
– Схемы телефонного мошенничества бывают крайне разнообразны, но во всех звонках прослеживается одна тенденция – они направлены на получение ваших паспортных, личных данных, информации о картах и счетах. Нужно помнить, что в большинстве случаев только мошенники требуют по телефону сообщить им такого рода сведения или совершить переводы и операции в своих банковских приложениях.
Из характерных проявлений мошенников можно отметить следующие: они могут представляться официальным должностным лицом, сотрудником крупной организации; они общаются с вами уважительно, на «Вы», но при этом оказывают едва ощутимое давление; сообщают вашу личную информацию, чтобы войти в доверие. Настоящие работники банка или должностные лица не будут заставлять вас выполнять действия под их руководством по телефону, просить предоставить доступ, пытаться узнать у вас паспортные данные, номера карт, коды, пароли, CVV и ПИН-коды. А мошенники могут ссылаться на экстренность или необходимость срочного разрешения какой-то вашей проблемы, создавать ощущение отсутствия времени на принятие решения.
Защититься от телефонных мошенников вполне возможно. Если в разговоре с собеседником вы начинаете понимать, что доходите до своего эмоционального накала, лучше тут же прекратить разговор, положить трубку и обдумать ситуацию. Если разговор шёл о каком-то конкретном человеке, лучше позвонить ему напрямую и уточнить информацию, услышанную по телефону. Если человек представляется сотрудником какой-либо организации или госструктуры, лучше всего перезвонить на официальный номер банка или организации, от которой он якобы обращался, и выяснить все обстоятельства дела.