VR изменит всё, к чему мы привыкли. Как технологии виртуальной реальности трансформируют процесс обучения
14 января 2021

Материал представляет собой перевод статьи, подготовленный в рамках работы студенческого переводческого бюро опорного Тольяттинского государственного университета.

Образование – основа процветающего общества, и испокон веков передача знаний была главным приоритетом любой цивилизации. При этом люди постоянно ищут способы сделать её более лёгкой, быстрой и полезной. Цифровая эпоха даёт нам возможность создать условия для эффективного обучения с помощью технологий. Виртуальная реальность (VR) видится закономерным следующим шагом в развитии образования. Давайте посмотрим, как виртуальная реальность меняет способ предоставления образовательного контента.

 

Как мы учимся сегодня

Прежде чем погрузиться в детали того, как VR в образовании может помочь усовершенствовать учебный процесс, важно понять, зачем улучшать качество обучения. Исторически сложилось так, что большинство образовательных технологий были направлены на обеспечение доступа к информации – фактам о мире. До появления компьютеров у нас был мощный инструмент, помогающий сохранять любые данные, – печатные книги, которые в эпоху цифровых технологий превращаются в электронные.

Современные поисковые системы намного упрощают поиск фактов: всего в несколько кликов можно найти ответы на многие вопросы.

И хотя знания стали более доступными большинству людей, в нынешнем подходе к образованию наметились две существенные проблемы:

• оно основано на том же старом формате – запоминание материала. Методы обучения сосредоточены на предоставлении фактов; но иметь доступ к информации и потреблять её – не значит учиться. Располагать фактами – не значит быть образованным;

• многие люди испытывают трудности с пониманием информации. Слишком большой объём сведений, полученных за короткий промежуток времени, может легко привести обучающихся в замешательство. В результате они начинают скучать, становятся отстранёнными и обычно не понимают, зачем вообще изучают тему.

 

Как VR помогает в образовании?

Виртуальная реальность используется для повышения эффективности обучения и вовлечённости участников процесса. VR-образование может изменить подачу контента, так как работает по принципу создания виртуального мира – реального или воображаемого – и позволяет пользователям не только видеть его, но и взаимодействовать с ним. Погружение в предмет изучения мотивирует понять его как можно полнее, а для обработки информации требуется меньше усилий.

Вот лишь несколько качеств, которые делают виртуальную реальность в образовании такой перспективной.

• Более чёткое понимание предмета

Читая о чём-то, зачастую хочется испытать это. С помощью VR можно исследовать тему и увидеть, как всё устроено, не ограничиваясь описаниями или книжными иллюстрациями.

Благодаря ощущению присутствия, которое даёт виртуальная реальность, можно изучать предмет, полностью погружаясь в него. Легко забыть, что происходящее внутри VR нереально, – тело действительно верит, что оно находится в новом месте. Это чувство полностью овладевает сознанием.

• Качество обучения

Научные лаборатории, созданные с помощью компактного VR-устройства, удивительны – они позволяют учащимся понять, как всё работает, основываясь на практической деятельности. Но подобные технологии дороги, поэтому не всем доступны. Кроме того, они ограничены в функционале.

• Учёба на практике

Люди лучше всего понимают то, что испытали на собственном опыте; однако, если вы внимательно посмотрите на современное образование, то увидите, как сильно оно теоретизировано. Ученики сосредоточены на чтении учебников, а не на практике. Но всё меняет виртуальная реальность, позволяющая учащимся действовать и вдохновляющая на новые открытия. Они имеют возможность учиться в процессе активной деятельности, а не пассивного чтения.

• Эмоциональная реакция

Висцеральные реакции на то, что мы переживаем, являются фундаментальными для формирования воспоминаний. VR в образовании позволяет легко вовлекать учеников и удерживать внимание на протяжении всего времени, заставляя их пережить незабываемый опыт.

• Развитие творческих способностей

Виртуальная реальность в образовании используется не только для просмотра контента, но и для его создания. Предоставляя ученикам доступ к мощным программам, таким как Tilt Brush, вы способствуете их творческому развитию.

• Визуальное обучение

Многие люди – визуалы, и VR – идеальный вариант для них. Вместо того чтобы просто водить глазами по строчкам в книге, ученики воочию видят то, что изучают. Визуализация сложных функций или механизмов облегчает их понимание.

 

Пользователи готовы осваивать новые технологии

Первая мысль, которая приходит в голову любого человека, когда он думает о технологии VR, – «это развлечение». Многие дизайнеры рассматривают виртуальную реальность как продолжение игровой индустрии. Первоначально виртуальная реальность действительно была ориентирована на игры, но всё меняется. Согласно недавнему опросу, проведённому компанией Greenlight VR, желающих получить образование больше, чем тех, кто хочет просто играть – 63,9 % против 61 %.

 

Разновидности применения VR в образовании

Где мы можем применить виртуальную реальность? Ответ – практически везде. VR представляет собой бесконечный набор возможностей. Рассмотрим некоторые из них.

• Виртуальные экскурсии

Технология виртуальной реальности может быть использована для эффективного освоения географии, истории или литературы за счёт более глубокого погружения в изучаемые локации, события и эпохи. Только представьте урок географии, на котором можно посетить любое место! Этот вид опыта даёт больше знаний, чем просто чтение.

С помощью VR можно исследовать тему и увидеть, как всё устроено, не ограничиваясь описаниями или книжными иллюстрациями.

Google Экспедиции – один из хороших примеров приложения, предназначенного для обеспечения такого опыта. Экспедиции – это библиотека экскурсий, доступных для обычных пользователей смартфонов. Каждая экскурсия состоит из VR-панорам. Спектр путешествий варьируется от Великой Китайской стены до Марса. Любой человек может посещать недоступные ему прежде места. Google опробовал это приложение в сотнях школ по всему миру. Проект оказался чрезвычайно успешным: с помощью Google более одного миллиона учеников побывали в 11 странах.

Конечно, виртуальная реальность никогда не заменит настоящие путешествия, но позволит получить опыт, который иначе был бы невозможен.

• Высокотехнологичное обучение

Виртуальная реальность – хорошее решение для высокотехнологичных учебных областей, таких как военная или медицинская промышленность. К примеру, наиболее важной задачей для студентов-медиков, изучающих анатомию, является представление тела в трёх измерениях, а также понимание того, как разные системы организма располагаются относительно друг друга. VR поможет преодолеть эту проблему.

Удачным примером является VR-система, используемая Mendel Grammar School в городе Опава (Чешская Республика), с помощью которой школьники на уроках биологии изучают анатомию глаза. Команда, работавшая над этим проектом, использовала контроллер Leap Motion и специальную адаптированную гарнитуру Oculus Rift, чтобы обеспечить инновационный способ изучения анатомии.

• Прохождение практики

Неотъемлемой частью процесса обучения является знакомство с различными профессиями. С раннего детства мы мечтаем о том, кем станем, когда вырастем, вдохновляясь мастерством окружающих нас людей. Часто мы понимаем это во время предпрофильной подготовки.

Ещё одним преимуществом использования виртуальной реальности в образовании является облегчение вхождения в профессию. Это позволяет людям почувствовать себя на месте других. Виртуальное погружение в трудовую деятельность показывает, каково это – работать в разных сферах: учащиеся могут попробовать себя в любой профессии, увидеть сферу её применения и понять, что им нравится или не нравится в этой работе. Благодаря этому можно познакомиться с большим количеством специальностей.

• Групповое обучение

Некоторые из наиболее важных знаний мы получаем не от лекторов, а скорее в процессе группового обсуждения. VR-образование даёт возможность приобрести опыт социального взаимодействия, позволяя ученикам общаться друг с другом. Это происходит за счёт технологии имитации выражения лица на аватаре, что упрощает людям коммуникацию в процессе обсуждения, обобщения и обмена опытом.

• Дистанционное обучение

VR позволяет сократить расстояние между преподавателями и учащимися. С помощью виртуальной реальности и инструментов дистанционного обучения можно собрать цифровые двойники преподавателей и учащихся вместе – учителя перемещаются в мир VR и направляют учащихся.

• Проблемы педагогического дизайна VR-образования

Очевидно, что будущее виртуальной реальности в образовании очень увлекательно и имеет большой потенциал. Мы находимся только в начале развития этой мощной технологии, и проектирование виртуальной реальности сталкивается с большим количеством проблем, которые нужно преодолеть.

5 ключевых характеристик успеха VR в учебном процессе

Образовательные VR-приложения должны обладать следующими характеристиками.

1. Обеспечение эффекта полного присутствия. Дизайнеры должны стремиться создать ощущение, будто пользователи испытывают всё на собственном опыте. Например, если вы разрабатываете приложение по истории, оживите её для учащихся.

2. Простота использования. Сделайте так, чтобы для работы с VR-приложением не требовались специальные навыки.

3. Информативность. Смысловое наполнение имеет большое значение для обучающихся. Вы не можете обеспечить эффективный учебный опыт в виртуальной реальности без интересного материала. Вот почему так важно развивать умение рассказывать истории, ведь они являются лучшим средством передачи сообщений, которые не только слышны и понятны, но вдохновляют и побуждают к действию.

4. Способность адаптироваться к новым условиям. Как однажды сказал Альберт Эйнштейн: «Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся». Виртуальная реальность позволяет учащимся осваивать что-то новое в своём собственном темпе благодаря тому, что в приложении весь материал распределён по уровням сложности. Разработчикам необходимо определить, как учащиеся получают знания, а затем использовать эти сведения для создания программ виртуальной реальности, обеспечивающих эффективное обучение.

5. Измеримость. Каждый образовательный инструмент должен осуществлять измерение результатов обучения. Учителя обязаны отслеживать показатели, чтобы понимать уровень полученных знаний по предмету. При разработке обучающих VR-программ важно выбрать подходящие исходные параметры и чётко указать критерий измерения успеха и неудач.

 

Новая роль учителя благодаря VR-образованию

Переход от аналоговых методов обучения к цифровым изменит обучение. В первую очередь это касается роли и функционала учителя: от простого предоставления готовых знаний к созданию условий для самостоятельного изучения.

 

Что мы понимаем под эффектом погружения

Очевидно, что мы находимся на ранних стадиях развития виртуальной реальности, и ей предстоят большие изменения. Технологии продолжат расширять границы виртуальной реальности, делая её всё более реалистичной. В ближайшие годы мы увидим значительные улучшения в технологии отслеживания движений глаз и тела. То, что мы считаем захватывающим эффектом сегодня, станет минимальным требованием в недалёком будущем.

 

Сделать VR доступной

Виртуальная реальность – дорогая технология, которую может себе позволить не каждый пользователь. Если проанализировать успех Google Экспедиций, становится ясно, что Google смог увлечь такое количество учащихся, потому что оборудование было действительно открытым для всех. Чтобы сделать VR-образование доступным для большинства, важно сосредоточиться на создании VR-программ для тех устройств, которые уже есть у пользователей, превратив их в мощные инструменты обучения. Телефон, который мы носим в карманах, и гарнитура стоимостью от 20 до 100 долларов, например Google Cardboard или Samsung Gear VR, позволят учащимся погрузиться в мир виртуальной реальности.


Открывайте новые горизонты с VR

Без сомнения, в скором времени виртуальная реальность в образовании изменит всё, к чему мы привыкли. Классы XXI века станут высокотехнологичными местами обучения, а виртуальная реальность значительно повысит вовлечённость студентов и качество их знаний. VR вдохновит целое новое поколение способных молодых людей на улучшение и преображение мира.

На следующем этапе образование больше не будет зависеть от технологий, а только от решения учителя, готового внедрять их в классе. Глобальная цель заключается в том, чтобы сделать знания доступными для всех на планете. Подробнее о разработке других новейших технологий читайте здесь.

 

Источник

Автор: Ник Бабич

Переводчик: Дарья Иванова

Редактор: Анна Малявина

Просмотров: 1034
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей