От стратегий до выживания. Игры, в которые играют люди

Всю историю человечество сопровождают игры. Через игру каждый ребёнок познаёт мир. Игра как культурный феномен пронизывает все части нашей жизни. Сегодня словом «геймификация» никого не удивить. Корпорации через деловые игры решают свои стратегические задачи. Люди справляются со своими проблемами, примеряя на себя те или иные социальные роли. Даже главные спортивные события в мире тоже называются «играми». Громкий релиз нашумевшей видеоигры тут же попадает во все выпуски новостей. Сегодня время бурного расцвета киберигр. По статистике, около 70 % россиян играют в видеоигры, а во всём мире геймерами можно назвать более трёх миллиардов человек. Видеоигры стали отдельной веткой нашей реальности, мощным движком для технологий, законодателями трендов и активно развивающимся видом искусства. Корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Николай Ерещенко сам проводит немало времени за видеоиграми. В своём материале он рассуждает о плюсах и минусах видеоигр, а также представляет истории настоящих геймеров.

Изображение сгенерировано нейросетью lexica.art

Первому игроку приготовиться!

Условно видеоигры можно разделить на две большие категории: онлайн-игры (по Сети с другими игроками) и офлайн-игры (для самостоятельного погружения в игровой процесс). В свою очередь онлайн-игры тоже можно разделить на две категории в зависимости от присутствия механики сражений между игроками: PvP (player versus playerигрок против игрока) и PvE (player versus environment – игрок против окружения). Каждая из категорий направлена на определённую аудиторию и имеет свои плюсы и минусы.

  • Офлайн-игры позволяют игрокам в одиночестве глубже погрузиться в созданную разработчиками атмосферу и историю.
  • Онлайн-PvE-игры созданы для тех, кто хочет исследовать игровые миры вместе с друзьями.
  • Онлайн-PvP-игры имеют соревновательную подоплёку, именно они обогатили культуру киберспортом.

В жанровом плане видеоигры не ограничиваются привычными нам литературными и киножанрами, а, напротив, привносят свои, уникальные. Например, стратегии или RPG (role-playing game). Упор в стратегиях сделан на последовательное пошаговое развитие с целью накопить необходимую для победы мощь за счёт найма сильных отрядов для уничтожения противника. В RPG игрок примеряет на себя роль конкретного персонажа с определённым набором характеристик и навыков и «проживает» всю его историю, выполняя задания, собирая предметы и понемногу продвигаясь к главной цели.

Каждый жанр имеет свою специфику. RPG предполагают дополнительное погружение в игровой процесс за счёт системы прокачивания персонажа. В зависимости от выбранного игроком стиля игры он будет тратить очки навыков на подходящие параметры и таланты, а также подбирать соответствующее отыгрываемой роли обмундирование. Разобраться в механиках RPG бывает непросто, но результат, который игрок получает от своей вовлечённости в игровой процесс, полностью оправдывает затраченное время, играть становится проще и интереснее.

Жанровое разнообразие современных игр позволяет охватить всю потенциальную аудиторию от детей до пенсионеров, и каждый сможет найти что-то для себя. Кроме того, возрастные цензы сами по себе опровергают принадлежность видеоигр только к детским развлечениям.

По результатам исследования ВЦИОМ, в России в видеоигры играет преимущественно молодёжь от 18 до 24 лет (56 %), но есть и немало представителей 60 лет и старше (10 %). Так что игры интересны не только молодёжи, но и более старшим поколениям.

Видеоигры по-своему уравнивают людей всех возрастов и социальных слоёв. Благодаря им любой может почувствовать себя кем угодно, даже не выходя из дома. В них не существует грани между людьми с ограниченными возможностями и людьми без таких ограничений, богатыми и бедными, социально успешными и затворниками. Видеоигры предоставляют всем игрокам равные условия. С другой стороны, игровые законы и правила имеют свою специфику, которая может отличаться от принятых в обществе норм. И хотя влияние видеоигр на современный мир глобально, самое интересное – это то, как игра повлияла на каждого отдельного человека.

Изображение сгенерировано нейросетью lexica.art

Найти друзей и построить дом

Давид, 39 лет:

– Некоторые игры меня действительно вдохновляют воплотить что-то из игрового фэнтезийного мира в реальной жизни. Например, Fallout 4. Мне очень нравятся дизайн помещений, мастерских, каких-то предметов. И я иногда мечтаю сделать что-то из игры у себя. Мне это сильно помогало при строительстве дома, в котором я сейчас живу.

Андрей, 20 лет:

– Когда я познакомился с игрой Assassin's Creed III, я невольно начал интересоваться историческими процессами, происходившими в то время. Временной отрезок, который охватывает игра, относится к важнейшим этапам мировой истории, – Война за независимость США. Именно эта игра смогла сформировать основу для понимания духа того времени и интерес к происходившим событиям. Позднее я начал изучать мировую историю сам, можно сказать, благодаря игре.

Никита, 20 лет:

– Я через игры нашёл себе друзей, с одним из которых мы даже вживую виделись. Я играл в Mobile Legends, это командная игра, схожая с League of Legends. Мне было скучно, познакомился в игре с другим игроком, и мы стали играть вместе. Потом увидел среди других игроков ещё одного, у которого был в тегах мой город. Я пригласил его к нам, и мы начали играть втроём. Спустя время, я позвал его погулять, он согласился, так мы и встретились. До сих пор спустя полгода периодически играем вместе.

Иван Лысенко, психолог:

– Видеоигры могут помогать переживать тяжёлые жизненные ситуации, давать «карманное счастье» для человека, помогать переключаться. Но в некоторых случаях люди уходят от реальной жизни в компьютер. В психологии есть термин «примитивная изоляция». Это когда человек уходит от реальных проблем в свои мысли. Это естественная защита, в ней нет ничего плохого, но важно с этим не перебарщивать. Безусловно, благодаря видеоиграм можно чему-то научиться. Есть много симуляторов, которые справляются с этой задачей. Видеоигры могут вызывать интерес к чему-либо. Как способ проведения досуга – почему нет? Я не считаю видеоигры злом. Бывает, что человек вынужден сидеть на работе или дома в четырёх стенах, не всегда есть возможность повеселиться или расслабиться, и он заходит в игру. Это просто способ скрасить тяжёлую жизнь. Особенно для тех, кто каким-то образом ограничен [в своих действиях], например у людей с ограниченными возможностями, без денег или с психологическими сложностями. Но и идеализировать видеоигры не стоит.

Просмотров: 1718
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей