Стенография: перевод с настенного. Фасады в кампусах как новые холсты
20 февраля 2023

Параллельные прямые никогда не пересекаются, а университеты с их консервативной академической средой и провокационный стрит-арт никогда не уживутся вместе. Эта аксиома раскалывается вдребезги. Эти прямые не только пересекаются, они дают мощные импульсы развития друг для друга. Кампусам арт-объекты дарят новое звучание, а современное искусство в свою очередь получает серьёзный повод для нетривиального решения интеллектуальных запросов.

Алтайский государственный университет, Псковский государственный университет, Казанский федеральный университет, Томский политехнический университет – вот лишь некоторые российские вузы, которые, шагая в ногу со временем, дали зелёный свет муралам на фасадах своих учебных корпусов и общежитий. Арт-объекты становятся для нас раздражителями, часто они заново создают имидж зданий, являются яркими информповодами и ещё долго привлекают внимание. Для университета это не способ стать «стильным, модным, молодёжным». Это способ показать, что ты современен, что ты точно понимаешь, что созвучно времени. Тольяттинский государственный университет (ТГУ) стал частью этого большого коллаба вуза и представителей современного искусства.

 

Here we start

Первый мурал в центральном кампусе ТГУ появился в сентябре 2020 года на фасаде центра машиностроения. Внушительное изображение размером 350 кв. м образно рассказывает студентам, сотрудникам вуза и жителям города об успехах команды Togliatti Racing Team, многократного призёра международных инженерно-спортивных соревнований Formula Student. Автором мурала стал директор центра креативных индустрий ТГУ, художник Алексей Зуев. Одним из центральных элементов изображения стала метафоричная надпись «Here we start», то есть «Отсюда всё начинается». Действительно, именно из мастерских центра машиностроения участники инженерно-спортивного проекта Togliatti Racing Team выезжают на всероссийские и международные соревнования, начинают карьеру конструкторов и инженеров.

Это была первая масштабная работа в жанре мурала для Алексея Зуева. С неё, по большому счёту, для ТГУ и началась очень классная арт-история. Летом 2021 года изображение вышло за пределы одного фасада – Алексей Зуев продолжил его на соседней стене, изобразив болид в новом ракурсе. Теперь общая площадь мурала составляет 450 кв. м.

Граффити на фасаде центра машиностроения ТГУ (ул. Белорусская, 14г). Автор Алексей Зуев. Фото: Артём Чернявский

Звёзды сошлись

В 2021 году случайно произошла одна неслучайная встреча. Она подарила масштабный стрит-арт не только ТГУ, но и всему Тольятти. В августе в рамках фестиваля Samara Ground Art Festival 2021 бразильский художник L7Matrix (настоящее имя – Луис Густаво Мартинс) приехал в Тольятти создавать новый арт-объект. Когда он работал над фасадом спорткомплекса «Старт» на улице Республиканской, с ним познакомился Алексей Зуев. Бразилец поделился с ним контактами самарских организаторов фестиваля. У тольяттинского художника был только один вариант – участвовать в масштабном арт-проекте. К диалогу с представителями фестиваля подключился ректор ТГУ Михаил Криштал. Именно он предложил отдать фасад одного из корпусов вуза в изобретательные руки творцов стрит-арта. Кроме L7Matrix и Алексея Зуева, создать муралы в ТГУ вызвались ещё два известных стрит-арт-художника: Илья Робе из Москвы и Рустам Qbic из Казани.

 

Смешать, но не взбалтывать

В сентябре 2021 года Samara Ground Art Festival 2021 пришёл в Тольятти. Первой законченной работой в рамках фестиваля стал мурал бразильца L7Matrix. В своём творчестве он использует не только аэрозольную краску (в таком случае работа стала бы граффити), но и лак, чернила, акрил, мягкую и масляную пастель. Особенность работ художника – синтез геометрии и красочных головоломок. По словам L7Matrix, его произведения «совмещают в себе хаос и красоту». На стене спорткомплекса «Старт» он изобразил профиль девушки разноцветными мазками. Изображение завораживает, можно долго разглядывать геометрические фигуры внутри рисунка и удивляться, как органично они туда вписались.

Графичное монохромное панно появилось на территории центрального кампуса ТГУ. Его создал в своём неповторимом стиле московский художник-графист Илья Робе на фасаде девятиэтажного корпуса архитектурно-строительного института ТГУ (ул. Ушакова, 59).

Илья Робе (псевдоним, настоящая фамилия не раскрывается) – московский стрит-арт-художник. Работает в стиле пейзажного минимализма. Является участником множества выставок современного искусства и международных фестивалей. В 2021 году началась работа над фильмом «Тишина, которую я ищу», где художник играет главную роль.

Стрит-графиста Илью Робе вдохновила на этот и другие муралы экспедиция на Эльбрус. Горные пейзажи с ярким солнцем в последнее время являются основной темой его работ, в них автор подчёркивает, как важно проводить время наедине с природой.

Михаил Солодилов, доцент центра дизайна ТГУ, кандидат архитектуры:

– Мурал должен быть ребусом. Помимо картинки, необходима загадка, которую зритель будет считывать бессознательно. Кажется, что это одна тема, а на самом деле она имеет множество интерпретаций. Мурал должен пробуждать человеческие архетипы. Например, Минин и Пожарский на здании военно-технического кадетского корпуса (ул. Ворошилова, 2а) порождают патриотизм, чувство отваги, воинской чести, чему особенно способствуют фаллические символы в руках героя Смутного времени, символизирующие маскулинность и решительность. А летящий в облаках кит на жилом доме (Майский проезд, 7б) пробуждает мысли об архетипе мечтателя, фантазёра.

Как долго может существовать мурал, никто точно не знает. Даже сами художники затрудняются ответить на этот вопрос. В одном из интервью Илья Робе отмечает, что «есть муралы, которые висят пятнадцать лет, есть такие, которые через пять лет каким-то образом исчезают – может быть, наступает увядание поверхности, а может, приходит человек, которому это не нравится. Если же говорить о технологиях, то производители заявляют, что срок службы материалов, которые применяют художники, – двадцать лет и более. Но статистики никакой нет».

Мурал на фасаде архитектурно-строительного корпуса ТГУ (ул. Ушакова, 59). Автор Илья Робе. Фото: Артём Чернявский

Самым обсуждаемым арт-объектом на стенах ТГУ стали «Антиподы» казанского художника Рустама QBic. На корпусе по адресу: ул. Фрунзе, 2г он создал диптих в своём узнаваемом стиле сюрреализма, изобразив двух детей с кубиками Рубика вместо голов.

Рустам QBic (Рустам Салемгараев) – казанский уличный художник, работает в стиле сюрреализма. Его авторским почерком можно назвать изображение кубика Рубика или другого объекта вместо головы у человека. Работы стрит-арт-художника есть не только в России, но и в Турции, Италии, Новой Зеландии, Мексике и других странах. Он принимает участие в различных фестивалях уличного искусства, выставках, аукционах, благотворительных проектах. Является резидентом международного фестиваля Urban Morphogenesis.

Диптих «Антиподы» на корпусе ТГУ (ул. Фрунзе, 2г). Автор Рустам QBic. Фото: Артём Чернявский

Философский вайб «Антиподов» виден невооружённым взглядом. Ребёнок с яркой фантазией в красочном мире полностью погружён в серый безжизненный телефон. Его антипод – такой же ребёнок, но он уже иначе воспринимает окружающее: вокруг него поблёкший чёрно-белый мир, а в его руках – ярко-красная книга. По замыслу художника, именно книга заставляет наш мозг работать, развивать фантазию. Ребёнок, изображённый художником, давно перерос гаджеты, он жаждет развития, он сделал свой выбор.

QBic:

– Разница между граффити и муралами – в самом жанре и в технике. Граффити обычно меньшего размера, состоят из шрифтов или изображений субкультурных персонажей, например, как граффити девяностых-нулевых [годов]. Создаются они исключительно аэрозольными баллонами. Муралы же – это большие росписи на фасадах, хотя на заборе тоже может быть полноценный мурал. Они выполняются любым материалом, в том числе и баллонами, но чаще это более живописные работы со смыслом, полноценные картины на стенах. Мне нравится работать в жанре сюрреализма, чаще всего размышляя на темы экологии или социальные темы, создавая героев в виде людей с кубиком Рубика вместо головы, хотя бывают другие темы и персонажи. Смысл картины приходит ко мне по-разному. Сейчас – чаще всего сразу, ещё в момент появления идеи. Из своих работ не могу выделить что-либо. Каждая новая работа всегда любимая, но затем появляется ещё новая и так далее. В целом ничего сложного в муралах нет. Я считаю, что если человек умеет рисовать на листе формата А4, то сможет нарисовать и на фасаде. Главное взяться, и всё придёт с опытом. Мне хотелось бы верить, что муралы обращают на себя внимание горожан, заставляют их задумываться, размышлять и приходить к хорошим, позитивным мыслям. Муралы точно украшают серые города.

Диптих «Антиподы», по мнению подписчиков крупнейшего объединения фанатов стрит-арта Street Art Cities, попал в мировой рейтинг 25 лучших муралов за октябрь 2021 года. Этот рейтинг создают фанаты стрит-арта, которые сами добавляют на платформу новые объекты. Таким образом, каждый месяц рейтинг лучших работ обновляется.

Региональный фестиваль Samara Ground Art Festival не просто стал площадкой для знаменитых художников, но и дал старт новым именам. Второй в своей жизни мурал Алексей Зуев создал также в рамках этого феста. Директор центра креативных индустрий расписал фасады двух домов в Портпосёлке (ул. Комзина, 2 и 4). Автора вдохновили работы учеников школы «СОТА», художник собрал их в своеобразный яркий коллаж. В этой работе каждый, кто проходит или проезжает мимо, найдёт свой смысл: захочет позвонить маме или любимому ребёнку, а может – просто улыбнётся от нахлынувших тёплых воспоминаний о детстве.

Светлана Коэн, доцент центра креативных индустрий ТГУ:

– Если честно, мне не очень нравится слово «муралы». Мне кажется, хороший рисунок муралом не назовёшь. Наверное, в контексте нашей архитектуры и российской территории было бы грамотнее называть эти изображения не муралами, а какими-то графическими изображениями на стене. В других городах есть красивые примеры таких рисунков. К сожалению, про Тольятти я не могу сказать, что есть достойные объекты. То, что существует сейчас у нас по нескольким адресам (в частности – стены ТГУ, стены военного училища), мне не нравится, вызывает внутренний протест. Такие чувства у меня появились с самого начала. Я думала, что всё-таки присмотрюсь, пойму что-то и буду менее строга к этим муралам, но, к сожалению, время прошло, а мнение не изменилось, и оно по отношению к местным объектам отрицательное. Но есть и положительный пример мурала для меня. Это работа Алексея Зуева в Портпосёлке. Мою симпатию легко объяснить. Во-первых, художник учёл время и место рисунков. Эти здания у дороги не несут никакой архитектурной или культурной значимости. Алексей подобрал изображения таких же, как мы, людей, которые жили, возможно, в этом доме, работали или гуляли рядом. Это смотрится гармонично. Работа очень жизнерадостна. Каждый раз, проезжая мимо в серый пасмурный день, ловлю себя на мысли, что обращаю на него внимание. И мне становится теплее...

Пусть мнения о каждом из муралов неоднозначны, мурал всё же выглядит лучше серого и безжизненного фасада. Мы все ежедневно проходим мимо тусклых домов, не придавая им значения, как рыбы не замечают воду. Мимо мурала пройти невозможно, глаза заметят новое и необычное. И это одна из главных задач стрит-арта: создавать новое, изменять нашу действительность и фокусировать взгляд и мысли на другом, на том, о чём мы редко думаем в рутине будней.

Есть такое понятие – макгаффин. Это такой предмет или объект, которым все хотят обладать на фоне невероятного ажиотажа вокруг него, подчас не придавая особого значения практическому применению или смыслу этого предмета, часто вожделенное нечто, чего на самом деле просто нет. Чем больше погружаешься в тему муралов, тем отчётливее видишь, что подчас муралы и стрит-арт в целом становятся таким вот макгаффином. Погоня за стрит-артом во всём мире в самом разгаре. И становится почти неважно, чем является мурал на самом деле – шаблонной картинкой или произведением искусства с глубоким философским смыслом. На второй план уходит и его цель (а они бывают разные: от пропаганды до коммерческой рекламы). Важно помнить одно: красота всегда в глазах смотрящего. Внимательный и чуткий зритель точно найдёт созвучное ему искусство даже в хаосе бетонных джунглей.

Просмотров: 3278
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей