7 декабря в Дворце культуры «Тольяттиазот» в рамках интеллектуального клуба «Химия слова» состоялась лекция руководителя отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея – Александры Щербиной. Все присутствующие смогли узнать о том, как понимать современное искусство и надо ли вообще его понимать, о ведущих направлениях живописи и даже немного об истории искусства.
Лекция «Как понимать современное искусство» началась с интерактивного тематического квиза. Александра Щербина приготовила для слушателей 10 вопросов, связанных с живописью. Например, какое было отчество у Казимира Малевича или кто запатентовал синий цвет? Определились три лидера, которым достались билеты на ближайшую выставку в отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея (ТХМ).
Спикер рассказала, что для каждой эпохи искусства характерна определенная «картина мира», которая складывается из религиозных, философских, политических идей, научных представлений, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
– Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие из них существуют одновременно и поэтому «чистых стилей» не бывает, – поделилась Александра Щербина.
Когда началось современное искусство?
Искусство, которое было создано после 1960-70-х годов, явно отличается от классической реалистической живописи, которую мы привыкли видеть в музеях. Художественные поиски того времени можно охарактеризовать как поиск задач модернизму. Это выражалось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения. Главной целью было искажение понятия духовности.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов XX века можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В середине 70-х вверх в искусстве взял феминизм.
Конец 70-х и 80-е годы – возвратился интерес к изобразительности, цвету и фигуративности. На эту эпоху приходится время кэмпизма, искусства ист-виллиджа и нео-попа. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве.
На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х годах – видео и аудио, затем компьютеры и в 1990-х годах – интернет.
Работы ныне живущих художников - это история про то, как они ощущают наше время.
Как понимать современное искусство?
Невозможно правильно или неправильно понять работу автора. Каждое мнение дополняет произведение искусства. Зритель, можно сказать, выступает соавтором работы, ведь он имеет право на любую интерпретацию. Большинство произведений современного искусства являются однозначным заявлением. Нет одного посыла, есть информация, с которой можно ознакомиться. И зритель вправе ее принять, или отвергнуть. Но если есть желание понять, что автор хочет донести, можно, например, последовать следующим указаниям: прочитать о выставке, авторе и работе, приведенной на выставке; узнать информацию о художнике; посмотреть как можно больше работ; прочитать книги об искусстве таких авторов, как Эрнст Гомбрих, Валерий Турчин, Жан Бодрийяр, Казимир Малевич, Василий Кандинский и многих других.
Что такое «актуальное искусство»?
В России, в 90-х годах XX века использовался термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не одинаков по смыслу, с термином «современное искусство». Под актуальным участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство, но оно быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса в России наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в своё время приписывалось авангардизму.
Какие существуют направления в современном искусстве?
Если это цветные загогулины и пятна, как будто художник от души наляпал краской, то это абстрактный экспрессионизм. Мастерами абстрактного импрессионизма были – Джексон Полок, Марк Ротко, Уиллем де Кунинг, Франц Клайн, Ли Краснер.
Если это кирпич, экскаватор, мусор и другие вещи, но их поставили под стекло и дали умное название, то это концептуализм. Главными представителями были – Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский, Иоанн Дунс Скот.
Если это писуар, только, к примеру, перевернут, (как у художника Марселя Дюшана под названием «Фонтан») значит это точно реди-мейд. Представителями являлись – Марсель Дюшан, Альберто Джакометти, Хуан Миро.
Если увиденное на картине что-то расплывчатое или растекшееся, то это, скорее всего сюрреализм. Выдающимися сюрреалистами являлись – Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Джорджо де Кирико, Макс Эрнст.
Когда не можешь понять, что перед тобой картина, нарисованная художником или фотография, запечатлевшая фотографом, значит это гиперреализм. Представителями гиперреализма являлись: Чак Клоуз, Ричард Эстес, Чарлз Белл.
Кто-то вырезал картинку из глянцевого журнала или раскрасил картинку? Это точно поп-арт. Известность поп-арту принесли – Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист.
Если вы задаете себе вопрос: это проделки иллюзиониста или меня околдовали? Значит перед вами точно оп-арт – оптическое искусство. Представителями оп-арта являлись – Райли Бриджет, Яаков Агам, Ричард Аллен, Йозеф Альберс, Джетулио Альвиани.
Если вы видите четкие линии, квадраты, так, будто нарисовано циркулем – перед вами картина в стиле конструктивизма. Выдающиеся представители этого направления – Александр Родченко, Владимир Татлин.
Если художник танцует в непонятном костюме, лежит на полу в форме звезды, или играет на рояле вниз головой – это называется перфомансом. Известность данному направлению принесли – Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс, Марина Абрамович, Лори Андерсон.
Хэппенинг – почти то же самое, что и перфоманс, только с участием зрителей. Никто не знает, что может получиться, но все наблюдают за происходящим. Представителями этого направления являлись – Джон Кейдж, Джим Дайн, Жан-Жак Лебель.
Вы входите в зал, где стоят стулья с гвоздями или к потолку подвешены элементы бытовой техники, не пугайтесь, это инсталляция. Мастерами инсталляции являлись – Марсель Дюшан, Йозеф Бойс, Роберт Раушенберг.
Чем отличается современное искусство от других направлений?
Современное искусство – это не направление, не жанр и не стиль. Это то, что происходит сейчас, в настоящее время, и является объектом исследования. Временные границы размыты. Авторы современного искусства с помощью созданного ими «объекта», объясняют нам, каков наш мир сейчас, и делают это с помощью различных выразительных средств, будь это живопись или инсталляция.
Следующая лекция клуба «Химия слова» состоится во Дворце культуры «Тольяттиазот» 14 декабря в 19:00. О том, какая взаимосвязь у мозга и еды с точки зрения химических и физиологических процессов, расскажет доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга – Вячеслав Дубынин.