Скрытые смыслы популярных сказок. Литературовед Елизавета Касилова – о классике детской литературы по-взрослому
25 ноября 2022

Во дворце культуры «Тольяттиазот» состоялась первая лекция нового сезона интеллектуального клуба «Химия слова». Кандидат филологических наук, преподаватель литературы в Лицее Высшей школы экономики Елизавета Касилова рассказала о произведениях трёх сказочников, которые не считали себя детскими писателями, но именно таковыми вошли в историю.

Источник: vk.com/toaz_official

Авторы часто вкладывают в свои произведения автобиографические элементы. Так, например, сказки «Щелкунчик и Мышиный король» и «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Эрнста Теодора Амадея Гофмана, «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла и «Хоббит» Джона Р. Р. Толкина объединяет кое-что общее: в них отражены личные переживания из жизни их авторов.

– Эти произведения объединяет приключенческий сюжет, то есть в основе лежит персонаж, который попадает в волшебную страну и проходит через какие-то испытания. Когда мы читаем книги будучи детьми, то обращаем внимание больше на фантастическую сторону. Но при этом все эти истории так или иначе связаны с идеей поиска себя и своего жизненного пути, – прокомментировала Елизавета Касилова.

 

«Что делать, если полюбил мечту?»

Гофман, вопреки своему желанию стать композитором, решил уйти в юриспруденцию, как и его отец. Всю последующую жизнь он пытался вырваться из неё и начать зарабатывать искусством. В том числе и литературой.

Самая популярная рождественская сказка Гофмана написана в жанре романтизма. Главная героиня Мари постоянно думает о волшебном мире, то есть находится в конфликте идеального и настоящего. Щелкунчика (заколдованного мальчика) описывают как уродливую игрушку с непропорциональными частями тела. В финале мечта Мари превращается в реальность. Её любовь позволяет превратить деревянную куклу в живого мальчика. Этот мотив уродства и влюблённости в мечту характерен для многих произведений Гофмана.

– Проблема телесности была одной из самых главных проблем творчества и жизни Гофмана, потому что он очень болезненно воспринимал свою внешность и считал, что такой уродливый человек, как он, не может заслужить любовь девушки, – пояснила лектор.

 

Сатира на государство

Литература не позволяла Гофману зарабатывать деньги, на которые можно было бы жить, а потому он был вынужден заниматься ненавистной ему государственной службой. Писатель, работая чиновником, видел пороки немецкого общества: культ богатства, невежество, карьеризм. События в «Крошке Цахесе» разворачиваются в ситуации тотального контроля со стороны государства. Правительство решает следить за образом мыслей своих граждан, стараясь не допустить опасной веры в сверхъестественное.

– Эту историю следует рассматривать как пародию на государство, в котором Гофман живёт. Интересно, что он выражает в этой сказке не только свои опасения относительно того, как развивается государство. Это замаскированный спор классицизма-просвещения и романтизма. Герой романа Бальтазар отличается от окружающих тем, что верит в чудеса. Именно эта вера позволяет ему распознать в Цахесе духовного урода, – сказала Елизавета Касилова.

Источник: vk.com/toaz_official

Это получилось случайно

Льюис Кэрролл получил математическое образование в колледже при Оксфордском университете. Затем, став преподавателем в колледже, Кэррол подружился с деканом Генри Лидделом, у которого была маленькая дочь Алиса. Именно она стала прототипом героини знаменитой сказки. Писатель любил играть с ней и другими детьми, придумывая на ходу волшебные истории. Впоследствии некоторые из них легли в основу его сказочных историй.

«Алиса в Стране чудес» считается одним из лучших произведений, написанных в жанре абсурда. Это полнейшая импровизация Кэрролла с элементами новаторства. По мнению лектора, автор нарушает существовавшие в то время традиции восприятия ребёнка: «Детей должно быть видно, но не слышно». Кэрролл создаёт образ нового ребёнка: Алиса ничего не боится, она говорит всем, как себя нужно вести, и следует правилам поведения, которым её учили взрослые в совершенно абсурдных обстоятельствах.

– Получается, что в сюжете воспитатели и воспитуемые меняются местами. Ребенок учит персонажей, которые, в большинстве случаев, старше неё. В целом всю сказку мы можем рассмотреть как очень забавную пародию на систему образования, – сказала лектор.

История Алисы – про поиск себя в рациональном мире, попытка совместить воображение и реальность. Метаморфозы с телом девочки в сценах, где она то увеличивается, то уменьшается в размерах, показывают человека в процессе самопознания и самоопределения.

– Мы видим человека, который меняется, пытается понять, где он старый, где он новый. А какой он вообще? И эти постоянные метаморфозы, связанные с телом, психологами описываются как блестящий пример подростка, у которого есть конфликт с собственным телом, – рассказала Елизавета Касилова.

Писатель также высмеивает важные для британского общества традиции. Например, английское чаепитие файф-о-клок превращается в нелепую сцену, где никто никого не слушает и не может поддержать беседу.

Источник: vk.com/toaz_official

Попытка справиться с травмой

Детство Джона Толкина наложило на него огромный отпечаток. Незадолго до рождения писателя его родители отправились в Южную Африку. Вскоре отец умер. Мать Толкина Мэйбл остается с двумя маленькими детьми в изоляции от остальных родственников. Трудное финансовое положение вынуждает её обратиться к католической вере, чтобы окончательно не впасть в отчаяние. С тех пор Джон Толкин и его брат Хилари воспитывались по католическим канонам. Писатель воспринимает свою мать как мученицу, которая до последних дней оставалась преданной своей вере.

– Мы должны говорить о Джоне Толкине как о человеке чрезвычайно верующем. Возможно, как раз вера помогла ему справиться с утратой отца и матери в подростковом возрасте. Теперь перед нами подросток, который растёт с ощущением, что он один в этом мире, и поэтому начинает выдумывать свой собственный мир, где можно забыть обо всех невзгодах, – прокомментировала лектор.

«Хоббит» – это повесть с традиционным сюжетом сказки, где есть наставник (Гэндальф), который поможет главному герою преодолеть трудности. Ещё один характерный для литературных сказок элемент сюжета – битва с драконом. И в случае с «Хоббитом» битва с драконом Смаугом является отражением внутриличностного конфликта героев.

– Это несколько неправильная сказка. Да, вроде бы герой идёт за сокровищами – традиционный сказочный сюжет. Но при этом в сказках герои, побеждая злодея и получая сокровище, возвращаются победителями домой. Здесь, когда Бильбо добирается до сокровища, он понимает, что цель путешествия ложная. Драгоценный камень Аркенстон, который для гнома означает символ власти и возвращённого королевства, становится символом алчности, – пояснила Елизавета Касилова.

В «Хоббите» также есть место пародии. Толкин сравнивает традиции и ценности хоббитов и английских крестьян: любовь к чаю, важность иерархии, настороженное отношение к чужакам.

– Все эти истории – про открытие себя, про перерождение. Это истории о том, что меняться иногда больно, но необходимо. Это истории о принятии реальности, о том, что всегда в душе нужно оставаться ребёнком, верить в себя и отстаивать свою точку зрения, – резюмировала Елизавета.

Просмотров: 1955
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей