«Убить камер-юнкера Пушкина», или Можно ли спасти потерянное поколение
9 Декабря 2019

С раннего детства одному мальчику, как и многим детям, пытались насильственно привить любовь... нет, не к знаниям – к Александру Сергеевичу Пушкину. Речь о Михаиле Питунине – главном герое премьерного спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» театра юного зрителя «Дилижанс». Жизнь Питунина непосредственно связана с биографией великого поэта. О том, как режиссёру удалось поставить столь непростой спектакль, размышляла журналист Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Анна Мурашова.

История «маленького человека»

Сцена выглядела довольно необычно: рядом с крупными белыми кубами располагались стол и стулья, недалеко от них – стены-ширмы, чуть дальше стояла огромная барабанная установка, уместная скорее на рок-концерте. В зале наступила полная тишина, затихли даже дети, которые только что без умолку что-то обсуждали. На сцене началась метель. Воздушные белые хлопья заметали главного героя спектакля – Михаила Питунина (Константин Федосеев), который неподвижно лежал на «снегу». С первой же сцены у зрителей создаётся нужный настрой, становится понятно: впереди – что-то серьёзное.

Биография Питунина в спектакле – с одной стороны, история «маленького человека», живущего в непростое время, с другой – история целой страны в XX столетии, рассказ о том, как вчерашние дети, желавшие смерти Пушкину, становились бандитами, зажимающими прохожих в тёмных подворотнях.

Благодаря режиссёрской работе Александра Серенко и оригинальным костюмам и декорациям художника-постановщика Ксении Бодровой история о «старом добром прошлом», когда на десять копеек можно было и мороженое съесть, и газировки выпить, и в тире пострелять, рассказана понятным современному зрителю языком. Органично в постановке смотрятся и дворовые песни, и танцы, и живая музыка, и шутки. «Опять Пушкин. И чего он ей дался? Короче, ничего у меня в тот раз так и не вышло. И кого тут винить? Себя? Пушкина? А может, крючки эти? Но кое-какие выводы я сделал...» – над размышлениями главного героя о девушке, отвергнувшей его из-за незнания творчества поэта, смеялся весь зал.

Эскизная версия спектакля в постановке Александра Серенко (Санкт-Петербург) заняла первое место на режиссёрской лаборатории юбилейного XX фестиваля «Премьера одной репетиции», а исполнитель главной роли Константин Федосеев был признан лучшим актёром фестиваля.

 

«Ре минор» и «ё-моё»

Спектакль поставлен по одноимённой пьесе Михаила Хейфеца – суровой, едкой, ироничной и злой истории, в которой показаны пороки того времени. Автор довольно точно передаёт то, как разговаривали между собой представители малообразованной «прослойки» людей: «хабарик», «училка», «фигня всякая», «мурыжить», «ё-моё» – лексика действительно помогает ему создать образ целого поколения людей. Театру «Дилижанс», несмотря на то, что он является молодёжным, сложно было решиться на столь смелый эксперимент – переделать взрослую и суровую пьесу в спектакль для всех возрастов.

Пьеса Михаила Хейфеца основана на монологе главного героя – Питунин повествует читателю о событиях своей жизни. В постановке «Дилижанса» его воспоминания «оживают» перед зрителем. Воспитательница детского сада, учительница, девушка – все эти роли исполнила Екатерина Зубарева. Мужских персонажей представили зрителям Пётр Зубарев и Олег Андюшкин. Да, в спектакле, включая исполнителя главной роли, задействованы лишь четыре актёра, и скорее всего, представляя одних и тех же актёров в разных образах, режиссёр пытался передать мысль о том, что время стирает из памяти подробности: события искажаются, а лица могут приобретать схожие очертания.

«Ту-ту ту-ту, ту-ту ту-ту…». Ре минор – соль мажор» – эти и другие звуки, при помощи которых Михаил Хейфец пытался воссоздать в тексте пьесы мелодию, в постановке Александра Серенко проигрывались вживую: Пётр Зубарев пел и играл на гитаре, Олег Андюшкин сидел за барабанной установкой.

В итоге благодаря режиссёру все острые углы пьесы были сглажены, но смысл истории при этом не потерялся.

Я много лет работала учителем русского языка и литературы, затем директором школы, при этом современный спектакль посмотрела с большим удовольствием. Он оказался для меня очень интересным и полезным, думаю, как и для подростков: позади меня сидели школьники, многие их реплики я слышала. Неудивительно, что спектакль молодёжного театра оказался интересным для зрителей разных возрастов, – поделилась Алла Стегачёва, директор школы № 34.

Опять метель...

Вот, казалось бы, и всё. Но что же Пушкин? Возможно, поэта в спектакле даже больше, чем в пьесе: звучали его стихи, мысли, описаны фрагменты биографии. Казалось, режиссёр оставил в спектакле самые интересные факты из жизни поэта и удачно связал их с судьбой главного героя: вот Питунин сдаёт экзамен, и вдруг – уже стреляется с Дантесом.

Последние сцены посвящены девяностым годам XX века: политические трансформации, «перезагрузка» сознания – и вот уже не только Питунин меняет своё мнение о Пушкине. Но если главный герой наконец открывает для себя его творчество, то страна, напротив, «закрывает»: книги поэта исчезают с полок магазинов, из «умов» людей. В обществе 90-х среди беззакония и безграмотности больше нет места ни для Пушкина, ни для главного героя спектакля.

И вновь холод, метель, мороз. И Питунин на снегу. Чьи-то голоса. Кольцевая композиция возвращает нас к началу спектакля. Вымысел и реальность уже почти неразделимы, и сложно понять, кто лежит на снегу – то ли Питунин, то ли Пушкин, то ли потерянное поколение.

Просмотров: 193
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей