Правила тайм-менеджмента подходят не всем. Возможно ли подчинить себе время без вреда для здоровья?

Управление собственным временем – одно из самых полезных умений человека в XXI веке. В мире, где всё «бежит» с неимоверной скоростью: меняются люди, появляются новые ресурсы, совершенствуются все системы, – планирование распорядка дня, недели, месяца становится жизненно необходимым. Управление временем позволяет контролировать жизнь, продуктивно распоряжаться запасами времени, результативно работать и полноценно отдыхать, радоваться жизни.

Сегодня почти каждый успешный человек считает своим долгом рассказать о собственных правилах тайм-менеджмента. Издательства выпускают огромное количество обучающих книг, в которых пошагово расписано применение этой технологии. Многие, однако, считают, что тайм-менеджмент им не нужен или же у них совершенно не получается настроить эту технологию «под себя». Так ли необходим тайм-менеджмент современному человеку? Или это очередной миф, к которому следует относиться с долей скептицизма?

Тайм-менеджмент появился в России в 20-х годах прошлого столетия, когда начали бурно развиваться экономика и наука. Тогда появилась необходимость повысить эффективность хозяйственной и экономической деятельности государства. Татьяна Телегина в книге «Тайм-менеджмент. Полный курс» утверждает, что первооткрывателями тайм-менеджмента в то время стали Алексей Гастев и Платон Керженцев. Гастев – директор Центрального института труда – считал, что человеческий фактор играет большую роль на любом предприятии, поэтому для успешной работы всей организации необходимо эффективно и продуктивно планировать работу отдельной личности.

Платон Керженцев – руководитель лиги  «Время» – в 1923 году опубликовал статью в «Правде» под заголовком «Время строит аэропланы», посыл которой был в том, что нужно правильно управлять собственными временными ресурсами. Это послужило началом рационального подхода к организации времени. И хотя лига «Время», как и большинство организаций, связанных с научной организацией труда, была закрыта параллельно со свёртыванием новой экономической политики, её деятельность доказала, что у общества и государства есть возможность научить людей рационально подходить ко времени.

В начале 1970-х годов на свет появилась книга Даниила Гранина «Эта странная жизнь». В ней рассказывалось о профессоре Александре Любищеве, решившем создать периодическую систему биологических объектов. Однако, осознав, что ему не хватит и жизни, чтобы достичь этой цели, биолог решил изыскать резервы собственного времени. Он начал вести хронометраж своей работы, анализировать результаты, составлять план. Впервые в этой книге озвучена идея бюджетирования расходов времени.

В 2001 году в России появилось (и до настоящего времени функционирует) первое онлайн-сообщество тайм-менеджмента «Организация Времени». Свою миссию компания определяет как помощь «людям, обществу, бизнесу и государству в настройке отношений с самым ценным и трудноуправляемым ресурсом – Временем».

Искажённая идея тайм-менеджмента

По словам тольяттинского психолога, члена Ассоциации семейных психологов Юлии Бакулиной, идея тайм-менеджмента, которая была развита в западных странах, до России дошла неполной и с искажениями:

– В западной культуре было принято хвалить, поощрять себя за правильно и вовремя выполненную работу. У нас хвалить детей, себя, друг друга не принято. Отсюда перекос – мы гонимся, спешим, хватаем иллюзию успешности, устаем, выгораем, но нет возможности остановиться, поразмышлять, оценить происходящее, насладиться результатами своего труда. Это ведёт к снижению энергии и мотивации, человек не может начать или закончить схваченные обязательства, соответственно, пропускает, опаздывает, не успевает. И оценивает себя как неспособного к тайм-менеджменту. Хотя это не так.

Более того, психолог считает, что чрезмерная зацикленность на личной эффективности и успешности привела к ещё одному перекосу в сознании:

– Люди составляли расписание своего дня из дел, которые поддерживали иллюзию счастья, востребованности, социальной активности, успешности. При этом «забывая» про дела для души. Получилось поколение неких роботов с расписанием и атрибутами успешных – и глубоко несчастных людей.

Именно в то время, по словам психолога, выросла популярность антидепрессантов, которые стали употребляться массово.

 

Правила продуктивной оптимизации времени от Илона Маска

Одним из самых популярных людей в мире (а теперь ещё и самым богатым), сумевших максимально продуктивно организовать свой труд, является Илон Маск, предприниматель, изобретатель, инженер и миллиардер. Основатель, совладелец, генеральный директор и главный инженер компании SpaceX; генеральный директор и главный идейный вдохновитель (Chief Product Architect) компании Tesla – этих регалий достаточно, чтобы понять: человек умеет эффективно управлять своим временем.

Портал Entrepreneur предоставил возможность познакомиться с его 10 правилами продуктивной оптимизации рабочего времени.

1. «Постоянно подвергайте сомнению устоявшиеся практики». Постоянное усовершенствование системы, по его мнению, является залогом успеха. Необходимо наблюдать за своей жизнью и привычками, отмечать зря потраченное время и каждый день следить за результатами.

2. «Не теряйте концентрацию». Как пишут в Enterpreneur.com, во время работы Маск полностью уходит в процесс, отключая при этом любые оповещения. Это даёт возможность направить намного больше энергии на конкретную задачу и решить её в более короткий срок.

3. «Экономьте время на чтение почты». По его словам, необходимо выделять как можно меньше времени на это занятие. Не думать над каждой фразой и писать лаконичные сообщения. В своих видеовыступлениях Маск как-то сказал, что главное уметь сортировать письма и делать их максимально краткими, при этом не теряя смысл.

4. «Если есть возможность, делайте несколько дел одновременно». Если для решения задачи не требуется полной сосредоточенности, Маск выполняет несколько дел одномоментно. Например, ест во время чтения почты или обсуждения рабочих вопросов.

5. «Строго соблюдайте расписание». Enterpreneur.com пишет, что распорядок дня предпринимателя расписан поминутно. Он продумывает всё до мелочей. Избегает длинных разговоров и обсуждений. Также он не тратит время на случайные мысли во время перерывов, а старается сделать что-нибудь полезное.

6. «Ставьте перед собой оптимистичные цели». Даже если достичь их не получится, сама цель мотивирует работать намного усерднее.

7. «Полностью посвятите себя саморазвитию». Маск считает, что на это необходимо направить всю свою энергию, что позволит в конечном итоге увеличить производительность и достичь больших результатов.

8. «Не прекращать учиться». Постоянная учёба позволила Маску ускорить понимание идей, улучшить качество мыслей и ответов, которые появляются в каком-либо вопросе.

9. «Уполномочивайте других». Маск требует от своих сотрудников максимальной отдачи во всём. Это выводит производительность его команды на высочайший уровень.

10. «Не беспокоиться о том, что о вас думают другие». Маск совершенно не переживает по поводу мнений со стороны. На это, по его мнению, уходит слишком много времени. Он старается сосредотачивать все свои усилия на решение каких-то своих задач.

«Ежедневник – мой верный товарищ». Студенты о тайм-менеджменте

Тайм-менеджмент интересует не только тех, кто в своих руках «держит» крупнейшие предприятия или управляет государством. Студентка 3-го курса кафедры русского языка, литературы и лингвокриминалистики Тольяттинского государственного университета Кнара Буниатян рассказала, что к тайм-менеджменту она обратилась, став первокурсницей. Появилась необходимость совмещать учебную и внеучебную деятельность, работать и выкраивать время для отдыха: «Тайм-менеджмент на 100 % облегчает мою жизнь. Ежедневник – мой верный товарищ. Именно он помогает помнить о многих делах и всё успевать. Конечно, без спонтанных обстоятельств не бывает. В приоритете учёба и работа, поэтому стараюсь распределить всё так, чтобы ничего из этих пунктов не пострадало». По словам студентки, на распределение времени у неё уходит 15–20 минут в день, а появляющиеся новые задачи она добавляет мгновенно в свой ежедневник. «К переходу на дистанционное обучение в университете в апреле [2020 года] я привыкла не сразу. Учиться стало немного сложнее, но уже в апреле у меня стало получаться продуктивно управлять своим временем», – поделилась Кнара опытом.

Её сокурсник Антон Давыденко считает, что благодаря тайм-менеджменту стал более дисциплинированным. Это помогло ему в период дистанционного обучения.

– Поначалу было тяжело, просто потому что с утра до вечера сидишь в компьютере, но потом я подстроил свой график, стал планировать учебный день буквально по минутам, привык, и мне даже понравилось. Я никогда не был таким дисциплинированным, как во время карантина, – признался студент.

Технологией тайм-менеджмента пользуется и Анна Катюхина, студентка 4-го курса направления подготовки «Социология».

– К распределению времени я пришла методом проб и ошибок. Раз в неделю я сажусь и вбиваю в гугл-календарь расписание пар. Дальше уже вокруг них ситуативно выстраиваю работу и остальные планы. У меня часто дела планируются на неделю вперёд, а тайм-менеджмент позволяет не держать всё это в голове, но при этом и ничего не забывать, что может негативно сказаться на учёбе и работе, – рассказала Анна.

Но есть и те, кто считает тайм-менеджмент скучным. Так, магистрант кафедры «Журналистика» ТГУ Дмитрий Потапенко считает, что «управление временем» – не для него:

– По графику жить нудно, никакой импровизации не может быть. Это как «день сурка». Так можно только выполнять отчёты, делать сеты приседаний и тягать гантели. Тайм-менеджмент необходим деловым людям, «москвичам», людям, у которых ипотека и три работы.

Ещё одной «проблемой» использования тайм-менеджмента он назвал лень, которая просто не «вписывается в составленный график. Ведь нельзя прописать в плане на день „минутки лени“».

Тайм-менеджмент либо удачно вписывается в жизнь человека, либо остаётся чем-то непонятным, неизученным, ненужным. Может, и не всем он нужен?

 

Не для всех

Почему кто-то активно внедряет в свою жизнь технологию управления временем, а кто-то совершенно не готов не только ею пользоваться, но и даже принимать как таковую. Психолог Юлия Бакулина заявляет, что тайм-менеджмент – благо только для работодателя, нанимателя и государства:

– Для человека большинство рамок, правил и условий – гнёт и несвобода, что рано или поздно приносит негативные «плоды»: повышение заболеваемости, субъективной неудовлетворённости своей жизнью, депрессии и прочее.

Она убеждена, что креативные люди, загнанные в строгие рамки, будут страдать. Если человек и правда талантлив, он заслуживает жизни по индивидуальной траектории, без ограничений и рамок. Такие условия будут для него более комфортными.

– Тайм-менеджмент может быть хорошей идеей, если человек будет обязательно выделять время на отдых, на непопулярные развлечения, на лежание на диване, на общение со своей семьёй, – считает Юлия Бакулина.

Тайм-менеджмент действительно необходим в определённых ситуациях, поскольку позволяет оптимизировать рабочие процессы. И всё же управление собственным временем должно строиться на принципе «не навреди». Причём не вредить нужно самому себе и между важными встречами и нерешёнными задачами необходимо выделять время на отдых, саморазвитие, получение удовольствия. Тогда тайм-менеджмент станет не «гнётом», а «верным товарищем».

Просмотров: 1526
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей