«Акт разрушения и способ создавать новое». Анна Иванушкина – о тонкой грани между искусством и вандализмом

Граффити – это искусство или хулиганство? Какой ущерб вандалы наносят произведениям искусства и какие виды вандализма существуют? Можно ли уберечь культурные ценности от вредителей? Об этом на открытой лекции «Вандализм vs искусство» в Тольяттинском краеведческом музее рассказала Анна Иванушкина, главный научный сотрудник Музея актуального реализма.

Анна Иванушкина

Вандализм – форма деструктивного поведения, преднамеренное уничтожение или осквернение объектов искусства и культурных ценностей. Термин образован от наименования германского племени вандалов, разграбивших Рим в 455 году, а впервые использован в нынешнем значении в эпоху Великой Французской революции членом Конвента, аббатом Анри Грегуаром в «Докладе о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения» (1794). В широкое употребление слово «вандализм» вошло в XIX веке.

Один из первых актов вандализма, связанного с разрушением объекта культуры, зафиксирован в Древней Греции: в 356 году до н. э. был сожжён храм Артемиды в Эфесе. Историк Феопомп писал, что Герострат признался в содеянном под пытками, желая, чтобы его имя осталось в истории. Он был казнён, а его имя действительно стало нарицательным и ныне обозначает людей, жаждущих славы любой ценой.

Вандализм может принимать разные формы. Психолог Саймон Коэн выделяет шесть типов вандализма:

  • вандализм как способ приобретения – основной мотив разрушения заключается в материальной выгоде;
  • тактический вандализм – совершается для оказания определённого воздействия на общество или власть;
  • идеологический вандализм – разрушитель преследует социальные или политические цели, объект разрушения имеет ярко выраженный символический смысл;
  • вандализм как месть – уничтожение объектов как акт возмездия;
  • вандализм-игра – участие во флешмобах;
  • злобный вандализм – акты, вызванные чувствами враждебности, зависти, неприязни к другим людям и удовольствия от причинения вреда.

 

Протестный вандализм

Отличие вандализма от хулиганства заключается в том, что вандализм связан не только с нарушением общественного порядка и спокойствия граждан, но и с причинением ущерба имуществу. Вандализм может совершаться скрытно, в отличие от хулиганства, которое проявляется демонстративно.

В последние десятилетия вандализм часто принимает форму протестных акций, направленных на привлечение внимания к социально-политическим вопросам. Так, активистки экологического движения Futuro Vegetal приклеили руки к рамам картин «Маха обнажённая» и «Маха одетая» Франсиско де Гойи в национальном музее Прадо в Мадриде. На стене они написали «+1,5 градуса». Цель акции – привлечь внимание общественности к повышению температуры воздуха на планете.

Подобные истории – явление не новое. Произведения искусства и ранее становились объектами нападений. Особенно «везло» в этом смысле «Моне Лизе» Леонардо да Винчи. В 1956 году на неё нападали дважды: сначала облили кислотой, затем бросили камень. В 1974-м посетительница попыталась распылить на картину краску. В 2009-м в неё бросили кружку, в 2022-м мужчина в инвалидной коляске кинул торт в стекло, закрывающее картину, а в 2024-м экоактивистки облили стекло супом.

 

Такой разный вандализм

Разрушению подвергаются не только объекты искусства, но и памятники культуры. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда серьёзно пострадали объекты культурного наследия в Петергофе, Пушкине и Павловске. Разрушение памятников буддийской культуры в Афганистане, в частности, статуи Будды в Бамиане в 2001 году, – яркий пример террористического вандализма.

Серьёзной угрозой для культурного наследия стал туристический вандализм. Так, значительный урон нанесён Великой Китайской стене, ежедневно посещаемой тысячами туристов: две трети сооружения разрушено посетителями, уносящими с собой на память фрагменты кирпичей. А пара из Калифорнии вернула итальянским властям кусочек Колизея, который они увезли из страны 25 лет назад. В письме они выразили сожаление и признали: «Мы должны были сделать это раньше».

Есть и примеры своего рода «культурного» вандализма. В Москве на станции метро «Площадь Революции» установлены бронзовые скульптуры собак – часть архитектурного оформления станции. Студенты придумали традицию: потереть собаке нос – обеспечить себе отличную сдачу экзамена, заднюю лапу – получить зачёт. В итоге за многие годы нос и лапу скульптуры истёрли едва ли не до дыр.

 

Стенография

Один из наиболее обсуждаемых видов вандализма – граффити. Они делятся на два типа: тэги и бомбинг. Тэги – простая форма граффити, представляет собой быстро нанесённое имя или псевдоним художника. Бомбинг – более сложный и агрессивный стиль, который включает массовое нанесение рисунков и тегов на городские объекты.

Это уличное искусство часто воспринимается как незаконное. Однако в последнее время граффити всё чаще становятся полноправной частью городской эстетики, а процесс их создания переходит в формат легализованных и поддерживаемых муниципалитетами мероприятий. Уличные художники, создавая муралы (например, в рамках фестивалей стрит-арта), становятся участниками активного культурного процесса.

– Между вандализмом и искусством часто проходит тонкая грань. Для одних это просто способ самовыражения, для других – преступление, направленное на разрушение общественного порядка. В любом случае, с развитием стрит-арта многие города начали поддерживать уличных художников, организуя фестивали и выделяя специальные пространства для их творчества, – резюмировала Анна Иванушкина.

Просмотров: 350
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей