От бочонка до серпа. Почему настольные игры так популярны?

Лото, домино, шахматы, игральные карты... Пожалуй, этим и ограничивается представление непосвящённого человека о настольных играх. Однако сегодня существует огромное количество «настолок»: только в 2015 году насчитывалось более 50 тысяч наименований, и ежегодно появляются сотни новинок. Для кого же их выпускают?

Настольные игры сопровождают человечество с незапамятных времен. Первой настольной игрой принято считать сенет – игру фараонов. Правила не сохранились до нашего времени, но предполагается, что сенет была похожа на шашки.

Игры, привезённые из дальних стран, обрастали на новой почве новыми правилами. Например, шахматы. Первые упоминания о них датируются V веком. Игра появилась в Индии и называлась чатуранги. Позже похожая игра появилась в Азии – шатрандж. В Европу она попала в X веке и с этого времени начала меняться. К XV веку появились те самые шахматы, которые мы знаем: фигуры приобрели знакомые формы, а победа стала определяться только матом.

В XX веке стали появляться коммерческие игры, популярные и по сей день. Среди них была «Монополия». Её в 1934 году выпустил Чарльз Дэрроу. В 1938 году появился «Скрэббл» Альфреда Баттса (в России популярна игра-близнец – «Эрудит»).

 

Золотой век игр

На протяжении последних четырёх лет продажи настольных игр ежегодно увеличиваются на 25–40 %. Самые популярные из них продаются миллионными тиражами. В 2016 году мировой рынок настольных игр оценивался в $3,2 млрд, а к 2021 году, по прогнозам экспертов, эта сумма достигнет $8,5 млрд.

Объём рынка настольных игр в России (по оценке DISCOVERY Research Group)

– 2015 год – 7,6 млрд рублей;

– 2016 год – 9,1 млрд рублей;

– 2017 год – 10,5 млрд. рублей.

Источник: https://drgroup.ru/463-analiz-rinka-nastolnix-igr-v-rossii.html

В своей статье всемирно известный разработчик настольных игр Бруно Файдутти утверждает, что настольные игры нельзя назвать просто модным увлечением. Во многом их возрождение обязано интернету. «Дело в том, что ролевые игры в 80-е, коллекционные карточные игры в 90-е, странное возрождение покера в последние 10 лет и компьютерные игры вот уже 30 лет наконец-то заставили людей принять игры – игры любого рода – и убедили их, что это совсем не детское времяпровождение, точнее, уже не детское, а вполне взрослое», – отмечает Файдутти.

Казалось бы, в эпоху гаджетов и невероятной графики в видеоиграх нужда в «настолках» должна отпасть сама собой. Однако на деле всё с точностью до наоборот. Как говорит Бруно Файдутти, «сообщество независимых разработчиков и издателей непрерывно создаёт инновационные, захватывающие и очень красивые игры. Они абсолютно не похожи на продукты массового потребления. Они заставляют переживать уникальный игровой опыт, который порой даже и рядом не стоит с опытом, переживаемым от игр, созданных при помощи программного кода».

Интернет дал понять, что игры в любом виде – далеко не всегда занятие детское, и «настолки» начали завоёвывать достаточно зрелую аудиторию. Стали появляться более элегантные игровые механики, большее внимание разработчики уделяют дизайну игр и полиграфии. Вырос бюджет на производство игровых компонентов: качественных деревянных фишек, детальных пластиковых миниатюр. Тематика игр стала более разнообразной: от фэнтезийных сражений с монстрами – до решения важных социальных проблем.

Своим успехом настольные игры во многом обязаны и расцвету гик-культуры «Ботаны» выросли и стали продвигать свои увлечения, делая их привлекательными для масс: комиксы про супергероев превратились в кассовые фильмы, книжное фэнтези – в «иконы» кинематографа, настольные игры – в коллекционный предмет. Даже по сериалам, переживающим сейчас золотой век, заметно, насколько актуальны сегодня настольные игры.

 

Чем полезны «настолки»?

Представьте: перед вами большой стол, на нём разложено красочное игровое поле с фигурками. Вокруг него сидят ваши друзья и обсуждают предыдущую партию, делятся эмоциями. Вы тоже садитесь за стол, оглядываете поле-шестигранник и стоящие рядом с вами фигурки. Ваш ход. Вы бросаете кубики – и понеслась... Немногим больше часа – и вы уже колонизатор неизвестного острова, или борец с зомби, или эльф, ищущий в лесу своего друга гнома.

Неважно, играете ли вы командой или же друг против друга, – вы все взаимодействуете между собой. Сопереживаете друзьям или, наоборот, злорадствуете. В любом случае, вы общаетесь.

Любая игра непременно что-то развивает в человеке. Так, «настолка» на объяснение слов подтянет словарный запас, потренирует сообразительность и скорость речи или, наоборот, заставит вас подвигаться, чтобы размять кости. Есть множество игр, которые направлены на развитие внимательности, памяти и скорости реакции. Стратегии помогают просчитывать свои действия наперед, предугадывая ходы противника, выработать стратегические и тактические навыки. Причем не хуже шахмат.

Рынок настольных игр переживает подъём: всё больше людей в выборе между разовыми увлечениями (кино, боулинг, кафе) и настольными играми склоняются в пользу последних. Один раз купив «настолку», можно играть в неё годами.

Появляются новые авторы, новые игры, издательства. Соотечественникам тоже есть чем похвастаться. Российские авторы уже выпускают свои разработки на международный рынок (игры «Эволюция», «Зельеварение», «Бронза»).

Тольятти играющий

Не обошла стороной «настолкомания» и наш город. В Тольятти есть ряд специализированных магазинов, в которых можно найти любую настольную игру по душе. «Настолки» продаются в детских отделах супермаркетов и даже в крупных сетях бытовой техники. На значимых городских праздниках всегда можно отыскать секцию с настольными играми, где можно поиграть в них абсолютно бесплатно.

В компании по розничной продаже настольных игр «Знаем Играем Тольятти» отмечают, что покупают игры преимущественно люди до 30 лет – молодёжь, которая уже знакома с настольными играми благодаря тайм-кафе и друзьям. Для этой группы клиентов «настолки» – способ собрать компанию и вместе весело провести время. Молодые люди уже играли в пару-тройку хитов и не хотят на этом останавливаться, поэтому покупают игры для себя или в подарок для друзей. Среди них попадаются и гики, коллекционирующие сложные «настолки».

Вторая группа покупателей в возрасте от 30 до 45 лет приобретают простые и весёлые «настолки» (например, фанты). Эта группа клиентов при выборе игры, как правило, ориентируется на мнение друзей. Среди них попадаются и ценители, которые уже играли в мировые хиты и которые с радостью готовы приобрести что-то новое из предложенного продавцом.

Покупатели в возрасте от 45 лет и старше в основном берут настольные игры в качестве подарков для детей и внуков. Они скептически относятся к «настолкам», если раньше не играли в них, и покупают вечную классику – «Эрудит», «Монополию», «Лото», «Домино» и т. д.

Подобное разделение по возрастам весьма условное. В каждой из перечисленных групп клиентов встречаются люди, увлечённые настольными играми, несмотря на возраст или игровой опыт. Некоторые семидесятилетние (и старше!) игроки с удовольствием проводят время в «Колонизаторах» , «Рококо», «Бэнге».

Особой популярностью у тольяттинцев пользуются так называемые пати-геймс – игры для вечеринок, в которых нужно что-либо загадывать и пытаться объяснить загаданное друзьям: «Активити», «Элиас», «Экивоки», «Имаджинариум» и «Кодовые имена».

Им уступают простые и хитовые стратегии: «Колонизаторы», «Каркассон», «Шакал», «Манчкин», «Бэнг». Как правило, именно с них и начинается более тщательное погружение в мир настольных игр.

Игроков в сложные «настолки» продавцы знают в лицо – это постоянные клиенты. В их коллекциях от тридцати и больше весьма увесистых коробочек: «Андор», «Цивилизация», «Зомбицид», «Серп» и другие.

Многие со скепсисом относятся к настольным играм – до тех пор, пока сами не попробуют сыграть. Большинство новичков уже после первой партии в любую игру меняют своё отношение к «настолкам», ведь они в век телевидения и соцсетей возвращают нас в реальный мир, позволяют весело провести время с родными и друзьями и дарят незабываемые эмоции от живого общения.

Просмотров: 2953
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей