Российский дизайн в ретроспективе. В Тольятти открылась бесплатная выставка об истории дизайна

В Отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея открылась уникальная выставка «История российского дизайна 1917–2017», которая объединила в себе самые характерные образцы советского и российского дизайна за сто лет.

В рамках официального открытия выставки директор по развитию Московского музея дизайна, историк искусства, журналист Ольга Дружинина прочитала лекцию на тему «Система дизайна в СССР».

Три эпохи отечественного дизайна

В российском дизайне выделяют три основных периода: конструктивизм и авангард (1917 – начало 1930-х), советский дизайн (1950–1980) и современный дизайн (1990–2017). Это деление обусловлено переломными моментами в жизни страны.

Первый грандиозный перелом, в основе которого – культурная революция, произошёл 102 года назад. Это было время, когда создавалось «новое общество», время больших идей, иллюзий, утопий и мифов, без которых невозможно искусство. Возглавили культурную революцию художники-авангардисты, среди которых наиболее известны Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Николай Суетин, Илья Чашник, Владимир Татлин. Авангардисты декларировали конец традиционной живописи, мечтали сделать художника конструктором вещей, создателем нового материального мира. Главными принципами работы были простота и практичность. Однако в начале 1930-х годов политическая ситуация в стране изменилась, авангард стал считаться «буржуазным» и попал под запрет.

К 50-м годам Советский Союз восстановился после Второй мировой войны. Повысился уровень жизни людей, появилось желание жить с комфортом. Советские художники-конструкторы возобновили попытки изменить жизнь к лучшему. Предприятия военно-промышленного комплекса, наиболее развитые с точки зрения технологии и оснащения, переходят на выпуск товаров народного потребления. Началась эпоха советского дизайна.

В это время в СССР создаются условия для становления государственной системы дизайна. К началу 60-х годов складывается сеть научно-исследовательских институтов и дизайн-бюро, которые отвечали за разработку и внедрение в производство художественно-конструкторских проектов в различных областях народного хозяйства. Среди них Институт игрушки (1932), НИИ художественной промышленности (1939–1992), Институт мебели (1962–1991), специальные художественно-конструкторские бюро «Легпром» (1962–1991), «Эстэл» (1974–1995). На крупных промышленных предприятиях создаются собственные дизайн-службы, например, на Ленинградском оптико-механическом объединении имени В.И. Ленина, Красногорском механическом заводе им. С.А. Зверева, Заводе им. И.А. Лихачёва, Волжском автомобильном заводе. В 1962 году был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), который занимался разработкой и внедрением методов художественного конструирования, проводил научные исследования и поддерживал международные связи. Графические дизайнеры: Михаил Аникст, Максим Жуков, Ефим Цвик, Валерий Акопов, Мирон Лукьянов, Аркадий Троянкер – создавали новые шрифты, товарные знаки-логотипы, дизайн упаковок, плакаты для кинофильмов.

В 1990-е государственная система дизайна разрушилась из-за распада СССР. Падение «железного занавеса» в начале 90-х означало для советского человека обретение свободы потребления. Однако дизайнерам в это время было нелегко: большинству предприятий государство отказывало в финансировании, да и обстановка не располагала к развитию этой отрасли. В таких условиях чувствовал себя комфортно лишь дизайн графический, который мало зависел от производства. Например, Игорь Гурович, Юрий Боксер, Юрий Сурков, Андрей Логвин, Петр Банков занимались искусством плаката. А благодаря работе шрифтового дизайнера Тагира Сафаева появились уже ставшие классическими шрифты: «Франклин Готик», «Футура», «Баскервиль». В 2012 году был основан Московский музей дизайна – первый и единственный в России.

От плаката до БелАЗа

Художники-авангардисты чаще всего применяли свой новаторский подход в графическом дизайне, а именно – в оформлении книг, журналов и плакатов. На выставке представлено несколько книг и журналов 1920-х годов. Обратите внимание на контраст букв, цвета и формы. Для оформления книги Владимира Маяковского «Хорошо!» Эль Лисицкий использовал типографику – разномасштабные шрифты в классической гамме конструктивизма. Обложки таких журналов, как «ЛЕФ», играли роль визуального манифеста и подчёркивали идеологию издания.

На фото макет автосамосвала БелАЗ-548В. Это по-настоящему гигантское авто. Его грузоподъёмность составляет 115 тонн, длина – 8 метров, ширина – 3 метра, а высота – почти 4 метра. Такие машины, как БелАЗ-548В, используются для работы в карьерах. Стоимость грузовика – около десяти миллионов долларов США. БелАЗ считался символом «тотальной стройки». Дизайн разработал художник-конструктор Валерий Кобылинский в 1964 году.

Запуск первого космического спутника Земли, первый полёт в космос, первая высадка на Луну... В 1950–1960-е не только СССР, но и весь мир переживал космическую лихорадку. Конечно, это не могло не отразиться на графическом и промышленном дизайне. В моду вошли обтекаемые формы и блестящие металлические поверхности бытовой техники, изображения космических кораблей и небесных тел на всевозможных предметах быта и сувенирах. Так, кондитерская фабрика имени Марата выпустила сладости в коробке, на которой изображены знаменитые собаки-космонавты – Белка и Стрелка. На выставке представлен и подстаканник, выполненный в космической тематике «Space Age».

Экспозиция включает множество плакатов. Интересный факт: Владимир Маяковский вместе с художником Александром Родченко создали более 100 рекламных плакатов, листовок и вывесок; первый писал, а второй рисовал. На фото – плакат к художественному фильму «Белое солнце пустыни». Его нарисовал художник Мирон Лукьянов в 1970 году. Примечательно, что на киноплакатах 1950–1960-х отразилась «Хрущёвская оттепель». На конец 1960-х – начало 1970-х приходится расцвет советского киноплаката. На данном плакате текст занимает центральное место, а округлая форма букв напоминает следы от копыт лошади; статичная нижняя часть эффектно контрастирует с динамическим верхом.

А это суперфункциональный информационно-коммуникативный комплекс «СФИНКС» – один из самых известных проектов ВНИИТЭ. Подобные комплексы сегодня используются в так называемых «умных домах». А проект этот придумали, между прочим, аж в 1986 году! Назначений у таких приборов было много: планировалось с их помощью разнообразить семейный отдых, управлять бытовыми приборами и т. д. Однако проект так и остался на стадии макета.

До 27 июля в Отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея можно не только увидеть все экспонаты своими глазами, но и послушать лекции по истории российского дизайна. Расписание – в группе «ВКонтакте» и в инстаграме. Выставка организована при поддержке СИБУРа в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел».

Просмотров: 1103
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей