«Не верю, что это произошло!» Худрук культурного центра ТГУ Наталья Брит – о поступлении в академию Ларисы Долиной

Перенять опыт и прокачать вокальные навыки под началом народной артистки России, причём совершенно бесплатно – такая возможность появилась у сотрудницы Тольяттинского государственного университета (ТГУ). Художественный руководитель Многофункционального культурного центра ТГУ Наталья Брит прошла отбор в Музыкальную академию Ларисы Долиной. Эта площадка ориентирована на молодёжь в возрасте от 16 до 35 лет. Профиль учебного заведения – эстрадно-джазовый, но учить будут и другим музыкальным направлениям. В ближайшие два года молодые вокалисты будут оттачивать исполнительское мастерство под руководством именитых наставников на базе Самарского государственного института культуры (СГИК). Кроме того, ученики музыкальной академии будут выступать на крупных концертных площадках, в том числе и в столице. Например, в клубе Игоря Бутмана и клубе Алексея Козлова. Ближайшая же возможность услышать промежуточные результаты образовательного процесса в Музыкальной академии Ларисы Долиной есть у каждого самарца и тольяттинца. 22 ноября на отчётном концерте учащихся академии на одной сцене будут петь Лариса Долина и Наталья Брит. Услышать живое исполнение вокалисток можно будет в самарском концертно-театральном комплексе «Дирижабль».

Об образовательной программе академии и перспективах её выпускников рассказывают художественный руководитель Многофункционального культурного центра ТГУ Наталья Брит и заведующий кафедрой эстрадно-джазового отделения Самарского государственного института культуры Ксения Плаксина.

Худрук Многофункционального культурного центра ТГУ Наталья Брит (слева) и заведующий кафедрой эстрадно-джазового отделения Самарского государственного института культуры Ксения Плаксина. Фото: Артём Чернявский

– Музыкальная академия Ларисы Долиной начала работу в Москве в мае этого года. Проект реализуется на средства Президентского фонда культурных инициатив, поэтому обучение будет бесплатным. На торжественной церемонии открытия академия и Самарский государственный институт культуры подписали Меморандум о сотрудничестве. Ксения, что включает в себя этот документ? В чём именно заключается сотрудничество?

Ксения Плаксина (К. П.): Это в большей степени творческое, коллаборационное соглашение. Речь идёт о творческом сотрудничестве: с педагогами, с вокалистами Музыкальной академии Ларисы Александровны Долиной, импульсные интенсивы (это некая мастерская, где педагоги и наставники делятся опытом). Эти мастер-классы отличаются от других информативностью и практико-ориентированностью. Это не просто лекции, а конкретные мастер-классы на тему эстрадно-джазового искусства в России.

Проект академии – это возможность для регионов, возможность для талантов Самарской области, очень хорошая прокачка педагогов, которые занимаются с талантами. Самарская земля богата на вокальные и инструментальные таланты.

Меморандум предполагает в основном обмен опытом, прокачку педагогов, повышение уровня исполнительского мастерства вокалистов, инструменталистов.

– Наталья, как вы узнали о проекте?

Наталья Брит (Н. Б.): Увидела рекламу в интернете. Периодически я мониторю конкурсы для участия моих студентов и увидела рекламу, подала весной заявку и благополучно о ней забыла. В середине августа мне пришло письмо, что я прошла на кастинг в Москву. В конце августа взяла отпуск за свой счёт, поехала в столицу. Отбор в академию прошли всего тридцать человек, но в дальнейшем, конечно, участникам нужно было жить в Москве, потому что все занятия проходят там несколько раз в неделю. Я не могла себе этого позволить, но мне подсказали, что филиал академии открывается в Самаре. Я решила попробовать свои силы, мне пришлось заново пройти кастинг. Находясь в городе Ставрополе на конкурсе «На высоте», я подала заявку в самарскую группу.

– Двойной отбор, получается?

Н. Б.: Да. 18 сентября мне пришло письмо, что я прошла в самарскую группу и уже 20 сентября меня ждали на кастинге. А у нас конкурс в городе Ставрополь проходил до 20 числа, и мы должны были только выезжать в Самару. В общем, недолго думая, я взяла последний билет из Ставрополя до Москвы, оттуда – в Самару и 19 сентября рванула в аэропорт. Утром приехала в Самару – и сразу на кастинг. Исполнила песни, и уже вечером сообщили, что я вошла в список тех, кто будет учиться в самарской группе.

– Почему вообще решили поучаствовать в конкурсе? Какая была мотивация?

Н. Б.: Для педагога – и для меня ещё и как артиста – очень важно постоянно прокачиваться, расти, а Музыкальная академия Ларисы Долиной – это уникальная возможность. Я до сих пор не могу поверить, что всё это произошло, потому что для меня Лариса Александровна – это что-то возвышенное и недоступное, особенно для Тольятти, а тут благодаря Самаре и Ксении Геннадьевне [Плаксиной] получилась такая возможность.

– Как вы готовились к отборочным прослушиваниям?

Н. Б.: Для прослушивания в Москве надо было отправить два видео. Потом, когда нам сказали, что мы прошли отбор, мы готовили стихотворение и басню. Я советовалась с друзьями, которые работают в театральном направлении. Материал надо подбирать так, чтобы он был близок тебе, и почти все советы, которые мне дали, были мимо. Но мне подсказали хороших авторов, и я нашла материал, который был мне близок. Я его выучила и в Москве попробовала себя ещё и в роли чтеца. Было интересно.

– Что читали?

Н. Б.: Басню Сергея Михалкова «Хитрая мышка» и стихотворение про опоздание Валерии Курановой.

– Какие песни отправляли в Москву?

Н. Б.: Игоря Талькова «Я вернусь» и джазовый стандарт I Got Rhythm Джорджа Гершвина.


– Сколько времени заняла подготовка?

Н. Б.: Обе эти песни у меня уже были готовы, поэтому я не сомневалась. Надо было записать видео, об этом я попросила телестудию Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!». Стихотворение я учила, уже находясь в самолёте [по пути на кастинг]. Я очень долго подбирала материал, за неделю я пять дней только выбирала материал и два дня учила.

На кастинге не спрашивали целиком. Меня начали ставить в разные условия: представь, что ты читаешь не про мышку, а про слона, расскажи, как будто ты не хрупкая девушка, а гром-женщина. Это было интересно.

– Надо полагать, всё получилось, раз вы прошли отбор. Какую обратную связь на московском отборочном этапе вы получили?

Н. Б.: Сказали, что у всех отобранных тридцати человек очень высокий уровень. Конкретного разбора не делали, а спеть давали буквально по минуте. Они же профессионалы, им всё понятно, я согласна.

– А кто оценивал? Может быть, сама Лариса Долина была в жюри?

Н. Б.: Конечно, Лариса Александровна была. Была комиссия человек пятнадцать, к сожалению, всех не перечислю. На очном кастинге нас смотрели также Этери Бериашвили и Юлия Шегай. Они сидели в жюри в Москве, а потом приехали на отборочный этап в Самару. Когда я узнала, что и в Самаре будут они, я очень волновалась, думала, будет не очень, если буду перед ними петь те же самые песни. Мне пришлось готовить новый репертуар. На конкурсе было обязательное условие: подготовить русскоязычную песню и англоязычную. Пришлось рыться по закромам, выбирать подходящий репертуар.

– И что выбрали?

Н. Б.: Пела арию Русалочки из одноимённого мультфильма «Диснея» и одну из своих любимых песен – автор и главный исполнитель Алиша Кис – If Ain’t Got You.

– Вы сказали, что на московском отборочном этапе у жюри было право останавливать человека во время прослушивания, потому что эксперты настолько профессиональные, что понимали, на что человек способен. При прослушивании в СГИКе было так же?

Н. Б.: В Москве да, нас останавливала сама Лариса Александровна, а в Самаре нам дали исполнить композицию полностью. Некоторых останавливали, но мне кажется, это зависит ещё и от песни. Комиссия прекрасно эти песни знает, вряд ли мы их чем-то удивили.

– Но вам удалось зачаровать наставников своим исполнением и спеть обе композиции до конца?

Н. Б.: Я бы не сказала, что это «заворожить», когда тебе дают полностью спеть, но думаю, что «Русалочка» точно заворожила. Это мюзикловая история, она, наверное, немного выделилась.

– Так или иначе с задачей зачаровать наставников своим исполнением вы справились и отбор в Самарском государственном институте культуры тоже прошли. Наталья, какую обратную связь от ваших будущих наставников вы получили в СГИКе?

К. П.: Хочу вмешаться. Знаете, Наталья поразила жюри прежде всего своим мышлением. Наталья и постарше остальных участников кастинга, хочется отметить её подход в отношении внешнего вида. Наталья вышла – и сразу было видно, что на сцену вышел артист.

– Даже не исполнение бросилось в глаза в первую очередь.

К. П.: Да. Привлекло внимание, если быть точным. Грамотно подобран образ, профессиональный подход к делу чувствуется сразу. И выбор репертуара, и в отношении русскоязычного материала более взрослые исполнители подходят к смыслу композиции и демонстрируют не только свои вокальные данные, но и несут некую историю. Конечно, это не может оставить равнодушным. И Этери Джузепповна Бериашвили и Юлия Камилевна Шегай это отметили.

Фото: Артём Чернявский

– В конкурсе приняли участие 29 человек, но лишь десять из них оказались зачислены в академию и теперь будут совершенствовать свои вокальные навыки на базе Самарского государственного института культуры и академии Ларисы Долиной. Ксения, когда у Натальи и её одногруппников начнутся занятия?

К. П.: Хочу вас поправить. Из 29 человек 16 прошли отбор: это и три студента училища имени Шаталова города Самары, из Тольятти – Наталья Брит, а ещё в группу вошли студенты кафедры эстрадно-джазового искусства СГИКа. В рамках наших творческих трудовых соглашений уже с прошлого года активно идут мастер-классы, к нам в Самару несколько раз приезжали специалисты разного уровня.

Самым ожидаемым событием этого года будет интенсив, программа для студентов академии и для педагогов. Она состоится с 18 по 22 ноября, это будут разносторонние мастер-классы. Радует, что приедет Мария Осадчая – вокальный психолог академии, специалист наивысочайшего уровня, который работает не только с наставниками, но и со студентами, помогает разобраться с психологическим состоянием, помочь специалисту выйти на новый уровень. Программа закрытая, только для тех участников, кто прошёл отбор. В неё входят и общие мастер-классы для студентов музыкальной академии, и индивидуальные занятия.

В завершение интенсива 22 ноября состоится концерт, куда войдут композиции таких исполнителей, как Стиви Уандер, Майкл Джексон, группы Beatles, – мировые хиты, джазовые стандарты. В концерте примут участие, прежде всего, студенты академии и все шестнадцать человек, которые прошли отбор, и педагоги академии тоже приезжают, и сама Лариса Александровна тоже выступит на этом концерте.

– Ксения, я правильно понимаю, что Наталья Брит – единственная из Тольятти, кто успешно прошёл конкурс?

К. П.: Да, вы совершенно правы, Наталья единственная и неповторимая.

– На сайте Музыкальной академии Ларисы Долиной написано, что её учащиеся занимаются по индивидуальным траекториям. Вокалисты развиваются как сольные исполнители, а также пробуют себя в группе, хоре, бэк-вокале. Наталья, а в чём лично вы хотите развиваться во время обучения? Может, попробовать себя в чём-то новом?

Н. Б.: Сложный вопрос. Конечно, хочется попробовать себя в разных стилях и направлениях, в разных статусах участника. Будучи студенткой Тольяттинского госуниверситета, я была и бэк-вокалистом, пела в дуэтах, в ансамблях, но это было по-студенчески, самодеятельность. В академии же под руководством профессиональных педагогов это будет намного круче, намного интереснее и полезней.

– Учебный процесс в Музыкальной академии Ларисы Долиной, как я уже упомянул, рассчитан на два года. Нагрузку обещают неслабую – не менее 26 часов в неделю. Ксения, что представляет собой образовательный процесс? Чему и как учат студентов?

К. П.: Как я ранее говорила, обучение в музыкальной академии – это некий комплекс. В дополнение к словам Натальи хочу сказать, что жюри обращают внимание не только на исполнение. Огромное внимание уделяется вокалистам, как музыкантам. Огромное внимание уделяется сольфеджио, гармонии, владению инструментом. Сейчас в принципе такое время, когда недостаточно просто хорошо, грамотно и профессионально петь. Сегодня вокалист на сцене должен быть и актёром, должен уметь двигаться, уметь драматургически доносить образ, пользоваться голосовыми природными данными. То, чем занимается музыкальная академия, – это штучный товар, индивидуальный подход. Каждому студенту подбирают преподавателя, это новый уровень и новые возможности.

Фото: Артём Чернявский

Образовательный процесс – это индивидуальные занятия с преподавателем по вокалу. Причём преподаватели музыкальной академии берут разный фронт работ: например, Юлия Камилевна Шегай очень хорошо занимается импровизацией, скэт-пением, Этери Джузепповна Бериашвили развивает навыки ансамблевого, хорового исполнительства, рассказывает, как работать в балансе. Мария Осадчая занимается музыкальной, вокальной психологией. Сергей Александрович Долженков занимается с джазовым оркестром. Есть идея создания мюзикла. Мы с группой недавно были в Москве, занятие проводил Владислав Юрьевич Дружинин – отец Егора Дружинина, который ведёт интересные актёрские курсы, я на них лично присутствовала. Из вокалиста делают и музыканта, и актёра.

Помимо наставников академии, конечно, ещё есть и партнёры, например Леонид Агутин. В эту субботу наши студенты будут с ним на концерте в Самаре исполнять композицию, это первый пробный крупный проект, который мы планируем реализовать. Это и творческое сотрудничество, коллаборации со звёздами. В Сочи летом проходил форум AguTeens, где наставники проводили эти импульсные интенсивы, прокачки, мастер-классы, концерты.

Помимо Леонида Агутина, в числе партнёров академии Владислав Юрьевич Дружинин, композитор Максим Дунаевский, Сергей Александрович Долженков – выдающийся джазовый деятель и тромбонист, руководит не менее чем тремя московскими джазовыми оркестрами, Jazz Magic Orchestra – молодёжный оркестр, состоящий из студентов при Московском государственном институте культуры. Эту же систему мы бы хотели попробовать в нашем регионе, когда работает оркестр и работают студенты.

Ещё один партнёр – это Игорь Михайлович Бутман. Также можно назвать известных личностей, которые присутствовали в Москве на открытии академии: Николай Басков, Андрей Давинчи, Юрий Башмет, Александр Розенбаум, Александр Ревзин (режиссёр конкурса «Новая волна», занимается известными конкурсами режиссёров в России и за её пределами), Антон Давидянц (известнейший бас-гитарист, который тоже к нам приезжал и показывал мастер-класс о джазовой импровизации вместе с Лаурой Водяницкой, которая тоже работает в Музыкальной академии Ларисы Александровны и при МГИКе).

– Как часто московские наставники будут приезжать в Самару для передачи опыта?

К. П.: Сейчас мы говорим о ближайшем будущем. Это с 18 по 22 ноября – пять дней плотной работы. Приезжают абсолютно все наставники. Педагоги будут работать как индивидуально, так и на большую аудиторию.

– В числе наставников, конечно, есть и сама Лариса Долина, которая имеет непосредственное отношение к образованию – она заведует кафедрой эстрадно-джазового искусства в Московском государственном институте культуры. Ксения, знаю, что вы обучались на интенсиве у Ларисы Долиной. Чему вы научились у певицы?

К. П.: У неё бесконечно можно учиться всему, начиная от внешнего вида, этики, культуры до знаний вокала. Там такая глубина, такая мудрость! Человек бесконечно талантливый. Пожалуй, я таких людей не встречала – настолько влюблённых в своё дело, с большим сердцем. Лариса Александровна открыла для меня свои двери. В прямом смысле – двери своего кабинета. Лариса Александровна показала всех своих студентов, показала, как работает, какие технологии применяет. Это было важным событием для меня. Пообщались с ней на темы, которые меня долго волновали: о вокальных техниках, каким должен быть артист XXI века, как работать со студентами. Я не упустила возможности и спела для Ларисы Александровны, исполнила джазовый стандарт – Sunny.

– Как мы уже сказали, в академии есть московская группа студентов, которая обучается на базе Московского государственного института культуры. Самарская же группа, куда вошла и Наталья Брит, будет учиться на базе СГИКа. Ксения, всё верно?

К. П.: Да, обучение будет проходить на базе самарского концертно-театрального комплекса «Дирижабль». Это наш новый корпус с новым оборудованием, где есть концертный зал на 200 посадочных мест.

Московские коллеги всегда тепло к нам относятся и открывают нам свои двери. Разделение на группы не говорит о том, что мы не можем, приезжая в Москву, посещать их мастер-классы. Буквально в том месяце я с шестью студентами летала в Москву. Мы каждый день ходили на мастер-классы вместе с московской группой. Коллеги к нам будут приезжать, обучение будет проходить как в Москве, так и в Самаре, так и онлайн.

– Программа московской и самарской групп при этом будет различаться?

К. П.: Думаю, нет. Программа одна для всех.

– На сайте проекта написано, что учащихся академии Ларисы Долиной ждёт опыт концертной деятельности. Куда и когда поедут на концерты самарские учащиеся академии?

К. П.: Пока у меня в голове созревает несколько идей, что бы это могло быть. Конечно, это площадка клуба Игоря Бутмана, площадка клуба Алексея Козлова в Москве. Это очень хорошие площадки, где ребята могут себя реализовать. Также мы рассматриваем вариант «битвы» между московской и самарской группой вокалистов. Или, наоборот, коллаборации. В дальнейшем очень хотелось бы реализовать концерт не только в Самарской области, но и в Москве.

– Музыкальная академия Ларисы Долиной – это многосоставный проект, который включает не только обучение молодых певцов и музыкантов, но и их дальнейшее продюсирование. Какое будущее ждёт выпускников после окончания учёбы и как в их продвижении поможет академия?

К. П.: Академия уже помогает. Мы видим результаты у ребят, которые проходят обучение: они по-другому себя транслируют на сцене, на занятиях. Возможности зависят от самого студента. Иногда студент имеет все ресурсы, чтобы себя реализовать, но что-то ему мешает. На ближайшем концерте как раз можно заявить о себе, показать себя. Лариса Александровна помогла уже очень многим талантам выйти на новый уровень. Звёздный состав педагогов тоже наблюдает за студентами, всегда можно получить приглашение. Если всё пройдёт хорошо (я надеюсь!), возможно, кого-то пригласят в Москву на совместные концерты. Я этого не исключаю.

Лариса Александровна 22 ноября даст мастер-класс на тему русскоязычного материала. Потому что то, что происходит на эстрадной сцене сейчас, – к сожалению, не всегда это грамотно. Коверкают русский язык, слова. Замечательно, что Музыкальная академия Ларисы Долиной занимается этим, сейчас исполнение на вокальных конкурсах русскоязычных песен оставляет желать лучшего, но мы поменяем ситуацию в лучшую сторону.

 

Услышать промежуточные результаты образовательного процесса в Музыкальной академии Ларисы Долиной каждый желающий сможет уже 22 ноября. В этот день состоится отчётный концерт учащихся. На сцену поднимется и Наталья Брит. Услышать вживую не только её, но и народную артистку России Ларису Долину можно будет на сцене самарского концертно-театрального комплекса «Дирижабль» по адресу: улица Куйбышева, 104. О точном времени концерта будет объявлено в группе Самарского государственного института культуры во «ВКонтакте». Вход бесплатный. 12+

«Не верю, что это произошло!» Худрук культурного центра ТГУ Наталья Брит – о поступлении в академию Ларисы Долиной
Просмотров: 4550
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей