Строгий дресс-код или свободный стиль? Ответ знают учёные!
24 Июля 2018

Когда речь заходит о современном офисном дресс-коде, мы представляем себе новую эру – эру Марка Цукерберга в удобной толстовке и гендиректора General Motors Мэри Барра с её политикой, позволяющей офисным служащим ходить в джинсах. Там, где 20 лет назад носили солидные костюмы тёмных оттенков с широкими плечами, ассоциирующими с процветанием и богатством их владельцев, сейчас отдают предпочтение облегающим футболкам хенли с длинными рукавами.

Даже в корпоративной среде, в которой удобный и практичный стиль кэжуал пока не всеми признаётся в качестве официального дресс-кода, сочетание классики и демократичности уже считается нормой. Что уж говорить о растущей армии удалённых сотрудников и фрилансеров, работающих не вылезая из уютной кровати и облачённых в пижамную униформу. Костюмы? Кому нужны костюмы?!

Учитывая, как быстро меняются нормы и вкусовые пристрастия в области офисной моды, вскоре вы не захотите появляться на работе в костюме-тройке с туго завязанным на полувиндзорский узел галстуком. Особенно если вас окружают коллеги в сланцах. Однако существуют некоторые доказательства того, почему не стоит игнорировать классическую одежду. Даже если вы работаете дома.

 

Одежда делает нас умнее

В 2012 году понятие «одетое сознание», являющееся аллюзией на термин «воплощённое сознание» и обозначающее то, что внешний вид определяет наше создание и ход мыслей, впервые появилось в лексиконе преподавателей бизнес-школ. В обращение термин был введён Адамом Галински, профессором Школы менеджмента Kellogg Северо-Западного университета (США), который доказал, что люди, надевающие белый халат врача, становятся более сфокусированными и внимательными и намного эффективнее справляются с решением когнитивных задач.

В исследовании Галински прияли участие 58 студентов, некоторые из которых носили белые медицинские халаты, а другие остались в своей повседневной одежде, то есть часть добровольцев была поставлена в неконгруэнтные условия, которые противоречили реальным переживаниям испытуемых и их опыту и в которых они должны были выполнить задания, требующие внимания и концентрации. В результате оказалось, что студенты в белых халатах сделали вдвое меньше ошибок, чем остальные.

Для следующего теста были выбраны 74 студента, которым предложили три разных костюма. Первой группе студентов выдали белые халаты, сказав, что это халаты медицинские. Другой группе выдали такие же халаты, но пояснили, что это халаты художников. Третьей группе студентов предложили наблюдать за группой в халатах врачей. Все испытуемые выполняли одно и то же задание: выявить различия между двумя картинками и быстро их выписать. Группа, одетая в «докторов», справилась с заданием значительно быстрее остальных.

Несмотря на некоторые спорные моменты проведённый Галински эксперимент показал, что ношение одежды, ассоциирующейся с интеллектом, может улучшать когнитивные способности. «Одежда влияет на тело и разум таким образом, что человек невольно переходит в другое психологическое состояние», – написали в газете New York Times об исследованиях Галински.

В конце концов, всё зависит только от того, хотите ли вы, чтобы именно пижама влияла на ваш разум во время работы или что-то более интеллектуальное и привлекательное.

 

Благодаря одежде вы кажетесь умнее для окружающих

Конечно, никто не призывает вас уже завтра явиться на работу в белом халате с бейджем, гласящим «доктор, а не художник». Но проанализировать, что в вашем офисе ассоциируется с умом и эффективностью, стоит.

Трейси Моррис, профессор психологии Университета Западной Вирджинии, годами изучала влияние одежды на восприятие. Для одного теста Моррис попросила группу профессоров читать лекции, облачившись в один из трёх комплектов одежды разных стилей: строгий официальный (костюм тёмных оттенков), повседневный бизнес-стиль (зауженные джинсы или юбка с нарядной рубашкой) или кэжуал (джинсы, фланелевая клетчатая рубашка и кроссовки). Следует отметить, что она проводила исследование в середине 90-х годов.

Учитывая содержание высказываний, а также невербалику, например, зрительный контакт и улыбку, она попросила студентов оценить характер, умение вести себя, уровень компетентности, степень общительности и экстраверсии профессоров.

Она обнаружила, что на восприятие таких профессиональных качеств, как компетентность, самообладание и знание «влияет одежда. При этом официальный наряд создаёт наиболее положительный образ человека». Компетентность преподавателя в строгой классической одежде оценивалась выше, чем компетентность лектора, одетого в соответствии с повседневным бизнес-стилем. Оценка уровня компетентности лектора в джинсах была самой низкой.

Конечно, с 90-х годов много воды утекло, изменилось и понимание корпоративного дресс-кода: теперь это более демократичная одежда, в которой удобно работать и комфортно существовать (правда, всё ещё не фланелевые спортивные трико!). Поэтому стоит задуматься о том, что на вашем предприятии считается «официальным» и одеваться соответственно.

 

Восприятие собственных деловых качеств зависит от одежды

Даже если вы входите в число тех, кто носит джинсы и кроссовки в офисе, где приняты строгие классические брюки в сочетании с оксфордскими полуботинками, то есть тех, кто выделяется на фоне остальных более демократичным внешним видом, помните, что правильно подобранная одежда влияет на ваше собственное восприятие ваших навыков и компетенций.

В 1994 году Юн-Хи Квон, преподающая в Университете Северного Иллинойса, выяснила, как одежда влияет на оценку респондентами своего профессионального уровня. Соотнося такие качества, как ответственность, компетентность, осведомлённость, профессионализм, честность, надёжность, добросовестность, готовность усердно трудиться и эффективность с признаками «одет подходяще» или «одет неподходяще», она обнаружила, что когда люди надевают соответствующую случаю одежду, то сами себе они кажутся лучше и профессиональнее.

Повторимся, что идея состоит не в том, чтобы появляться на работе при полном параде или придерживаться чрезмерно строгого стиля, в то время как в вашем офисе приветствуется удобство и практичность. Идея проста: если вы, собираясь на работу, выбираете неудобную одежду, а в коллективе чувствуете себя «белой вороной», то подумайте над тем, чтобы «прокачать» ваш стиль.

 

Оригинал публикации: http://theweek.com/articles/454397/scientific-argument-dressing-little-nicer-work

Автор: Кармел Лобелло

Переводчик: Алёна Попова

Редактор: Анна Малявина


Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей