«Цифровизацией необходимо заниматься сообща». Как и зачем российские вузы «открывают» образование
15 июля 2021

Цифровизация образования – это уже не просто модный тренд, а реальная работа, в которую ежедневно погружены университеты. Но если в начале цифровой трансформации каждый вуз действовал самостоятельно, то сегодня тенденция очевидна – для ускорения процесса и усиления эффекта синергии необходимо взаимодействие. Как единодушно признают эксперты, согласованность особенно актуальна в вопросах развития цифровизации образовательного процесса.

Личный вклад

Проректор по цифровизации Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Роман Боюр уверен: цифровые преобразования в вузах должны осуществляться не как дань моде и не для освоения бюджетных средств. Если университет принимает решение перевести свои бизнес-процессы «в цифру», то перед ним открываются возможности создания совершенно новых бизнес-моделей и выхода на новые рынки. И тогда цифровая трансформация станет и оправданной, и окупаемой.

– Тольяттинский госуниверситет 15 лет вкладывал собственные средства в автоматизацию, затем цифровизацию бизнес-процессов, полагая, что эти деньги невозвратны. Однако практика показала, что инвестиции в цифру можно вернуть. Так произошло с проектом развития онлайн-обучения «Росдистант», который ТГУ реализует с 2015 года. Выйти на федеральный уровень с новым брендом оказалось очень сложно – и по финансам, и по тому, сколько затем воли и ресурсов понадобилось, чтобы вывести собственные бизнес-процессы на соответствующий этому рынку уровень качества. Однако уже через год «Росдистант» вышел на точку безубыточности, через два года окупил вложения, а с 2017 года проект развивается, масштабируется и даёт прибыль. К концу текущего 2021 года «Росдистант» окупит вообще все затраты, которые ТГУ сделал в цифровизацию с 2001 года, – рассказал Роман Боюр.

Более того, благодаря «Росдистанту» Тольяттинскому госуниверситету удалось увеличить контингент. В 2015 году в вузе обучалось около 9 тысяч человек, а сейчас более 19 тысяч студентов из 23 стран мира и 86 регионов России. Более 80 % студентов обучаются по индивидуальным образовательным траекториям.

– Объём рынка онлайн-образования неуклонно растёт не только в России, но и в мире. Сегодня он составляет 4 % от общего рынка образования, а ежегодный прирост – 8,2 %, – отметила заместитель директора Института дистанционного образования Томского государственного университета Виктория Дубровская. – 2020-й пандемийный год дал онлайн-образованию ощутимый толчок, и те, кто скептически относился к нему, сегодня уже признают право на существование образовательных онлайн-программ.

Работа в системе

В условиях цифровизации важен персонализированный подход к студентам, признали участники онлайн-встречи.

– Онлайн-обучение должно быть студентоцентрированным, – считает директор Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве РФ (Москва) Галина Мажаева. – В нашем вузе на это направлено практически всё, с чем мы сегодня работаем: образовательный контент, система сопровождения (включая чат-ботов, персональных кураторов, тренажёры и прочее), круглосуточная организационно-методическая, техническая и технологическая поддержка студентов и преподавателей.

При таком подходе к образованию большое значение имеет создание открытой образовательной среды. В Финансовом университете при Правительстве РФ онлайн проводят лектории с привлечением ведущих профессоров страны, хакатоны, конференции, интегрированы сервисы библиотечного информационного комплекса. Кроме того, в вузе действует открытая онлайн-академия и бизнес-симулятор (позволяет в игровой форме познакомиться с разными видами профессиональной деятельности и типами организаций), создаётся «Студенческий атлас» (рассказывает об активных студентах университета). Также предусмотрена система сопровождения и методическая поддержка профессорско-преподавательского состава – два года назад специально для преподавателей, участвующих в подготовке онлайн-курсов и постоянно сталкивающихся с новыми задачами, был реализован проект «Цифровая мастерская преподавателя».

Аналогичный подход используют и в Томском государственном университете. Образовательные онлайн-проекты здесь запущены с 2015 года. При их разработке в приоритете было использование искусственного интеллекта, технологий адаптивного и машинного обучения, виртуальной (дополненной) реальности.

– Сегодня вуз поставил цель стать ключевым игроком в мировом цифровом образовательном пространстве и точкой роста для региона за счёт объединения компетенций с мировыми университетами и компаниями. Для этого нам необходимо вступать в коллаборации, выходить на новый уровень. И в этом году мы создали проект «Акселерация программ смешанного и онлайн-обучения», в рамках которого применяем новые образовательные форматы и педагогический дизайн как для уже существующих в университете образовательных программ, так и для построения новых. В качестве партнёров мы выбрали внешние платформы Coursera и Нетология – для программ онлайн-магистратуры; для программ смешанного обучения – Moodle, Odin c включением Coursera for Campus, – рассказала Виктория Дубровская. – При этом мы ориентируемся на экспорт образовательных программ, создавая их модели на базе смешанного и онлайн-обучения и предлагая иностранным слушателям.

Осенью этого года в томском вузе стартует десять таких программ, в том числе две онлайн-магистратуры на английском языке. В 2022-м будут запущены ещё пять программ. В университете планируют, что ежегодно слушателями каждой из них будут становиться не менее 100 человек.

Формируют компетенции цифровой экономики у студентов и сотрудников и в Университете ИТМО (Санкт-Петербург). В вузе разработано по десять онлайн-модулей образовательных программ для подготовки бакалавров и магистров для развития компетенций цифровой культуры в различных областях науки и техники, а также две онлайн-программы повышения квалификации сотрудников и научно-педагогических работников в области цифровой культуры.

Вокруг цифры

Создание цифровой инфраструктуры вузов, а также обмен цифровыми сервисами должны быть приоритетными, подчёркивает начальник департамента открытого образования Университета ИТМО (Санкт-Петербург) Андрей Лямин.

– Цифровой университет – это, прежде всего, сетевой университет, – говорит эксперт. – Все виды деятельности такой вуз осуществляет в рамках своей экосистемы, в которую входят обучающиеся, преподаватели, сотрудники, академические партнёры, общественные организации, профессиональные сообщества и прочее. Чем шире рамки экосистемы, чем она разнообразнее, тем легче цифровому университету осуществлять образовательную, научную и инновационную деятельность. Именно в рамках университетской экосистемы идёт обмен кадрами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе цифровыми сервисами и цифровыми продуктами.

Роман Боюр констатирует: цифровизацией высшего образования необходимо заниматься сообща. Именно поэтому в 2019 году Тольяттинский государственный университет совместно с Омским государственным техническим университетом, НИУ «Московский институт электронной техники» и ООО «Галактика ИТ» инициировал подписание Хартии о цифровизации образовательного пространства, в которой сформулированы принципы формирования российского рынка IT-решений для вузов с набором правил, стимулирующих к кооперации и обеспечивающих её техническую возможность. На данный момент Хартию поддерживают 32 университета. В декабре 2020 года был создан консорциум «Цифровые университеты», объединивший 33 организации. Управление консорциумом и взаимодействие его участников обеспечивает Тольяттинский госуниверситет. Также в консорциум «Цифровые университеты» вошёл Университетский консорциум исследователей больших данных (его членами стали 28 вузов).

На основании уже имеющихся наработок члены консорциума «Цифровые университеты» договорились о создании единой информационной модели вуза, единых реестров процессов, цифровых и базовых IT-сервисов, а также о разработке стандартов взаимодействия вузовских цифровых сервисов между собой.

– В настоящий момент на рынке цифровых решений для вузов много предложений. Они все разные и несовместимы между собой. Мы в рамках консорциума предлагаем сделать стандарт, который помог бы интегрировать между собой эти сервисы разных разработчиков и существенно снизить затраты вуза на внедрение и последующее сопровождение этих сервисов, – прокомментировал Роман Боюр. – Не нужно будет ничего отдельно разрабатывать и внедрять, достаточно просто инсталлировать. И двигаться в этом направлении вузам необходимо совместно. Ну и, конечно, самый серьёзный эффект мы будем наблюдать, когда рынок структурируется и даст большому количеству новых, не существующих сейчас разработчиков выходить на рынок, создавая свои уникальные решения в масштабах всей страны.

Просмотров: 515
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей