Автор Диана Дидич – ученица 9-го класса одной из школ г.о. Тольятти
Как часто в наше время можно услышать термин «современное искусство»? Насколько часто вы сталкиваетесь с самим современным искусством? Впервые познакомившись с ним, я была сильно озадачена и, может, даже немного разочарована. Но именно тогда я решила, что обязана хотя бы частично разобраться, что же такое на самом деле искусство в современном мире. Героиня интервью – яркий представитель современного искусства. Алёна Бударина – художница, сотрудница галереи-мастерской «ГРАУНД Песчаная», координатор Школы перформанса PyrFyr на Солянке. Закончила Свободные мастерские ММОМА и Школу перформанса. Выставлялась в тольяттинских, саранских и московских галереях. Изучает современное искусство. Поэтесса, печаталась в сборниках и журналах, автор книги «Прогулка до круглосуточного».
– Когда появилось «современное искусство»?
– Во второй половине XX века.
– Есть ли у искусства запретные темы?
– Запретных тем у искусства нет вообще. У любого искусства. Оно глашатай. Рамки и запреты могут быть у художников самих по себе. Как у людей. Иногда неосознаваемые. Но у искусства нет пределов и табу.
– Всегда ли так называемое современное искусство действительно является искусством?
– Человек путает чашку со стаканом и стрижей с ласточками. Было бы удивительно, если бы в трактовке столь сложного объекта, как искусство, он был бы всегда прав.
– Чем современное искусство кардинально отличается от классического? Каковы его особенности?
– Время. Всё современное спустя годы станет классикой. Более того, сам термин неустойчив, поскольку его границы ежедневно отодвигаются благодаря появлению новых тем и практик.
– Всё ли вам нравится в современном искусстве?
– Не бывает такого, чтобы было понятно всё и чтобы нравилось всё. Мы противоречивы, и то, что мы делаем, противоречиво, многосторонне и спорно. Да и вопрос про нравится / не нравится не вполне точен. Иногда искусство вызывает у меня отвращение, желание сбежать, бить, уничтожать. И я считаю, что это очень здорово, что искусство может вызывать такие эмоции. Так вот – как зрителю оно мне не нравится, но как критик я просто в восторге.
– Нецензурная лексика в современной поэзии – средство экспрессии или «лишние символы»?
– И то, и другое. Мат – это часть языка. Умные поэты, являющиеся умными людьми, применяют его тогда, когда это максимально подходящий способ выражения. Люди глупые с нехваткой знаний языка, конечно, используют его от безысходности, к месту и не к месту.
– Когда появилось ваше первое стихотворение?
– В 6 лет я пыталась придумать перед сном поздравление для девочки-соседки по малосемейке. Позвала маму, та восторженно записала.
– Был ли в вашей жизни переломный момент, когда хотелось навсегда оставить мир поэзии?
– А что такое мир поэзии? Если говорить о публичности, то для меня этот процесс волнообразный. Я уже почти год не выступала и совсем не переживаю по этому поводу. Если же речь о том, чтобы перестать писать, то это невозможно. Для меня – невозможно. Это как лишиться языка. О таком не думают.
– Каких поэтов вы предпочитаете читать в свободное время?
– В свободное время я предпочитаю гулять в лесу. А поэтов я читаю вынужденно. Они мне рвут внутри всё. Поэзия – это нелегко, это мыслительный процесс, это чувствование. Представьте, что в свободное время вы таскаете мешки с песком. Нет, это никакое не свободное время, и вы не станете выбирать себе такой досуг. Да, фундамент надо строить, да, без песка не обойтись, но вы будете готовиться к этому, потому что это отнимает все силы, особенно если вы всем телом откликаетесь на каждую песчинку. Читать современную поэзию – это таскать мешки с песком.
– Какие скандальные акции в современном искусстве произошли в последнее время?
– Скандальные по моему мнению? Громко прозвучала акция Полины Музыки с налитой в стаканы менструальной кровью. Это то, что меня зацепило. Если на мировом уровне, то Павленский отличился, конечно.
– Как вы считаете, что сказал бы Клод Моне о современном искусстве?
– Клод Моне был художником, пытающимся писать эмоцию. Плюс у него были физиологические особенности зрения. Полагаю, ему бы многое весьма понравилось. Особенно видео-арт.
– Назовите самых ярких представителей современного искусства по вашему мнению.
– Если мы говорим о современном изобразительном искусстве, то пусть это будут Марина Абрамович и Тино Сегал. Если же речь о литературе, то Кузьмин, Горалик и Гримберг.