Скейтбординг + власть = «Жесть»?

Тольятти всегда славился именитыми спортсменами: хоккейная, волейбольная и гандбольная команды «LADA» – триумфаторы соревнований вплоть до международного уровня, мастера спидвея, олимпийский чемпион Алексей Немов... Эти герои позволяют охарактеризовать Тольятти как город спортивный. Но, к сожалению, такой вид спорта, как скейтбординг, в Автограде не развивается совсем. Наоборот, в городе демонтировали четыре площадки для занятия экстримом. Между тем в августе 2016-го Международный олимпийский комитет включил скейтбординг в программу летних Игр 2020 года в Токио. Конечно, будущим участникам Олимпиады нужно где-то тренироваться, поэтому, не дождавшись появления муниципальной площадки, скейтбордисты нашего города открыли скейт-парк своими силами. Но всегда ли в таких вопросах помощь властей идёт на пользу российским экстремалам? Постараемся разобраться на неоднозначном примере реконструкции Санкт-Петербургского скейт-парка «Жесть».

Новый скейт-парк на старом месте находится далеко не в центре северной столицы (станция метро «Московская»). После открытия, в канун нового, 2017 года, «Жесть» повергла местное экстрим-сообщество в шок. На устаревшие, плохо спроектированные фигуры для катания не жаловался только ленивый. К примеру, Ассоциация экстремальных видов спорта выступила с официальным требованием закрыть площадку до устранения выявленных нарушений. По их мнению, проблемные места площадки представляют угрозу жизни и здоровью катающихся там ребят.

«Жесть» – муниципальный скейт-парк, самая большая крытая экстрим-площадка в Ленинградской и Московской областях. Проблема отсутствия в Санкт-Петербурге полноценного комплекса для экстремальных видов спорта была решена в конце 2009 года. За время работы «Жесть» вырастила не одно поколение санкт-петербургских профессиональных спортсменов, которые занимают призовые места не только на всероссийских, но и на европейских соревнованиях.

Жесть 2009.jpg



Спустя 6 лет после открытия скейт-парк закрыли на реконструкцию. После ремонта скейтбордисты Северной столицы обнаружили в парке ряд крупных недочётов, которых раньше попросту не было. В чём заключаются причины произошедшего, чем опасны такие реконструкции и как избежать подобных проколов? Ответить на эти и другие вопросы нам помогут профессионалы скейтборд-индустрии России.

Дима Родионов (Санкт-Петербург)

Профессиональный скейтбордист

– По мне, так это яркий пример коррупции и обычной тендерной системы подряда. Контракт выигрывает «нужная» строительная компания и они начинают строить парк. Работают без практики и опыта в подобных, так скажем, специфических проектах. Вот и получается этакая «Жесть». Кататься там можно только с мыслью «лучше, чем ничего».

Причина одна – это просто никому невыгодно. Строить, обслуживать и содержать, платить персоналу. Прибыли с этого не получишь. Но всё же есть несколько исключений, когда для экстремальной индустрии всё делается качественно и за государственные средства. Таких благородных людей в правительстве очень мало, делают это в основном в регионах и не в больших масштабах. Скейтбординг не имеет государства, а государство не имеет скейтбординга. Он живёт сам по себе, и, кстати говоря, та же Олимпиада – это очередная попытка поиметь что-то от нашей индустрии. Конечно, некоторые профессиональные скейтбордисты мечтали о ней и теперь усердно готовятся. Но мне кажется, что в признании скейтбординга олимпийским спортом больше негативного, чем позитивного. Провести какие-либо параллели с другими скейт-парками страны мне сложно. Но мой прогноз касательно «Жести» следующий: рано или поздно парк станет неугоден муниципалитету и его закроют, а на старом месте сделают какие-нибудь теннисные корты. Чтобы этого не случилось, нам нужно больше хороших и честных людей, развивающих экстремальный спорт на законодательном уровне, которые будут стараться сделать всё, что от них зависит.

Известно, что на реконструкцию «Жесть» была закрыта по решению эксплуатирующей организации СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями». Причиной стало состояние полов. По словам Виктора Демидова, основателя петербургской школы экстрима, уроки которой проходят непосредственно в экстремальном комплексе «Жесть», это решение стало досадной неожиданностью для завсегдатаев парка, ведь покрытие их более чем устраивало, а оставаться без крытой площадки на зиму не хотелось.

Отреагировав на решение властей, фирма, которая спроектировала и построила «Жесть», выдвинула свой проект реконструкции, основанный на их одиннадцатилетнем опыте строительства скейт-площадок. Но его отвергли и заменили своим планом работ, а договор на обеспечение услуг по строительству спортивной площадки был заключён с не имеющим опыт работы над скейт-парками ООО «СК ПРОФСТРОЙ». Согласно общедоступным документам, размещённым на сайте единой информационной системы в сфере государственных закупок, начальная цена контракта составляла 380 тысяч рублей. В конечном итоге реконструкция объекта обошлась в 25,4 миллиона рублей. На одни полы было выделено 19 миллионов 182 тысячи рублей. По сообщению новостного интернет-портала «Life.ru», покрытие заливали три раза. «Благодаря» этому на входе появилась дополнительная ступенька, ведь полы стали вдвое выше стандарта. Бетонную основу залили красивым, но скользким и травмоопасным полимерным покрытием. Однако заместитель генерального директора компании, которая занималась непосредственно реконструкцией, Антон Балыкин заявил, что не видит никаких недочётов в выполненной работе.

– У меня как у подрядчика к выполнению своих работ никаких замечаний нет, потому что всё выполнено в соответствии с техническим заданием и под чётким контролем дирекции по управлению спортивными сооружениями, – сообщил Антон Балыкин в комментарии Life.ru.

   insidebmx.ru.jpg

 

Своей точкой зрения о качестве выполненных работ поделился Виталий Котов. В 2010 году своими силами он открыл в Москве один из лучших скейт-парков России. По его мнению, ситуацию с парком «Жесть» назвать примером наплевательского отношения со стороны чиновников достаточно сложно.


Виталий Котов (Москва)

Менеджер «Adidas» в категории «Action Sports»

Судья и организатор скейт-соревнований

Основатель скейт-парка «WOOD»

Если бы государству было наплевать, то парка не было бы. А он есть, за него платят деньги, что-то там происходит, какие-то люди получают зарплату, кто-то катается. Я бы сказал, что это пример того, как наши чиновники могут что-то делать, если нет общественного контроля и каких-то прозрачных механизмов влияния на ситуацию.

 Ситуаций, подобных истории парка «Жесть», сотни. Очень многие проекты за государственный счёт делаются через одно место. Почему с «Жестью» должно быть иначе? Скейт-парки не существуют в вакууме, они существуют в той среде, которая есть у нас в стране. В Москве попросту нет крупной крытой скейт-площадки, возможно, потому, что стоимость аренды площади под скейт-парк невероятно высока. Это проблема и других мегаполисов мира. Если я не ошибаюсь, то в Лондоне очень давно нет крупного скейт-парка, как и в Париже. Сложно сказать, будет ли улучшаться ситуация со строительством парков в России. Но о развитии ещё рановато говорить.

 Как человек, который потратил почти год на крытый скейт-парк, могу со всей ответственностью заявить, что без участия государства эту проблему не решить. При существующей арендной ставке и жёсткой сезонности скейт-парк как бизнес в России практически невозможен. Идеальной была бы следующая ситуация: государство выделяет площади заинтересованным людям, которые на этой площади делают какие-то интересные проекты/объединения, в том числе и скейт-парки.

 

Ситуация вне столиц

Виталий упомянул мир идеальный, но мне бы хотелось обратиться к реальному и показать, как обстоят дела скейтбординга на периферии на примере города Тольятти. Андрей Шлыков рассказал, как ему удалось собственными силами возвести крытый скейт-парк, в который приезжают кататься скейтбордисты из таких областных центров, как Самара, Ульяновск и Уфа. Андрей также затронул тему «Жести» и общего положения дел в российской индустрии строительства скейт-площадок.


Андрей Шлыков

Легенда тольяттинской скейтборд-сцены

Основатель и тренер «Скейтборд-школы Тольятти»

Видеокомментарий.


 Одной из наиболее сильных фигур в отечественном скейтбординге является Константин Кабанов, который катался в скейт-парке «Жесть» с самого его открытия в 2009 году. Во время написания этого материала Костя находился в США, где готовился к одному из самых значимых скейтборд-соревнований мира «Tampa Pro». В своём комментарии спортсмен рассказал, что происходит с парком в данный момент.

Костя Кабанов (Санкт-Петербург)

Профессиональный скейтбордист

– На реконструкцию парка ушла далеко не та сумма, на которую должны были строить. Все мы понимаем, куда эти деньги ушли. Точнее, кому. Причина, на мой взгляд, заключается в следующем: доверили строительство скейт-парка не тем, кому надо, решили сэкономить. Я уверен, что «Жесть» будет на высшем уровне, по крайней мере, к следующему году. В данный момент улучшением парка занимается фирма, в которой трудятся исключительно профессиональные экстрим-спортсмены. А пока будем кататься там же, ведь «Жесть» – не совсем плохой скейт-парк, там вполне можно повысить уровень катания в радиусах. Конечно, хочется, чтобы государство добросовестно выделяло деньги на строительство именно профессиональных площадок, для того чтобы парни могли наращивать свой уровень, а также готовиться к Олимпиаде 2020 года, которая, как мне кажется, всё же должна благотворно повлиять на положение дел. Ну и, естественно, нужно не молчать, налаживать диалог с властями, чтобы нам строили скейт-парки! Наверное, это единственный способ решения проблемы.

 

Устранением ошибок в парке «Жесть» занимается молодая компания «MOSESCOMPANY», директором которой является яркая фигура санкт-петербургской BMX-сцены Павел Терентьев. Павел поведал о своей работе над парком и о том, что ждёт «Жесть» в будущем.

Павел Терентьев (Санкт-Петербург)

Основатель фирмы по строительству скейт-парков «MOSESCOMPANY»

– Объясню, почему исправляем недочёты в парке именно мы, а не фирма, занимавшаяся реконструкцией. Наша компания присутствовала на «приёмке» скейт-парка. Это процедура, в ходе которой исполнитель заказа отчитывается за свою работу перед заказчиком. Помимо нас как сторонних строителей в парк пригласили скейтбордистов и бээмиксеров – всего около десяти человек. В ходе «приёмки» нами было выявлено множество недочётов, влияющих на катание, но оказалось, что застройщик не обязан заниматься устранением проблемных моментов, так как он выполнил работу практически полностью по плану. Да и так было понятно, что эти люди попросту далеки от скейтбординга, они не поймут особенностей, того, чего все мы от них хотим. Я и наша компания при всех присутствующих изъявила желание нести ответственность за улучшение парка. Собственно, там же заказчик отдал нам подряд на модернизацию. Судьба «Жести» не так печальна, как сейчас кажется многим. Большая реконструкция и установка дополнительных фигур рассчитана на лето, для этих целей нам придётся закрыть скейт-парк на три недели. «MOSESCOMPANY» уже имеет опыт работы с крытыми площадками для катания, поэтому могу твёрдо сказать, что содержание и обслуживание подобного парка – это достаточно сложно. Всё упирается в аренду: тяжело найти такое место, хозяин которого с пониманием будет снижать ставку летом, ведь крытое место нужно экстремалам преимущественно в зимний период, оттого нужно идти на контакт с помогающими нам властями.

 

Итак, выходит, что проблемы скейт-парка «Жесть» и подобных площадок кроются в плохо налаженной коммуникации «спортсмены – правительство». Полностью муниципальные проекты – это не всегда хорошо, и «Жесть» – далеко не единственный этому пример. Однако в нынешней ситуации для крытых экстрим-площадок России самостоятельные бизнес-стратегии отнюдь не выход – почти всегда они являются убыточным предприятием. Без помощи властей (чаще всего в лице управлений и комитетов спорта) частным предпринимателям попросту не справиться, и для достижения положительных результатов нужно интегрироваться в жизненные процессы экстрим-сообщества. Проще говоря, эта помощь не должна идти мимо скейтбордистов, бээмиксеров и других экстремалов.

Для Тольятти муниципальные скейт-площадки – пройденный этап. Сейчас в городе время эксперимента под названием «частный скейт-парк». Долго ли он продержится на плаву, учитывая всё вышесказанное, – вопрос риторический. Скейтбординг не имеет государства, а государство не имеет скейтбординга, и для того, чтобы улучшить ситуацию в городе и в стране в целом, они должны найти и услышать друг друга.

Поделиться с друзьями
Назад к списку статей