Пошли опытным путём. В ТГУ разработана новая модель подготовки будущих учителей
10 февраля 2023

Обучение студентов реальным практическим навыкам – один из трендов современного образования. Преподаватели кафедры «Педагогика и психология» Тольяттинского государственного университета (ТГУ) разработали уникальную модель подготовки студентов-педагогов, основанную на практико-ориентированном подходе.

Фото: Артём Чернявский

Слабая связь теоретической подготовки будущих педагогов с реальной профессиональной деятельностью – такая критика в последние годы всё чаще звучит в адрес высшей школы. Тот факт, что во время обучения студенты практически не соприкасаются с настоящей профессией, приводит к низкой мотивации к работе в школе и дошкольных учреждениях. И часто из-за неспособности выдержать первые профессиональные трудности молодые учителя уходят из профессии.

Профессор кафедры «Педагогика и психология» гуманитарно-педагогического института ТГУ Ирина Руденко уверена – максимально приблизить будущего педагога к реальной жизни школы и её проблемам, сформировать профессиональные компетенции можно только в рамках практико-ориентированного обучения в вузе. Этот вопрос учёные Тольяттинского госуниверситета проработали в рамках проекта «Проектирование и научно-методическое обеспечение апостериорных моделей образовательной деятельности вуза по совершенствованию профессиональной подготовки педагогических кадров». Проект был поддержан грантом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

В рамках реализации гранта РФФИ сотрудники кафедры «Педагогика и психология» ТГУ опубликовали 54 статьи, из них четыре в журналах, индексированных в наукометрической базе данных Web of Science.

Доцент кафедры Данила Писаренко в процессе работы над проектом защитил кандидатскую диссертацию в Институте стратегии развития образования РАО.

– Для расширения содержания практической подготовки в вузе мы предложили усилить апостериорную (от лат. a posteriori – букв. «из последующего», «знание, полученное из опыта». – Прим. ред.) составляющую образовательного процесса. Такая профессиональная подготовка студентов позволит выпустить современного педагога-профессионала, не только владеющего объёмом основных педагогических профессиональных знаний, умений, но и индивидуальным педагогическим опытом, – рассказывает Ирина Руденко. – В рамках гранта РФФИ на кафедре «Педагогика и психология» разработана типовая апостериорная модель образовательной деятельности по подготовке будущих педагогов. Модель содержит алгоритм получения нового знания студентами на основе самостоятельной познавательной деятельности и накопления практического опыта. При этом важно научно-методическое сопровождение со стороны преподавателей.

В научную работу, кроме Ирины Руденко, были включены ещё четыре сотрудника кафедры «Педагогика и психология» ТГУ: доценты Татьяна Емельянова, Инна Груздова, Алла Ошкина, Данила Писаренко. Помимо типовой апостериорной модели были разработаны прикладные, направленные на усиление практической составляющей в образовательной среде высшей школы по конкретным направлениям.

– Каждая прикладная модель связана с профессиональными умениями, которые необходимы педагогу. Внеучебная деятельность способна влиять на формирование универсальных компетенций студентов: умение работать в команде, проявлять лидерские и организаторские качества, – подчёркивает Данила Писаренко. – Именно поэтому мы поддерживаем студентов, которые вне учёбы стремятся к работе с детьми в педагогических классах школ, в лагерях, в творческих и волонтёрских объединениях. Именно там они закрепляют и совершенствуют умения работать в команде, коммуницировать, проявлять организаторские способности.

Команда кафедры «Педагогика и психология» ТГУ знает, как погрузить будущих учителей в реальную школьную жизнь

Опыт проектной деятельности одного из авторов коллектива Татьяны Емельяновой, которая разрабатывала с командой студентов игровые дидактические средства, подтверждает, что ориентация на современные запросы образования, практическая готовность к профессиональной деятельности – это то, что необходимо совершенствовать в вузе.

Результатом работы коллектива кафедры «Педагогика и психология» ТГУ стала монография «Проектирование и реализация апостериорных моделей профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях образовательной организации». Книга увидела свет в 2022 году в издательстве Российской Академии Естествознания.

Одним из плюсов апостериорной модели Алла Ошкина считает персонализированный подход к студенту – будущему учителю. Преподаватель вместе с обучающимся определяет имеющиеся «педагогические дефициты» и формирует траекторию развития в рамках практики, чтобы эти дефициты закрыть.

– Практика занимает сегодня большой процент в образовании. Поэтому стараемся сделать её максимально полезной для студента. У нас есть взаимопонимание с руководителями дошкольных образовательных организаций Тольятти в части практической подготовки будущих учителей. Поэтому когда студенты приходят к ним для прохождения производственной практики, то получают поддержку от наставника, который имеет большой опыт работы, обладает необходимыми профессиональными качествами и сформированными компетенциями. Такое погружение в профессию только повышает мотивацию студента, – комментирует Алла Ошкина.

Апостериорная модель подготовки студентов-педагогов уже используется в Тольяттинском госуниверситете. Авторы исследовательского коллектива приняли участие в 19 международных и 16 всероссийских научно-практических конференциях, где делились с коллегами опытом использования в образовательном процессе ментальных карт, индивидуальных цифровых профилей, виртуальных квестов, метода картирования (разработки технологических карт), а также тренингов с элементами деловых игр, учебного веб-квеста «Маршрут производственной практики» и другими активными методами подготовки студентов. Интерес к инновационной методике проявили педагогические вузы России, Беларуси, Казахстана.

– Разработанная нами апостериорная модель выстроена на основе федеральных государственных образовательных стандартов и современных тенденций подготовки педагогических кадров, в том числе с учётом требований цифровизации, возможностей использования дистанционной формы обучения. Модель проста и уникальна. Её можно внедрять в вузах при обучении не только будущих педагогов, но и специалистов других направлений, – отмечает Инна Груздова.

Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 2 (891) от 08.02.2023 г.

Просмотров: 1937
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей