Воркшоп как современный подход к развитию городов

Этой осенью в Екатеринбурге состоялась международная «Школа главного архитектора 3.0». Получив «инъекцию» новых знаний от российских и международных экспертов, старший преподаватель кафедры «Дизайн» опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ), руководитель Центра урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ Мария Степанова решила поделиться приобретёнными знаниями и умениями со студентами опорного вуза.

– Мария, в течение девяти дней вы участвовали в «Школе главного архитектора 3.0». В каком формате проходил проект?

«Школа главного архитектора 3.0» – это девятидневный воркшоп, в ходе которого участники получают знания самостоятельно в процессе решения поставленных задач. Задачи ставятся реальными заказчиками – девелоперами.

Обучение в школе проходило в двух форматах: открытые лекции и работа в группах. Мы объединялись в команды, за которыми закреплялись тьюторы, а на этапах разработки решений помогали консультанты и эксперты. Далее начиналась работа: все члены команд исследовали исходную ситуацию, формировали концепции, а затем на их основе предлагали проектные решения поставленной задачи. Экспертное жюри выбирало лучшее решение, которое и передавалось девелоперам для реализации.

Как я уже сказала, помимо работы в группах в «Школе» каждый вечер проводились открытые лекции, посвящённые вопросам урбанистики и развития городской среды. Лекции могли посещать жители города, преподаватели и студенты профильных вузов, а также представители профессиональных сообществ (архитекторы, дизайнеры, социологи, экономисты).

 LyNNEZ9OV3w.jpg

– Какие «исходные ситуации» (кейсы) предлагались для анализа в «Школе»?

Моей команде нужно было разработать решение для неосвоенного участка (по масштабам сравнимого с площадью Центрального района города Тольятти). Участок территориально находится на границе Екатеринбурга с городом Берёзовский. Планируется, что примерно к 2035 году она станет территорией Екатеринбурга. А пока там голое поле, рядом не проходит ни одной дороги!

Моя команда должна была предложить концепции, которые свяжут Берёзовский, Екатеринбург и проектируемую территорию в агломерацию. При этом мы должны были предложить такие проекты, реализация которых могла бы принести максимальную выгоду их владельцу.

 

Какие новые знания и умения вы приобрели в «Школе главного архитектора 3.0»?

Это не первый мой воркшоп. И, как всегда, я получила возможность развить профессиональные компетенции в процессе подготовки интересного проекта в сжатые сроки. Но именно в «Школе главного архитектора 3.0» меня впечатлила качественная организация всех мероприятий. Это тоже опыт, который помог мне в организации воркшопа «Городские центры», который пройдёт в Тольяттинском государственном университете 24–26 ноября.

 

– Какие особенности организации «Школы главного архитектора» вы можете отметить?

«Школа» отличалась свободой и открытостью. Администрация, бизнес и горожане демонстрировали искреннюю заинтересованность в происходящем, в оценке работ «учеников». На заседания и лекции никто никого не затаскивал. Внимание к «Школе главного архитектора 3.0» привлекала её публичность, известность как в России, так и за рубежом.

Что, на ваш взгляд, может стимулировать интерес власти, бизнеса, горожан, студентов к аналогичным воркшопам в Тольятти?

На мой взгляд, должны совпасть несколько условий: запрос общества на конкретное решение; заинтересованность девелоперов (заказчиков) в разработке таких актуальных и, может быть, даже амбициозных решений; высокий уровень предлагаемых разработчиками проектов.

 

Как вы считаете, Тольятти может стать площадкой, на которой в формате воркшопа смогли бы встретиться и продуктивно поработать заказчики, представители городского сообщества и специалисты, готовые предлагать конструктивные решения конкретных городских проблем?

– Я думаю, для Тольятти это было бы очень полезно. В Екатеринбурге, например, проект «Школа главного архитектора» помог запустить процесс общественного обсуждения и обеспечить открытость формирования градостроительных решений.

 

На ваш взгляд, жители Тольятти готовы к диалогу на тему городских решений?

– Думаю, однозначной готовности нет. Большинство устраивает то, что никто ни о чём их не спрашивает, не требует от них ответственности за принятые решения. Все привыкли, что общественные слушания – это формальность, никто их не посещает, не ходит на заседания стратегического и общественного советов. Парадокс, но, с одной стороны, люди возмущаются тем, что им не дают право голоса при принятии решений, касающихся города, но с другой стороны, они и не хотят это право реализовать. Открытые мероприятия, дискуссия с горожанами в рамках воркшопа «Городские центры» на базе ТГУ могут стать первым шагом к формированию в тольяттинцах потребности высказаться.

 

А чем воркшоп отличается от мастер-классов, тренингов и других известных обучающих методик?

Воркшоп – это мастерская, в которой кипит работа: делаются эскизы, разрабатываются схемы, ведётся постоянное обсуждение. Затем все наработанные решения переводятся в электронный формат. Без ноутбука, кстати, на воркшопе нечего делать, он нужен для производства продукта.

Мастер-класс – это короткий формат, позволяющий передавать информацию с посылом: «Делай как я!». В воркшопе участникам предлагаются, скажем так, инструменты, методология. Никто не ограничивает их инициативу, не заставляет делать ровно так и не иначе. У каждого участника воркшопа большой спектр решений. Например, мастер-класс нацелен на то, чтобы научить участников делать тарелочку, – в итоге и получается тарелочка. Результат воркшопа заранее предсказать невозможно.

То есть, результат воркшопа не прогнозируем?

Не совсем. Мы должны получить результат, то есть какой-то конкретный продукт, а вот его содержание может быть самым разным. Воркшоп – это мастерская по производству конкретного продукта, участники которой в своих решениях опираются на результаты общественной дискуссии.

 

Требуется ли участникам воркшопа какая-то специальная подготовка или особые знания?

– Нужно быть неравнодушным к своему городу! Понимать его специфику. Нужно быть компетентным специалистом в своей сфере. Иметь исследовательские задатки (уметь синтезировать, анализировать, делать выводы). В ходе воркшопа организаторы объяснят методологию работы и поставят конкретные задачи, а участники будут исследовать ситуацию, выискивая собственный путь.

На открытую часть воркшопа, которая пройдёт в ТГУ 25 ноября (ул. Белорусская, 14б, Деловой центр научно-исследовательской части, аудитория НИЧ-204), мы приглашаем всех неравнодушных жителей города.

Что получит участник воркшопа на выходе?

– Классный вклад в своё портфолио – диплом, в котором написано, что он участвовал в воркшопе и повысил свои компетенции в вопросе развития городов. Плюс – новые знакомства, умение общаться со специалистами из других сфер. И вообще просто полезный проектный опыт!

 

На ваш взгляд, может ли воркшоп быть эффективен в учебном процессе высших учебных заведений?

– Конечно, ведь это сжатое, концентрированное обучение, которое обеспечивает быстрый скачок в развитии, помогает раскрыть потенциал, учит работать в команде, концентрироваться, быстро выполнять поставленные задачи, расширять кругозор. Если же воркшоп ещё и междисциплинарный, как, например, наш воркшоп «Городские центры», то участники смогут услышать мнение специалистов другого профиля, а это очень важно для того, чтобы перестать вариться в собственном профессиональном «соку» 

Просмотров: 1561
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей