«Аллилуйя любви!» В Тольятти показали авторскую версию рок-оперы «„Юнона“ и „Авось“»

Российская империя – тюрьма,

но за границей та же кутерьма

Андрей Вознесенский

Премьера рок-оперы «„Юнона“ и „Авось“» на либретто Андрея Вознесенского и музыку Алексея Рыбникова состоялась в 1981 году на сцене театра «Ленком». Постановщиком выступил худрук театра Марк Захаров. В 2009 году Театр Алексея Рыбникова представил авторскую версию ставшей к тому времени культовой рок-оперы. В ней были значительно усилены музыкальная и вокальная составляющие. Именно эту версию в постановке Александра Рыхлова тольяттинские зрители смогли увидеть в ноябре на сцене культурного центра «Автоград».

«Юнона» и «Авось» – парусные суда дипломата и путешественника Николая Резанова, одного из основателей торговой Российско-американской компании. На основе его путешествия и знакомства с пятнадцатилетней дочерью коменданта Сан-Франциско и построен сюжет рок-оперы – реальной истории, положенной на утончённую музыку Алексея Рыбникова.

Первые же минуты погружают зрителей в атмосферу таинственности. Тусклый синий свет, церковная музыка, хоровое пение актёров, несущих в руках поминальные свечи, буквально погружают в транс. Но вот тьма отступает, появляется главный герой – Резанов. Он похоронил жену и, окутанный сомнениями, ищет своё предназначение. Теперь в его несчастной жизни осталось лишь служение Отечеству.

Играет Резанова актёр театра и кино Николай Дроздовский. Созданный им образ контрастирует с образом, воплощённым Николаем Караченцовым. За всё время существования рок-оперы Резанова сыграло множество актёров, но в основном эта роль ассоциируется именно с Караченцовым, который долгое время был незаменим в ленкомовском варианте «„Юноны“ и „Авось“». Суровый Дроздовский типажом больше похож на русского офицера, чем молодой красавец Караченцов. Впрочем, каждый хорош по-своему. Дроздовский прекрасно справился с вокалом, а Караченцов в своё время покорял зрителей харизмой и собственно игрой.

Государь поручает Резанову отправиться в путь и помочь Русской Америке провизией. Суда останавливаются в Калифорнии, которая в те времена находилась под испанским владычеством. Здесь во время бала и случается судьбоносная встреча. Взгляд путешественника останавливается на молодой красавице. Их любовь рождается после танца под песню «Белый шиповник». Нежная Кончита кружится в белом платье – олицетворение невинности и чистоты. Резанов же предстаёт перед ней отважным и мужественным в мундире и орденах. Соединение столь непохожих друг на друга людей из разных сословий, разного возраста, вероисповедания, говорящих на разных языках, казалось бы, невозможно. Но историю их любви знает весь мир.

Пятнадцатилетнюю Кончиту сыграла чувственная Александра Акманова. Внешность актрисы гармонично повторяет образ героини: шатенка невысокого роста, с миловидным личиком и «карими вишнями». Акманова легко произносила свои реплики и пела на испанском языке.

В разных городах роли исполняют разные актёры. В роли графа Николая Резанова – братья Никита и Александр Поздняковы, актёр Николай Дроздовский. Роль Кончиты играли Светлана Бакаева, Анна Буркина, Наталья Крестьянских, Диана Орловская. Другие роли исполняли ведущие актёры Театра Алексея Рыбникова Екатерина Кульчицкая, Николай Лютов, Ив Набиев.

Цель путешествия Резанова – «распространить свет Отечества нашего до Калифорнии и Сандвичевых островов». Однако «объединения» двух стран не произошло, как оказался невозможным и брак православного и католички. Перед отъездом Резанова в Санкт-Петербург Кончита и Николай, расставаясь, исполняют песню «Ты меня на рассвете разбудишь». Эта композиция стала своего рода гимном любви для нескольких поколений. И стоит признать, что его исполнение Дроздовским и Акмановой не нашло отклика в душе. В ленкомовском варианте рок-оперы Николай Караченцов и Елена Шанина пели, что называется, на разрыв аорты, со слезами на глазах. Здесь же прощание вышло слишком спокойным и неубедительным.

Декорации авторской версии «„Юноны“ и „Авось“» минималистичны. На сцене постоянно находилась символизирующая парусное судно сценическая ферма, с неё спускались канаты, с которыми актёры часто взаимодействовали. Освещение тоже играло важную роль: световая пушка, освещая только Резанова и оставляя во мраке всё остальное, подсвечивала и душевные терзания героя.

Как и ленкомовская версия, опера от Театра Алексея Рыбникова завершилась «Аллилуйей любви». После исполнения всей труппой на бис «Ты меня на рассвете разбудишь» на краю сцены осталась гореть лишь одна свеча.

Произведение, созданное сорок лет назад, но исполненное по-новому, все ещё актуально. Александр Рыхлов вместе с Театром Алексея Рыбникова вдохнули в рок-оперу новую жизнь и подарили зрителям массу впечатлений. Безусловно, каждый по-своему ответит на вопрос, о чём «„Юнона“ и „Авось“». Кто-то скажет о вечной любви, кто-то – о вере, а кто-то – о том, что все люди – братья. Всё это верно. Но ещё это произведение о том самом неуловимом мгновении, за которое можно полюбить человека и из-за которого можно потерять всё, даже жизнь.

Просмотров: 665
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей