«Сердце» поволжской поэзии. Интервью с редактором литературного альманаха «Графит» Сергеем Суминым

Чем живёт Тольятти? Чем он дышит, кроме забот о выживании? Искусство? Кино? А может быть, литература? Что сделано для просвещения жителей нашего города и вообще всего Поволжья? Об этом рассказывает Сергей Сумин, редактор литературного альманаха «Графит», поэт, ведущий литературной студии и издатель.

– Когда вы заинтересовались литературой?

– Меня очень рано научили читать. Уже в 5-6 лет я читал сам. У меня мама по профессии библиотекарь. Отец в своё время тоже читал для ВАЗовцев лекции о политике, международном положении. Поначалу, конечно, я читал приключения, фантастику, былины – какие ещё книги любит читать ребенок? Я, помню, настолько сильно любил читать, что сразу после школы бежал к маме в библиотеку. Садился и брал свою любимую тогда книжку «Евпатий Коловрат», радуясь, что могу перечитывать её хоть десять раз подряд.

– Вы издаёте литературный альманах «Графит». Попасть на его страницы могут только авторы Поволжья?

– Альманаху больше шести лет. Он действительно ориентирован больше на авторов и прозаиков Поволжья. Основной наш контингент – авторы из Казани, Самары, Саратова, [Нижнего] Новгорода, Пензы, Сызрани, Тольятти. Но всё-таки у нас есть возможность напечататься и поэтам, живущим далеко от нас, в Москве, Петербурге, Челябинске, Иркутске. Печатались у нас авторы не только из России, но и из других стран: Казахстана, Израиля, США. Мы давали переводы современных шведских, норвежских, французских писателей и поэтов, подборку болгарского поэта. То есть, как любой толстый журнал, мы стараемся не замыкаться. В альманахе много рубрик, есть критика, интервью, эссе, проза, афоризмы и, конечно, поэзия. Поэзия – самое основное. Ей уделено 60 % общего количества страниц «Графита».

– Сколько времени занимает подготовка номера к печати?

– Мы выходим два раза в год, весной и осенью. Моя задача – отобрать лучших авторов. Поэты – народ активный, очень многие присылают на мой e-mail свои произведения. Каждые полгода приходит 80-100 подборок стихов. Представляете, какой это объём? Конечно, мне приходиться отбирать, я же не могу все 100 подборок опубликовать в своем «Графите». Приходится кому-то отказывать, говорить: «Ваши стихи не подошли».

Само редактирование отнимает немного времени. Я не исправляю стихов. Иногда правлю, например, синтаксис, пунктуацию. В прозе тоже правка небольшая, мы, в основном, доверяем авторам. Если нам понравился рассказ, не пытаемся концовку урезать. Часто говорим: «Вот тут у вас знаки препинания неправильные, мы расставили так, как мы видим». В большинстве случаев авторы соглашаются, говоря: «Всё правильно сделали. Я часто забываю запятые». Вот такая работа у редактора литературного журнала.

– Почему у альманаха такое название – «Графит»?

– У карандаша есть стержень, он сделан из такого вещества, можно сказать, камня – графита. У нас чёрно-белое издание. Во всех книгах, которые я издаю, отсутствует цвет принципиально. Мне нравится чёрно-белая поэтика, я даже кинематограф люблю чёрно-белый. Мои любимые режиссёры – Ингмар Бергман, Джим Джармуш, Андрей Тарковский и Пётр Луцик. У каждого из них есть фильмы, а то и не один, сделанные в чёрно-белой эстетике. Это очень здорово, когда художник работает не с разнообразными цветами, а создаёт только с помощью оттенков чёрного и белого произведение с глубоким смыслом. В «Графите» каждый номер иллюстрирует новый художник. За шесть лет мы брали работы десяти разных художников. Но все они рисуют только графику. Да и я сам люблю карандаш. Частенько написанное и нарисованное пишется карандашом. Я до сих пор некоторые тексты не набираю на компьютере, а вначале записываю в блокнот. Исток как раз связан с графитом.

– Как и где приобрести альманах и приложения к нему?

– Наш альманах и книжные серии к нему не лежат в книжных магазинах. Их нельзя где-то купить. Тиражи очень небольшие, 70-100 экземпляров. В основном они распространяются на презентациях, читках стихов, выставках. Если что-то заинтересовало, нужно найти меня и напрямую спросить: «Я бы хотел приобрести «Графит» или книжку». В последнее время мы очень активно себя продвигаем в интернете. Пэдээфки альманаха мы бесплатно выставляем на сайте promegalit.ru. Чем хочу похвалиться – нас хорошо скачивают, у каждого номера больше 1000 скачиваний. Это очень хороший результат.

– Какие проекты вы реализовали в 2017 году? Над какими работаете сейчас?

– Во-первых, у нас прошёл V фестиваль поэзии Поволжья. Это был крупный фестиваль, куда приехало больше 40 поэтов из 16 городов. Было очень массовое мероприятие, пришли около 300 гостей. Это, конечно, значимое событие для города.

Далее – книжные приложения к «Графиту». У нас есть несколько серий приложения к журналу. В этих приложениях мы издали 15 книг за шесть лет. Это тоже заняло немалое количество времени. Издание книг – не просто редактирование текста. Приходится находить деньги на издание, списываться с авторами, договариваться с типографией, делать вёрстку каждой книги. Этот процесс очень трудоёмкий, но всё равно такой объём книг – шесть-семь в год – мы издаём.

В библиотеке актуального чтения в 12-м квартале на Свердлова я читаю открытые лекции о классиках мировой и русской литературы. Ещё у нас в городе играют в «Литературный петанк». Проходит он в «Библиотеке Автограда» в ДКИТ. Для каждой встречи задаётся тема, определяется список книг. Тема выносится на обсуждение в два круга и четыре раунда. Первый круг формируют эксперты – профессиональные читатели и мастера своего дела. Они имеют право высказываться первыми, их мнение имеет вес. Во второй круг входят участники-зрители. Можно быть внимательным слушателем, можно – активно принимать участие в беседе. Если кто-то из второго круга говорит интересно и ярко, на следующую игру он может быть приглашён в качестве эксперта.

И последний проект, который я назову, – литературная студия в Волжском университете имени В.Н. Татищева. Она существует уже почти двенадцать лет, и в ней мы разбираем тексты молодых авторов. Они приносят стихи, мы анализируем, говорим, что удачно, а что можно исправить. Последние пять лет я руковожу этой студией.

– Что вас вдохновляет?

– Источник вдохновения – это всегда восхищение. Восхищение миром, в котором мы живём. Красивое лицо, прекрасный ландшафт. Я очень люблю природу. Часто бываю в нашем лесу. Просто брожу, смотрю на природу. Меня вдохновляют и книги прочитанные. Когда я читаю глубокое произведение, то пишу изредка по этому поводу текст. Последний текст, который я закончил, называется «Кафка». Он посвящён Францу Кафке, одному из моих любимых писателей.

 На самом деле, источником вдохновения может быть всё. Радостный день или, наоборот, состояние одиночества, тоски, когда кажется, что жизнь бессмысленна. Для поэзии это большой стимул. Когда человек начинает анализировать свою жизнь, поступки, то может написать на самом деле хорошие стихотворения. Как писал Александр Сергеевич:

«И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,

Но строк печальных не смываю».

– Довольны ли вы своей работой в 2017 году?

– На самом деле, всегда есть доля самокритики. Всегда что-то не успеваешь. Например, планировал издать десять книг, а издал семь. Какие-то проекты срываются, что-то не получается. Иногда сделаешь проект, а потом кажется, что не совсем удачно и можно было бы лучше. В целом 2017-й – очень успешный год. Многие задумки я реализовал, провёл семинар «Забытые и незабытые авторы Ставрополя-Тольятти» в музее «Наследие», прочитал около десяти лекций. Важно сказать, что все мои проекты – плод коллективной работы. Мне помогают друзья, студийцы, библиотекари, товарищи по перу. Я им благодарен, и хочется всем пожелать, чтобы 2018 год был ещё лучше! Творите, мечтайте, реализуйтесь – и всё получится!

Поделиться с друзьями
Назад к списку статей