«Невероятная галиматья» для детей и взрослых. В «Дилижансе» состоялась премьера спектакля «Крокодил»

Способна ли сказка раскрыть темы, интересные взрослым? Ответ на этот вопрос можно получить, посмотрев спектакль «Крокодил» (6+), поставленный на сцене театра «Дилижанс» режиссёром Александром Серенко. Спектакль по произведению Корнея Чуковского затрагивает темы добра и зла, гуманности и справедливости, благородства и смелости.

Прошу всех встать и выйти из зала!

Последние минуты перед началом спектакля. В правом углу сцены зрителям уже виден Корней Чуковский (Пётр Зубарев), читающий книгу за письменным столом. Публика едва успела занять свои места, как вдруг из глубины зала раздались крики: «Подождите! А что за мероприятие здесь намечается?» Зрители видят перед собой женщину в годах, которая просит всех встать со своих мест и немедленно покинуть зал: «Выключите музыку! Закройте занавес! Я запрещаю это смотреть!» Позже аудитория узнаёт, что перед ними Надежда Крупская (Екатерина Зубарева) – революционерка, супруга и соратница Владимира Ленина. Так режиссёр Александр Серенко делает отсылку на реальный конфликт Крупской и Чуковского и одновременно их эмоциональным диалогом привлекает внимание юных зрителей к действию на сцене.

Этот приём в спектакле используется режиссёром неоднократно. Появляясь в разных уголках сцены, из-за кулис или на балкончике, Крупская произносит провокационные фразы: «Все-все поднимите свои ладоши и закройте ими свои уши!», «Вместо рассказа о жизни Крокодила они [зрители] услышат о нём невероятную галиматью!»

Именно так – цитатой Крупской – режиссёр постановки Александр Серенко определяет жанр спектакля:

– «Невероятная галиматья» – ни добавить, ни убавить. Сказка Чуковского даёт для этого почву. Это неожиданный жанр, подсказанный Надеждой Крупской. Он понравился нам тем, что даёт свободу [творчеству режиссёра]. Кто когда-нибудь в жизни видел невероятную галиматью? Никто. Твори в своё удовольствие!

Быстрая смена мыслей и картинок удерживали внимание маленьких зрителей на протяжении всей постановки. И всё это отражало не только задумку режиссёра, но и специфику сказок Корнея Чуковского.

– Его тексты крайне динамичны, – считает режиссёр. – Все куда-то бегут, спешат, торопятся, летят. Внимание ребёнка можно удержать только постоянным действием. И сказки Чуковского – это провокация на поиск эквивалента такого постоянного действия в условиях театра.

Здесь творится какой-то «крококошмар»

С первых минут зритель погружается в атмосферу начала XX столетия: крутящаяся карусель посередине сцены, советские флажки и гирлянды, музыка, народ, одетый в духе тех времён... В центре сюжета – Крокодил (Олег Андюшкин). Он появляется на сцене со словами: «Beautiful! Hello, people! Hello, Petrograd!» («Красота! Привет, люди! Привет, Петроград!») и заморской «крококолой» в руках. Городничий (Пётр Зубарев) и жители Петрограда гостю не рады: «Вот урод так урод! / Что за нос, что за рот!»

По ходу происходящей на сцене «невероятной галиматьи» Крокодил попадает в Зоологический сад, где встречает своего племянника. «Здесь творится какой-то „крококошмар“. Ни сна, ни отдыха измученной душе», – слышит зритель от молодого крокодила. Ария из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина на фоне сценического действия («О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить») отражает душевное состояние несчастного зверя. «Крококлоун» вынужден сидеть за решёткой, выполнять команды и терпеть издевательства людей. Глядя на мучения родственника, Крокодил обещает проглотить всех, кто попадётся на его пути.

Зелёный злодей расхаживает по улицам Петрограда и ест всех, кто ему не угоден. Не боится его только «доблестный Ваня Васильчиков». Павел Зотов, сыгравший мальчика, выступает в роли самого смелого и отважного героя, способного выйти против Крокодила со своей игрушечной саблей. В полном соответствии с сюжетом Чуковского Крокодил отдаёт всё, что проглотил, и наконец отправляется на родину – к своим маленьким крокодильчикам.

«Зелёная» этика Крокодила и Вани Васильчикова

Ключевой сценой и кульминацией спектакля становится душераздирающий монолог Крокодила. В своей речи он поднимает тему экологической этики, призывая обратить внимание на негуманное отношение к животным, заключённым в оковы зоопарка: «Они стенают, и ревут, / И цепи тяжкие грызут». Монолог сопровождается самыми настоящими крокодильими слезами, игрой света и драматической музыкой.

– Сказки Чуковского (в том числе «Крокодил») дают возможность размышлять о взрослых темах, – рассказывает режиссёр. – У писателя есть блестящая фраза: «Для детей нужно писать как для взрослых, только лучше». Его сказки через лёгкую, весёлую форму предлагают поразмыслить о том, что нас окружает и в каком мире мы живём.

Ощетинившиеся звери отправляются в Петроград и предлагают Ване Васильчикову вернуть украденную ими девочку Лялечку в обмен на освобождение всех животных из клеток зоопарка. Недолго думая, Ваня осмеливается на подвиг: «Живите вместе с нами, / И будемте друзьями».

Спектакль поднимает актуальные социальные проблемы, заставляет задуматься о дружбе, природе конфликтов, о важности охраны окружающей среды. А взрослым он напоминает о форме, в которой стоит доносить важные темы для юной аудитории, – живой, творческой, в чём-то непредсказуемой.

– Спектакль интересен как детям, так и их родителям. Крокодилу вообще нужно дать «Оскар»! Но есть и некоторые моменты, которые способны понять только взрослые, – рассказал зритель Антон Капелин, представитель взрослой аудитории театра.

Сформировать своё мнение о проблематике спектакля можно на ближайшем показе «Крокодила», который состоится в «Дилижансе»10 декабря.

Благодарим Елену Кабилову за предоставленные фотографии

Просмотров: 1153
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей