Материал представляет собой перевод статьи, подготовленный в рамках работы студенческого переводческого бюро опорного Тольяттинского государственного университета.
Исследователи из Уппсальского университета разработали «Цифровой самоконтроль», который обучает пользователей анализировать новости, изображения и видео, представленные в социальных сетях. Научные исследования подтвердили гипотезу сотрудников учебного заведения о том, что эта программа действительно улучшила способность студентов использовать критическое мышление в процессе работы с информационным потоком.
Новый интернет-ресурс и его научный обзор являются частью проекта по интерпретации новостей под названием News Evaluator. Он направлен на изучение способов улучшения способности молодёжи критически относиться к онлайн-источникам, что представляет собой ключевой компонент цифровой грамотности.
– Как руководитель проекта я удивлён, насколько сложно разработать подобное программное средство против ложной информации, которое можно использовать на больших массивах данных. Без преувеличения, анализировать сведения в Сети непросто. Много лет мы экспериментировали с различными форматами и тестами, проводя масштабные эксперименты в школах. Теперь у нас наконец-то есть программа, которая действительно работает. Сейчас мы запускаем «Цифровой самоконтроль» на нашем сайте News Evaluator, чтобы каждый мог проверить себя бесплатно, – рассказывает доцент Уппсальского университета Томас Нюгрен.
Сайт устроен таким образом, что учащиеся могут работать с ним самостоятельно. Они видят новости, изображения и видео из социальных сетей и должны определить, насколько они достоверны. К примеру, действительно ли в сыре пармезан есть древесная целлюлоза?
– Цель в том, чтобы школьники научились распознавать ложную информацию, а также понимать, где написана правда, даже если она кажется им маловероятной, – говорит Нюгрен.
Для молодых пользователей создано специальное руководство, с помощью которого обучающиеся могут проследить за тем, как профессионал проверял бы подлинность утверждений или изображений, например, открыв новое окно и выполнив отдельный поиск или обратный поиск изображений. Подросткам предлагается научиться «латеральному чтению» – пересмотру того, что вы читаете, путём перепроверки полученных сведений. После выполнения заданий каждый получает обратную связь о проделанной работе.
Когда этот инструмент был протестирован более чем на 200 школьниках, выяснилось, что он оказывает положительный результат на их способность критически оценивать источники. Прошедшие все этапы обучения показали явно лучшие результаты, чем те, кто не имел возможности работать с подобной программой. Этот инструмент также оказался более эффективным для развития критического мышления, чем другие проекты, требующие участия преподавателей и большего времени.
Помимо практических советов, таких как открытие новой вкладки браузера, поиск изображений обратным путём и отказ от выбора самого первого результата поисковой выдачи, находящегося в самом верху страницы, в пользу того сайта, который вам знаком, у Нюгрена есть общий совет, который может помочь более критически относиться к цифровой информации: «Уточняйте информацию и новости в достоверных источниках, использующих надёжные методы проверки фактов. Это могут быть национальные телевизионные программы новостей или известные ежедневные газеты. Постоянная перепроверка источников очень выматывает».
Переводчики: Дарья Иванова, Елена Карпунина
Редактор: Анна Малявина