«Дизлайк» поколению «лайка». В Тольятти завершился театральный фестиваль «Премьера одной репетиции»

Театральный фестиваль «Премьера одной репетиции» в этом году в десятый раз собрал в стенах тольяттинского «Дилижанса» тех, для кого слово «театр» не пустой звук. В этом году фестиваль был посвящён современной режиссуре. С 17 по 23 июня ценители театра смотрели новые современные спектакли, обсуждали их и голосовали за понравившиеся. Постановки, отмеченные наибольшим числом голосов, имеют все шансы войти в постоянный репертуар «Дилижанса».

Наслаждайтесь. Если сможете...

Одним из наиболее актуальных для молодёжи спектаклей фестивальной программы стала постановка молодых актёров театра «Колесо» – «#Лайкнутое_поколение». Автором сценария, а также исполнительницей главной (и единственной) роли выступила Марина Филатова. В своём моноспектакле актриса рассказывает о проблеме слишком глубокого погружения молодых людей в социальные сети.

Перед началом представления публика, вопреки своим ожиданиям, не услышала стандартной просьбы об отключении мобильных телефонов. Наоборот – голос из динамиков призвал включить их и наслаждаться спектаклем. «Если сможете», – добавил злобный голос из-за кулис.

Моноспектакль разделён на пять блоков. Каждый блок – одна история, которая начинается с видеоролика. Так, зрителям продемонстрировали клип музыканта Moby, в котором поднимается проблема засилья смартфонов и отрешённости людей. Видеоряд становится своеобразным зачином, чтобы подготовить зрителя к тому, о чем пойдет речь со сцены.

Пять героев, пять образов, пять историй, среди которых – монолог пенсионера о молодых людях XXI века и о том, что «раньше было лучше», монологи коуча и «сетевой наркоманки», которая уже некоторое время «в завязке» – старается уменьшить время, проводимое в социальных сетях... В спектакле много отсылок к советскому прошлому – это и телефонные будки, и письма на бумаге. «Бумага хранит не информацию, а содержание – эпоху, ощущения и прикосновения», – говорит Марина Филатова.

Отдельный блок постановки создатели посвятили статистике. Актриса предстала в образе строгого учёного и зачитала результаты различных исследований. Так, согласно одному исследованию, в среднем человек берёт в руки смартфон 85 раз в день, при этом сеанс взаимодействия человека с устройством очень короткий: буквально «достал из кармана, посмотрел на экран и тут же убрал обратно».

Менее несчастные

Проблема, поднимаемая в спектакле, формулируется глобально: мы не знаем, что делать со своей жизнью. Больше нечего строить и осваивать, как раньше, в советское время, поэтому молодёжь, вместо того, чтобы заниматься саморазвитием, проводит время в смартфонах. Авторы спектакля ставят вопрос: как заново пробудить человеческое в человеке в условиях, когда у каждого в кармане своё персональное медиа и многим больше ничего и не нужно. «Стали ли мы счастливее благодаря смартфонам? – задаются вопросом авторы постановки. – Нет, мы стали менее несчастными».

Герои монологов говорили о мобильных телефонах, фальшивой жизни в инстаграме и зависимости от социальных сетей. В блоке под названием «#Тишина» героиня заклеила свой рот скотчем и продолжила говорить заранее записанным закадровым голосом, демонстрируя таким образом популярный сегодня digital detox.

В завершение спектакля героиня Марины Филатовой раздала нескольким зрителям из заполненного до отказа зала яблоки, и на примере яблока призывала присутствующих жить здесь и сейчас, находиться в моменте и замечать окружающие нас детали, ведь именно из таких деталей и складывается счастье. И хотя по ходу спектакля выводы Марины относительно молодого поколения казались неутешительными, в финальной речи актриса всё же вселила надежду. По её словам, у поколения социальных сетей и смартфонов есть будущее, главное – стараться жить осознанно и контролировать время, проводимое в социальных сетях.

После просмотра спектакля зрители могли пообщаться с создателями и артистами, такое обсуждение – одна из «фишек» фестиваля. Зрители могут высказывать своё мнение, задавать вопросы авторам постановки, спорить с ними.

После того, как зрители высказались, мнениями о постановке поделились и театральные критики. В этом году вместе с тольяттинскими критиками постановки оценивали критики из Москвы и Самары. Это историк театра Алексей Пасуев, искусствовед Анастасия Иванова и художественный руководитель Самарского молодёжного драматического театра «Мастерская», заведующая кафедрой актёрского искусства Самарского государственного института культуры Ирина Сидоренко. Надо сказать, что в этот раз мнения зрителей и критиков во многом совпали. В частности, и те и другие сошлись во мнении, что посыл у постановки слишком негативный и безапелляционный по отношению к молодёжи, проблема «лайкнутого» поколения ставится, но практически никакие варианты решения этой проблемы в постановке не предлагаются.

Тем не менее, критики оказались единодушны в высокой оценке профессионализма актрисы, её мастерства перевоплощения и умения попадать в образ.

Зрители – представители «лайкнутого» поколения – также высказались, что многие отсылки к Советскому Союзу не очень понятны современному зрителю и смех вызывают только у людей, которые застали то время. Таким образом, по мнению, жюри – как профессионального, так и народного – конструктивный диалог со зрителем через постановку получился не совсем удачным: не совсем понятно, на кого рассчитан спектакль и зачем разговаривать о современной проблеме с молодым поколением через отсылки к советскому прошлому.

Просмотров: 767
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей