«Премьера одной репетиции»: что было, что есть и что будет дальше?

Настоящий праздник для театрала, парад премьер и возможность соприкоснуться с чистейшим сценическим искусством. Такой вот он – фестиваль «Премьера одной репетиции».

В 2024 году «Дилижанс» провёл пятнадцатую режиссёрскую лабораторию, темой которой стал популярный театр. Программу фестиваля составили девять эскизов и две внеконкурсных постановки. Так что у зрителей, артистов и критиков открылся настоящий простор для размышлений. Оглянемся же назад и вспомним, какие открытия совершили участники «Премьеры одной репетиции» в течение фестивальной недели.

Фото: Дмитрий Осинов. Источник: группа фестиваля «Премьера одной репетиции» во «ВКонтакте»

Между снами и явью

Как театр начинается с вешалки, так и дух «Премьере одной репетиции» задаёт открытие. Во главе фестиваля, как правило, стоят творения именитых постановщиков, лауреаты премии «Золотая маска», обладатели иных наград международного уровня. Нынешний фестиваль открывался двумя спектаклями, для одного из которых участники церемонии переместились в Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова. Здесь, под открытым небом, артисты уличного театра «Странствующие куклы Господина Пэжо» совершили поистине снотворческое таинство. Ещё немного – и лунный кораблик качнётся на небесных волнах, и с него на сцену сойдут пятеро сказочных Месяцев – добрых волшебников, способных погрузить в детство даже самого взрослого зрителя. Что привезли с собой Месяцы? – частичку любви и доброты, которой хватит на всех от мала до велика. Как долго бы вы ни смотрели в их глубокие тёмные глаза, Месяцев не стоит бояться! Просто доверьтесь им и обнимите их в ответ, ведь они любят своего зрителя и выражают это тепло через танец, музыку и объятия. Хоть герои не разговаривают, публика способна обо всём догадаться и без слов. Но постановка не была бы такой живой без работы звукорежиссёра. Именно он озвучивает персонажей. А вообще, происходящее на сцене напоминает обряд, приуроченный к древнему светлому празднику, – Месяцы даже играючи прыгают через первого усыплённого ими зрителя, как в чехарде. Подобное ощущение достигается через атмосферу места, в котором играют спектакль. Действие, наделённое чертами средневекового театра, кажется преисполненным внутренней и внешней простоты. Однако за этим скрывается тонкое душевное начало постановки. Артистов сложно назвать обыкновенными комедиантами, так как комедия в её привычном понимании не учит людей любить и быть добрее. Здесь же – наоборот. Месяцы дарят публике то, без чего нельзя прожить на свете. И потому работу актёров можно считать проявлением высшего мастерства комедийного искусства.

Фото: Дмитрий Осинов. Источник: группа фестиваля «Премьера одной репетиции» во «ВКонтакте»

По ту сторону сказки

Любите сказки? Особенно те, у которых хороший конец: добро торжествует, а зло предано земле или вовсе испарилось... Но что, если оно ходит совсем рядом, глядит на нас взорами наших соседей, соцработников или полиции, когда кто-то пропадает без вести, подобно герою спектакля Казанского ТЮЗа «Здесь был Кай»?

Подростковая драма об утрате и принятии ознаменовала второй этап открытия фестиваля «Премьера одной репетиции». Постановщик Артём Устинов, ранее участвовавший в режиссёрской лаборатории 2019 года как автор эскиза «За белым кроликом», известен тольяттинскому зрителю как создатель постановки «Голос» по одноимённой книге Дарьи Доцук. Прежние работы Устинова являют собой весьма откровенные высказывания на остросоциальные темы. И эта – не исключение.

В её основе – пьеса современного драматурга Екатерины Тимофеевой. Материал есть адаптация сказки Ганса Христиана Андерсена под сегодняшние российские реалии. Каждый год в стране пропадает около 180 тысяч людей. Некоторые исчезают при странных обстоятельствах. Кай обречён на исчезновение, а Герде суждено его искать – как в сказке, так и за её пределами. Однако сказочная история заканчивается там, где начинается реальность, за чертой смерти, порождаемой мирским равнодушием. Туда, куда не доберётся ни один поисковый отряд. Только Герда сможет это сделать, подарив реке свои башмачки.

Фото: Дмитрий Осинов. Источник: группа фестиваля «Премьера одной репетиции» во «ВКонтакте»

Уехать, нельзя остаться

Следующий день фестиваля был полностью посвящён эскизам гостей из Самары – артистов театра для детей и молодёжи «Мастерская». Первый спектакль – режиссёрская работа Кристины Маяк «Звёздный час по местному времени», сюжет которой может быть знаком зрителю, смотревшему картину Николая Досталя «Облако-рай». Создатели постановки показали публике, как пара слов, сказанных всуе, могут повлиять на течение жизни человека – подчинить его собственной власти и покрыть маской гоголевского ревизора. Герой, к которому привыкли его друзья и соседи, вдруг раскрыл истинную суть своего окружения, оставшись при этом прежним. Режиссёр и драматург словно бы задают зрителю вопрос: «Стоит ли уезжать, если тебя здесь любят?». Очень живая, глубокая и душевная постановка, особый шарм которой придаёт использование в музыкальном оформлении песни «Синоптики» группы «Наутилус Помпилиус».

Другая фестивальная работа – эскиз Романа Нарцева «Эмигранты», ставший вторым прочтением одноимённой пьесы Славомира Мрожека на сцене «Дилижанса». Это диалог между двумя чужестранцами, каждого из которых удерживают от возвращения инстинкты, даже если последние прикрываются политическими убеждениями. Эскиз о том, что делает из человека раба, замкнутого в понятие «эмигрант».

Фото: Дмитрий Осинов. Источник: группа фестиваля «Премьера одной репетиции» во «ВКонтакте»

Нет, это не жизнь...

...Это «Шоу имени другого». Артист Молодёжного драматического театра Антон Шибанов представил зрителю не только своё режиссёрское, но и драматургическое творение. Первое, что может заметить публика, – яркая сценография, благодаря которой ощущается атмосфера ускользнувшего торжества. Малое число артистов, участвующих в действии, тоже безусловно придаёт спектаклю шарм. В дуэте с актрисой Христиной Шепель автор эскиза рассказал историю персонажа, оказавшегося не на своём месте, параллельно высмеяв философию современного общества. В постановке поднимаются вопросы нравственности, национального самосознания, отношений между людьми. Но главное – роль человека в сотворении его собственной судьбы и его способности прекратить тот фарс, в рамки которого он загнан.

Фото: Дмитрий Осинов. Источник: группа фестиваля «Премьера одной репетиции» во «ВКонтакте»

Из Вологды в Тольятти

Орки, гномы, эльфы... Прямо Средиземье какое-то. Хотя действие эскиза Алёны Савельевой происходит в не менее сказочном и таком родном уголке нашей необъятной Родины. С лёгкой руки постановщицы сюжет пьесы Анны Гейжан «Эльфы, орки и другие жители Вологды» перекочевал в молодой, романтичный, но покинутый людьми Тольятти. Как бы ни было это печально осознавать, но даже тольяттинцы часто уезжают в Москву или Петербург, желая «выбиться в люди». В городе на Волге же остаются эльфы – дети и молодёжь – и орки – взрослые, которые совсем забыли, что тоже когда-то были юными. Эскиз выполнен в жанре квеста, приключения, разворачивающегося среди залитых закатом панелек, и наполнен мемами и оборотами, понятными лишь нашему земляку. Ключевая ценность его состоит в том, что его создательница прекрасно понимает, для какой аудитории предназначен спектакль. И потому почти по душам говорит с подростками на темы первой любви, взросления, отношений с родителями и жизненного выбора.

Фото: Дмитрий Осинов. Источник: группа фестиваля «Премьера одной репетиции» во «ВКонтакте»

Сон смешного человека

Александр Кудрявкин – бесспорно талантливый и эксцентричный артист – наконец-то решил удовлетворить свои режиссёрские амбиции на театральных подмостках. И вот – на них воплотился настоящий балет чувств под названием «Час, когда я полюбил подушку». В центре его персонаж, поглощённый обыденностью. Человек, борющийся со временем и нашедший успокоение в объятиях любимой подушки. Это пластический эскиз, в нём почти нет реплик, но понять его можно, вспомнив то состояние апатии и перманентной усталости, которое испытываешь от выполнения рутинной работы, отдаления от близкого человека, пресыщения бытом. В действии обычно неодушевлённые предметы, такие как Подушка (Ирина Шугаева) или Часы (Мария Радыгина), становятся отдельными персонажами. И наблюдать за их взаимодействием с героем интересно. В этой постановке Кудрявкин раскрывает как своё режиссёрское, так и композиторское начало. Даже декорации в виде колёс, стоящие по бокам сцены и символизирующие бессмысленную цикличность, выбирал он. Режиссёр хоть и наделил постановку юмором, однако совершенно серьёзно показал неотвратимость пробуждения. И как бы упорно герой ни пытался воспротивиться живому будильнику, последний всё же разделит бытие его души на «до» и «после».

Фото: Дмитрий Осинов. Источник: группа фестиваля «Премьера одной репетиции» во «ВКонтакте»

Исцеляющая классика

Чем ближе завершение программы, тем скорее участники фестиваля обратятся к бессмертному, дабы отрезвить восприятие грядущего. Именно таковой ощущается роль эскизов по произведениям русских классиков. А кто сказал, что классика при всей своей фундаментальности не популярна? Екатерина Зубарева явила публике прочтение «Неточки Незвановой», ставшее не только надеждой на возвращение Достоевского в репертуар, но и своеобразным напоминанием о том, что у театра должна быть душа, потому как он наравне с музыкой способен затронуть сущность зрителя, достучаться до его сердца. Именно это и делает постановщица через воплощение добрейшей и возвышенной маленькой героини, на плечи которой свалились тяготы бедной сиротской жизни. Ирина Храмкова в моноспектакле «Анна Вронская» показала замечательную трагедию так и не начавшегося пути счастливой женщины. Вообще, эта постановка есть размышление не только о психологии одной из известнейших героинь Льва Толстого, но и о сути подлинной любви, которая строится отнюдь не на страсти, а на доверии и глубоком взаимоуважении, пусть даже по заверению самой Карениной это качество придумали для сокрытия чувственной пустоты. А попытку Екатерины Федощук объединить три куприновских рассказа в единое высказывание о двух ликах людского бытия – радости и страдании – критики встретили холодно. Хотя спектакль «Жизнь нараспашку» позволил зрителю прочувствовать истинный дух произведений Куприна – живой, тонкий, трагичный, но полный надежды на чудо и веры в любовь. Заключил череду «классических» эскизов великолепный «Штосс» Татьяны Сундуковой, который можно смело назвать мистической драмой с двумя исходами. Для иммерсивной постановки по последней повести Лермонтова малая сцена преобразилась: в пространстве появились широкие подмостки и два небольших белых занавеса над ними, ожила эстетика игорного дома. Только играют здесь зрители – и не на что-нибудь, а на жизнь молодого художника Лугина. Ожившие портреты, призраки и таинственный шёпот в темноте – всё это ожидает публику в одной из квартир в Столярном переулке. А выйдет ли из неё герой сего спектакля – решат карты.

Источник: группа фестиваля «Премьера одной репетиции» во «ВКонтакте»

Слово о победителях

В этом году итог фестиваля определил счастливый случай: никаких разночтений в подсчёте голосов не случилось, результаты зрительских голосований в зале и в интернете совпали. Лучшим актёром фестиваля был признан Александр Кудрявкин, лучшей актрисой – Мария Радыгина. Абсолютную победу в режиссёрской лаборатории одержали «Эльфы, орки и другие жители Вологды». Теперь репертуар «Дилижанса» в ближайшем будущем обогатится несколькими новыми постановками. А на вопрос: «Что же такое „популярный театр“?» каждый участник ответил себе самостоятельно.

Просмотров: 1086
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей