Все куклы в гости к нам. В Тольятти завершился первый всероссийский фестиваль кукольных театров

Семь дней, одиннадцать спектаклей и всё разнообразие современного кукольного театра – на фестивале «Куксъезд» тольяттинские зрители увидели лучшие постановки последних лет из разных уголков страны.

Фестиваль организовал Тольяттинский театр кукол, первый профессиональный театр города. Сезон 2022/2023 года стал для него пятидесятым. По случаю юбилея кукольники собрали первый «Куксъезд». В этом году его проведение стало возможным благодаря победе театра в конкурсе грантов Президентского фонда культурных инициатив.

На «Куксъезд», стартовавший 26 июня, съехались более 130 человек со всей России – участники фестиваля, гости, эксперты. В течение недели свои спектакли в Тольятти показывали одиннадцать кукольных театров страны, включая тольяттинскую труппу. Среди них театры из Казани, Ульяновска, Москвы, Йошкар-Олы, Брянска, Владимира, Нижнего Тагила и других. Программу составили спектакли для всех возрастов, в том числе для взрослых, например «Матрёнин двор» (16+) по рассказу Александра Солженицына или «Скупой» (12+) по пьесе Мольера. Каждый спектакль игрался дважды – чтобы максимальное число зрителей смогли его посмотреть. А поскольку Тольяттинский театр кукол был не в состоянии вместить на своей площадке всю большую программу фестиваля, показы проходили на сценах всех профессиональных театров города.


Открытие фестиваля «Куксъезд» в Тольятти. Фото: Елена Супонькина

По словам организаторов, для фестиваля отбирались свежие постановки, а также спектакли новаторские, отражающие современные тенденции развития кукольного театра. Некоторые из них уже являются победителями различных театральных фестивалей. Так, спектакль «Журавлиные перья» Ульяновского театра кукол имени народной артистки СССР В. М. Леонтьевой в 2021 году вошёл в лонг-лист национальной премии «Золотая маска». «Золотомасочными» были не только спектакли и режиссёры – в состав жюри фестиваля «Куксъезд» вошли несколько экспертов и номинантов «Золотой маски». Возглавил экспертный совет тольяттинского фестиваля Александр Стависский, режиссёр, создатель театра-студии «КукАртель», преподаватель актёрского мастерства и режиссуры на факультете театра кукол Российского государственного института сценических искусств.

– Первоначально мы хотели сделать фестиваль-праздник – без элементов соперничества, просто ради фестивальной атмосферы, смотра новаторских веяний. Но в итоге решили, что для стимула всё же необходима соревновательность, – поясняла на старте «Куксъезда» главный режиссёр Тольяттинского театра кукол Янина Дрейлих. – Эксперты обсудят спектакли фестиваля, дадут коллективам обратную связь, рекомендации и выберут победителей. В целом мы будем говорить с экспертами о современном театре.


Спектакль «Колыбельная» Республиканского театра кукол Марий Эл. Фото: Светлана Кияшко

Лучшим спектаклем фестиваля эксперты назвали «Колыбельную» (6+) Республиканского театра кукол Марий Эл (Йошкар-Ола). Это сказка по мотивам старинных колыбельных песен от Татьяны Батраковой – автора пьесы, режиссёра и художника-постановщика в одном лице. Премьера спектакля состоялась в феврале этого года.

– Наша республика единственная в Европе исповедует язычество, – сделала акцент Татьяна Батракова перед показом «Колыбельной». – При том что Марий Эл – многонациональная республика, мы всё время знакомимся с разными культурами. В этом спектакле театр поставил перед собой задачу познакомиться с традиционной русской культурой через её колыбельные – старинные, до боли сердечные – и попытаться драматургически их раскрыть. Помните, «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю...»? Нам стало любопытно, где же этот край и что там происходит.

«Колыбельная» – это сказка-странствие. Маленькая девочка отправляется на поиски края, встречая в пути удивительное, смешное, странное, страшное. Это трогательная волшебная история, которая лишний раз подтверждает: если спектакль талантливый, то он вне возраста. Здесь ты вновь чувствуешь себя ребёнком – смеёшься, удивляешься, немножко пугаешься и, как в детстве, не хочешь, чтобы сказка заканчивалась. А как взрослый с восхищением отмечаешь, сколько в спектакле фантазии, точно подмеченных деталей, любви и труда. Два актёра (Эльвира Лисицына и Руслан Незеев) ювелирно и нежно создают этот маленький хрупкий мир, подобно Творцам наполняя его звуками, мелодиями, светом, жизнью. Ведомый ими, ты доходишь до края, чтобы бесстрашно посмотреть на Бабайку и уже из взрослого состояния отметить, что да, зло порой очень обаятельное. И какое это счастье, что есть родные люди, которые прогонят морок беды, прижмут к себе, убаюкают, чтобы всё снова стало хорошо.

Награда тольяттинского фестиваля у спектакля первая, но наверняка не последняя. Эксперты отметили в «Колыбельной» подробную рукотворную работу и большую любовь к кукле.


Спектакль «Хочу быть волком» Нижнетагильского театра кукол. Фото: Елена Супонькина

Награда в номинации «Лучшая сценография» отправилась Нижнетагильскому театру кукол за спектакль «Хочу быть волком» (6+). Художник-постановщик – Татьяна Нерсисян из Беларуси. Режиссёр спектакля – Александр Янушкевич, пятикратный номинант на «Золотую маску», в том числе за спектакль «Повесть временных лет», который он поставил в Тольяттинском театре кукол несколько лет назад.

«Хочу быть волком» – спектакль-притча по сказке швейцарской писательницы Беттины Вегенаст с оригинальным сюжетом. В лесу умер волк, администрация леса объявляет о поиске нового сотрудника. Барашек, который совсем недавно мирно пасся на лугу, решает примерить на себя шкуру волка, тем более что работа хорошо оплачивается. В отделе кадров ему выдают шкуру и назначают испытательный срок. Чтобы доказать свою состоятельность в новой должности, барашек решается на крайние меры, не пощадив даже друга. Кончится всё хорошо: от волчьей шкуры зарвавшуюся овечку избавят, но оставят на всю жизнь «сувенир» назойливым напоминанием о временах «правления».

Получилась весёлая история не только благодаря нелепице самой ситуации. Комический эффект усиливают разнообразные придумки: то, как радуются звери известию о смерти волка, как выглядит лесной отдел кадров, как решены моменты превращений и даже спасательная операция со вспарыванием волчьего брюха – тоже очень смешная. Но за всем этим весельем звенит тревожным напоминанием – прежде всего, взрослым – что волк внутри тебя не дремлет. Спектакль удивляет своей многоплановостью – смыслово и визуально. Объёмность создают не только уходящие «вдаль» декорации, которые обживаются обитателями леса по всей глубине сцены, но и, по сути, кинематографический приём: на сцене действуют куклы разных размеров – маленькие для дальнего плана, большие для ближнего.


Спектакль «Журавлиные перья» Ульяновского театра кукол имени народной артистки СССР В. М. Леонтьевой. Фото: Светлана Кияшко

В номинации «Куклы» победителем назван художник Дмитрий Бобрович за спектакль «Журавлиные перья» (6+) Ульяновского театра кукол. В основе постановки – японская народная сказка о девушке-журавле, которая в благодарность за своё спасение ткёт необыкновенную ткань из собственных перьев.

Спектакль режиссёра Сергея Ягодкина невероятно атмосферный и стильный, словно ожившая японская гравюра. В родном театре он играется на камерной сцене. Тольяттинский театр кукол за неимением у себя малого зала постарался обеспечить камерность, соорудив зрительные места прямо на своей основной сцене. По словам директора ульяновского театра Александра Колтуна, равноценной заменой это не стало. Однако для зрителя, которому посчастливилось впервые увидеть этот спектакль, театральная магия случилась с первого же хокку и облетающих цветков сакуры.

Очень лирично зрителям рассказывают, в сущности, взрослую трагическую историю о самопожертвовании, человеческой жадности, ускользающем счастье и о том, что всё конечно. В японской мифологии журавль, кроме прочего, символизирует надежду. С потерей надежды мир рушится. В спектакле журавль появляется в виде куклы-марионетки. Для тоненькой, изящной птицы, которая спускается к людям с неба, лучше формы не придумаешь.

Кстати, слабовидящие тольяттинские зрители могли посмотреть «Журавлиные перья» с тифлокомментированием Таисы Марченко. Для Ульяновского театра кукол это был первый опыт показа спектакля в сопровождении тифлокомментатора, но с нового театрального сезона сразу несколько постановок ульяновцев станут доступны для людей с нарушениями зрения.


Спектакль «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Тульского государственного театра кукол. Фото: Елена Супонькина

Сразу две награды получил спектакль «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (6+) Тульского государственного театра кукол: в номинациях «Лучший актёрский ансамбль» и «Лучшая музыка» композитора Татьяны Алёшиной. Спектакль ставила творческая команда из Санкт-Петербурга во главе с режиссёром Светланой Дорожко.

«Вы уверены, что „Сказку о мёртвой царевне“ должна рассказывать благодушная старушка, раскрыв резные ставенки своего окошка? Что там, где царь и царица, просто обязаны быть царские хоромы? Мы вряд ли оправдаем эти ваши ожидания», – интригуют зрителей перед спектаклем. Благодушной старушки из ставенок действительно не будет. Вместо неё появятся развесёлые носатые бабки в масках и причудливых головных уборах. Певучий пушкинский стих они сделают ещё более музыкальным. Превратив в музыкальные инструменты ступу, чесало, вязальные спицы, почти рэповым речитативом бабки начнут свой рассказ. Так что с первых же минут становится ясно: будет озорно, современно, по-новому.

Удивление будет поджидать зрителей за каждым поворотом хорошо известного сюжета. Удивление от того, как являет себя мир сказки – из брёвнышек, досочек, полотен ткани. От того, какие куклы разные и как точно, а порой неожиданно они отражают персонажа. Высокая и грозная Мачеха, которая вырастает ещё больше после слов зеркальца о своей неотразимости (ею управляют сразу несколько человек). Игривый пёс Соколко. Созданный с помощью лёгкой ткани Ветер. Черница с клюкой, которую передвигают по сцене на платформе. Богатыри в сказке приходят в образе медведей. Их головы откидываются назад, словно капюшоны, под которыми скрываются человеческие лица. Эта загадка рождает богатый ассоциативный ряд, от «Трёх медведей» до «Аленького цветочка».

Спектакль закольцуется в финале песнями и плясками ряженых сказительниц, под масками которых окажутся шесть актрис и актёров – лучший актёрский ансамбль фестиваля.


Спектакль «Матрёнин двор» Владимирского областного театра кукол. Фото: Светлана Кияшко

Награду от экспертов за «Лучшую актёрскую работу» получила Марина Вахнина за роль Матрёны в спектакле «Матрёнин двор» Владимирского областного театра кукол. Спектакль по рассказу Александра Солженицына стал на фестивале постановкой с самой высокой возрастной маркировкой из числа гостей-участников. К слову, в истории владимирского театра это первый спектакль для зрителей старше 16 лет.

«Матрёнин двор» (режиссёр Марина Протасова) – спектакль с куклами-марионетками. По словам Марины Вахниной, в работе с марионетками сложнее всего передать через персонажа гамму эмоций. «Нужно, чтобы всё перешло в куклу, чтобы создалось впечатление, что это кукле плохо, что она мучается, страдает. Кукла же не меняет мимику, но должна быть иллюзия, что она плачет, смеётся», – приводит её слова владимирское издание «Зебра».


Спектакль «Скупой» Набережночелнинский государственный театр кукол. Фото: Елена Супонькина

Специальные дипломы фестиваля «Куксъезд» получили Тольяттинский театр кукол и Набережночелнинский государственный театр кукол. Тольяттинцы – «За сентиментальное путешествие в поисках ускользающего героя и утраченного времени» в спектакле «Музыкант» (режиссёр Янина Дрейлих). Этот спектакль для взрослого зрителя (16+) играется в камерном пространстве. Увидеть его можно будет и в новом театральном сезоне. Художник-постановщик «Музыканта» – Антон Болкунов, именитый мастер, поставивший в тандеме с Александром Янушкевичем «Повесть временных лет». В 2023 году он стал обладателем «Золотой маски» за спектакль «Паша» Алтайского театра кукол «Сказка».

Режиссёр Ильгиз Зайниев и актёры спектакля «Скупой» из Набережных Челнов стали обладателями диплома «За режиссёрское и исполнительское искусство в работе с перчаточной куклой». Поставленный по пьесе Мольера «Скупой» – ширмовой спектакль. Эту разновидность спектаклей уже не часто встретишь в современном кукольном театре. Благодаря «Скупому» зрители могли окунуться в театральную традицию и одновременно вдоволь наудивляться тому, как актёры раздвигают границы ширмового спектакля, озорничают и втягивают в свою игру публику.

Прекрасная неделя выдалась в Тольятти на фестивале «Куксъезд», – написала у себя на странице в соцсети эксперт фестиваля Олеся Кренская, театральный критик, член экспертного совета премии «Золотая маска». Как эксперта меня очень порадовала афиша: не приходилось подбирать слова на обсуждении. Важно, когда можно говорить свободно. За это – первое спасибо организаторам. Второе спасибо – за их заботу, любовь, искренность. Редкий театр может похвастаться такой командой. Третье спасибо – моим коллегам, с которыми было невероятно комфортно. И четвёртое – всем старым и новым знакомым. Друзья, я желаю вам и нам второго, третьего, десятого фестиваля!

По словам Янины Дрейлих, «Куксъезд» планируется проводить раз в два года.

Просмотров: 1364
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей