Колдовство, да и только. Этнограф Кирилл Бабаев – о том, как объяснить магию в наши дни

Об этой, казалось бы, столь ненаучной теме в рамках интеллектуального клуба «Химия слова» рассуждал доктор филологических наук, лингвист и этнограф Кирилл Бабаев. В лекции «Колдуны и ведьмы XXI века» речь шла о странных, иногда пугающих событиях, с которыми он и другие учёные столкнулись в своих путешествиях. О том, что с ними происходило, и о волшебстве в наши дни – в материале корреспондента Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Анны Мурашовой.

Путешествия и волшебство

Одно из любимых увлечений лектора – путешествия. Причём он относит их и к хобби, и к научной деятельности. Все его приключения связаны с изучением традиций и магических практик разных народов. Кирилл Бабаев никогда не отказывается поучаствовать в чём-то волшебном: так он собирает у представителей разных народов мира информацию о том, с какими необъяснимыми явлениями сталкивались предки и какую «магию» на их территории можно наблюдать сегодня. Делает он это для того, чтобы лучше узнать, а затем описать в своих работах ещё не исчезнувшую культуру и проследить путь развития, по которому проходили страны во времена распространения христианской веры.

Особый интерес для него представляют Африка и Латинская Америка, куда мировые религии добрались несколько позже. По мнению лектора, именно там сохранилась «магия» в том виде, в каком она существовала столетия назад.

– У меня очень интересная работа. Она позволяет узнать новое, то, что ты никогда не прочтёшь ни в одной книге. Когда ты читаешь – фантазируешь, а когда лично соприкасаешься с необъяснимыми явлениями, получаешь огромное количество новых эмоций. Также это позволяет расширить кругозор, посмотреть на наш мир совершенно с другой стороны, – рассказывает Кирилл Бабаев.

Стог-танцор

Свои рассуждения лектор дополнял «магическими» историями. Но не для того, чтобы заставить слушателей поверить в волшебство. Напротив – чтобы подчеркнуть, что современной науке есть куда развиваться. Ведь если явление существует, его можно и нужно научно объяснить, убеждён этнограф.

К примеру, Кирилл Бабаев рассказал о случае, который наблюдал в одной африканской деревне. Местные жители принесли на главную площадь полый стог сена и сообщили, что сейчас в него вселится их дух-покровитель. Стоило жителям заиграть на тамтамах и других музыкальных инструментах, как сено начало самый настоящий танец, дрожало и крутилось вокруг своей оси. Учёный попросил местных жителей остановить музыку. Как только звуки прекратились, сено остановилось. Когда копну подняли, под ней увидели куклу местного идола. Ни в тот момент, ни сегодня исследователь не смог объяснить увиденное.

Каждая подобная история, признался Кирилл Бабаев, пробуждает в нём рационалистическое стремление объяснить увиденное:

– Я верю в научный метод. И это единственное, во что я верю. Когда-нибудь объясним и магию. Магия была и будет всегда. Пятьдесят тысяч лет назад науки не было, человек ничего о мире не знал, считал себя частью природы и верил в колдовство. Сейчас мы живём в двадцать первом веке, у каждого интернет и по три смартфона. Мы более-менее представляем себе, как «работают» законы природы. Но всё равно продолжаем верить в сверхъестественные силы.

Магия по расписанию

Лектору интересна не только вера в магические явления, но и её взаимодействие с мировыми религиями. Ни христианство, ни ислам, которые почти пополам поделили Африку, не одобряют магию, шаманов, духов или идолов. Но, несмотря на это, в головах людей начала формироваться своя особая картина мира, в которой нашлось место для любого верования.

«Как так выходит, что человек, с одной стороны, – христианин, который ходит в воскресенье в церковь, а с другой – язычник, который просит шамана об исцелении?» – Кирилл Бабаев старается не упускать возможность задать такой вопрос в своих путешествиях. И ему отвечают, что на то есть несколько причин. Первое – шаман даёт гарантию и называет точную цену. К нему можно прийти, обозначить проблему, а он выдаст рецепт или амулет. Второе – люди видят чудеса, которые творят шаманы на их глазах. Так и выходит, что по воскресеньям люди ходят в церковь, а всё остальное время просят помощи шаманов.

Так что же такое магия? Современный уровень развития науки пока не помогает найти ответ на вопрос о природе магического. Но как бы то ни было, изучать подобные «волшебные» явления, по мнению Кирилла Бабаева, нужно с холодной головой, оценивая критически. Ведь когда-то для человека и молния была проявлением магии, не правда ли?

Просмотров: 734
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей