«У моих героев титановый стержень». Художник Евгений Уткин – о своём особом пути
12 ноября 2024

В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) работают более пятисот преподавателей. Их знания, опыт и возможности – повод для гордости и стимул для развития. Например, доцент кафедры «Живопись и художественное образование» Евгений Уткин. Он лучше всех пишет картины с дзюдоистами. Его работы покупают в подарок главам субъектов Российской Федерации и отмечают на конкурсах. А ведь когда-то Евгению Александровичу рекомендовали забрать документы из вуза, потому что его вступительный балл был низким. Передо мной сидит человек, который до прихода в приёмную комиссию вуза ни дня не провёл в художественной школе, но хотел поступить на учителя изо. Сомневаюсь, что мой герой в тот момент думал о грамоте от администрации Президента России и членстве в Союзе художников, но какая-то мотивация у него всё же была.

Евгений Уткин в студии «Толк радио». Фото: Артём Чернявский / Молодёжный медиахолдинг «Есть talk!» ТГУ

– Евгений Александрович, здравствуйте.

– Здравствуйте.

– При поступлении на творческие специальности, как правило, абитуриенты проходят дополнительные вступительные испытания. Начинающим журналистам предлагают написать сочинение, а для будущих художников существуют такие фильтры, как живопись, рисунок, композиция. Евгений Александрович, через какое сито вам надо было проникнуть в высшее учебное заведение?

– Рисунок, живопись и, кажется, сочинение: русский язык и литературу сдавал одновременно.

– Озвучивая первый вопрос, я не произнесла название вуза, в который поступал Евгений Александрович. Сделаю это сейчас. 3 августа 2001 года Евгений Уткин был зачислен на первый курс в Тольяттинский филиал Самарского государственного педагогического университета, а уже 23 августа этого же 2001 года будущего известного живописца перевели в Тольяттинский государственный университет. И поскольку занятия начинаются с первого сентября, можно сказать, что учился Евгений Александрович в ТГУ. Какими художественными умениями вы обладали на момент поступления?

– Вы так громко обо мне отзываетесь: «Лучше всех пишет картины о дзюдо», «Известный живописец»... Даже неловко. На момент поступления у меня не было никаких навыков. Я уделил подготовке, может быть, неделю. Готовился по советской книжке об основах рисунка. За все вступительные испытания получил тройки, не знаю, каким чудом поступил.

Наверное, мне очень сильно помогло то, что со мной поступала моя старшая сестра Елена Уткина. Сейчас её фамилия Федотова, она дизайнер и живёт в Москве. Лена захотела пойти учиться вместе со мной, и мы вместе готовились. Она немножко владела базовыми знаниями, потому что окончила техникум по специальности «Модельер-конструктор одежды». Лена делилась со мной знаниями, но, по сути, мы были нулевыми. Каким-то божьим провидением удалось поступить. И мы все пять лет учились с сестрой в одной группе, вместе с ней и выпускались.

Фото из личного архива Евгения Уткина

– Можно ли назвать ваше поступление авантюрой, рискованным делом, в котором был расчёт на случайный успех?

– В какой-то мере да... В тот момент, когда я решил поступать в ТГУ, я работал на стройке электриком. Как я там оказался? Из-за разногласий нашего класса с учителем физики после десятого класса мне пришлось уйти в профлицей. Выпускался я из него с дипломом электрика-электросварщика. Но перспектива продолжать работать на стройке меня не устраивала.

Я посидел, подумал, представил, что со мной будет через десять лет. Посмотрел на вечно пьяных строителей и думаю: «Нет, такая жизнь меня не устраивает». И я просто стал перебирать специальности, на которые могу претендовать. Нужно было учиться заочно, чтобы оплачивать своё обучение. Популярными тогда были экономисты, юристы, дизайнеры стали плодиться. Я подумал: «С воображением у меня вроде всё всегда хорошо. В школе пять по изо было. Я поверил в себя и давай искать, где можно. В ТГУ было заочное направление «педагог изо». Но меня подкупила формулировка «специализация – „дизайн“». Я начал думать, как поступить, какие будут испытания. Съездили с сестрой на консультацию, подготовились. Сейчас вспоминаю и думаю, что это было судьбоносное решение.

Я дал себе обещание: если пройду вступительные испытания, то пойду до конца. Буду учиться, буду делать всё, чтобы поменять свою жизнь. Для меня было очень важно хорошо окончить университет, взять от него максимум информации, знаний, а не просто диплом получить. Диплом мне не нужен. Он у меня лежит. Я его дважды показал, когда в ТГУ два раза трудоустраивался, а больше он мне не пригодился. То есть важно то, что мы уносим из университета в голове. Решив поступить, я определил свою дальнейшую судьбу.

Фото из личного архива Евгения Уткина

– Вы учились пять лет на заочном отделении. Евгений Александрович, поясните, пожалуйста, как происходил ваш процесс обучения, потому что его сложно представить без постоянного контакта с преподавателями и отработки навыков в мастерских.

– У заочного образования есть один очень жирный плюс по сравнению с очным: заочник, если он хочет учиться, – учится. Отсутствие возможности постоянно консультироваться и получать информацию учит добывать её самостоятельно. В период моей учёбы интернета практически не было, поэтому приходилось ходить в библиотеку, читать книги. Я ездил в университет из Октябрьска регулярно (Евгений Уткин жил в городе Октябрьске Самарской области с 1991 по 2006 год. – Прим. авт.). Я донимал педагогов, то есть я привозил свои рисунки-каракули и просил, чтобы меня проконсультировали, сказали мне о моих ошибках. Когда я сейчас преподаю очнику, ему всегда нужно много раз повторить, чтобы он тебя соизволил выслушать. У меня такой возможности не было. Поэтому надо было понимать с первого раза. Я уезжал домой после консультации, проводил работу над ошибками, делал ещё больше работ и опять ехал в университет.

– Евгений Александрович, можете ли вы вспомнить имена и фамилии преподавателей, которые вселили в вас веру в себя и отмечали ваш профессиональный рост?

– Да, конечно, я всех преподавателей помню. На первых курсах очень сильно мотивировала Рыбаченко Татьяна Юрьевна, она у нас живопись преподавала, это профессионал. Она всегда поддерживала. Несмотря на то, что мы заочники, отношение было всегда очень внимательное. Ниценко Владимир Леонидович, который преподавал у нас на четвёртом курсе, тоже оказался очень внимательным педагогом. На первых порах эти два человека дарили студентам веру.

А потом, уже на последних курсах, в ТГУ из Питера приехали два замечательных педагога – Панов Игорь Геннадьевич (ныне директор института изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ. – Прим. ред.) и Владимир Иванович Ротмистров, которые оказались сверхпрофессионалами.

Владимир Ротмистров (слева) и Евгений Уткин. Фото из личного архива Евгения Уткина

Они только окончили Академию художеств. Общаясь с ними, я понял, что не постиг вершин, я только у подножья нахожусь. Ещё расти и расти надо. Владимир Иванович Ротмистров был моим дипломным руководителем. Первое моё колебание от дизайна в сторону живописи произошло в процессе работы над дипломом. Конечно, он умеет зажигать. У него самого глаза горят. Спасибо ему большое. Уже после окончания вуза я очень много общался с Игорем Геннадьевичем Пановым.

Мы много ездили по всероссийским и международным пленэрам, общались с другими художниками.

Я смотрел на это братство профессиональных художников и думал: «Я хочу стать с ними наравне. Буду дальше работать, расти». И вот это послеинститутское движение, в котором я очутился, конечно, дало гораздо больше, чем обучение в самом институте.

– Работать в университете после выпуска – это была ваша инициатива или вы услышали предложение от сотрудника родного факультета?

– На тот момент деканом факультета «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» был Александр Яковлевич Козляков. Когда я выпускался, он предложил мне остаться в универе уже в качестве педагога. Я даже ни секунды не сомневался в том, что это возможность остаться в среде, развиваться дальше. Когда я первому-второму курсам что-то объяснял, я как будто бы заново сам проходил эту тему, укреплял свои знания, становился чуть лучше, какие-то знания заново для себя открывал, искал, читал то, что было пропущено. То есть, работая в универе, я как бы проучился ещё раз, заполнив пробелы, которые у меня оставались.

И общение с новым поколением всегда интересно – это возможность оставаться на волне современной жизни. От студентов заряжаешься. У них глаза горят, а от этого и мои собственные глаза загораются – это круто.

Фото из личного архива Евгения Уткина

– Уже через четыре года после окончания ТГУ вы стали членом Союза художников России. Для вступления в Союз необходимо предоставить в том числе список художественных выставок или список искусствоведческих работ, а также не менее двадцати фотографий своих произведений. Расскажите, пожалуйста, о своей первой выставке. Где она проходила и какие картины вы на ней представили?

– Самая первая выставка была в доме молодёжных организаций (ДМО) Октябрьска. Я тогда учился на пятом курсе, работал над дипломом. Те выставочные работы можно назвать творческими с очень большой натяжкой, по большому счёту они учебные. На выставку в ДМО приезжал губернатор Константин Титов (губернатор Самарской области с 1991 по 2007 год. – Прим. ред.). Он был в Октябрьске по каким-то делам, и его привели показать наши работы. Это была моя первая выставка, первый опыт. А если говорить о серьёзных выставках, то существуют союзные (Союза художников. – Прим. ред.) мероприятия – это всероссийские и региональные выставки. Они проходят очень редко, и для них проводится очень жёсткий отбор. Первой моей выставкой подобного уровня была молодёжная всероссийская выставка. Я не помню, какой это был год, может, 2007-й, но я сумел туда пройти, даже не понимая, что это значит. Художники-старожилы похвалили: «Молодец! Круто!» Я в ответ: «А что круто-то?» Лишь потом понял, что не всегда можно попасть на выставку, даже если ты к ней специально готовишься: шанс создать удачную работу невысок.

– С тех пор ваши работы видели посетители более ста выставок. Какие из них имеют для вас наибольшее значение?

– На самом деле выставок уже более двухсот. В какой-то момент я даже перестал их учитывать. Когда я работал в институте, нужно было отчитываться, всегда каждую выставку записывал. Потом, когда я уволился в 2012 году, я это делать перестал. Сейчас я только стал возобновлять эту работу и очень долго вспоминал все выставки. Их за двести – это то, что я вспомнил. Они разного уровня, от городских до всероссийских. Самые важные – выставки, проводимые Союзом художников России, всероссийские выставки, потому что на них очень сложно отобраться.

– Выставки помогают художнику продвигать себя, а продвижение должно способствовать повышению внимания к картинам. Евгений Александрович, помните ли вы, кто первым купил вашу работу, что это было за произведение, и знаете ли вы, где оно сейчас находится?

– Кажется, это была выставка в краеведческом музее Сызрани в 2008 или 2010 году. И с той выставки купили мою работу. По-моему, это был пейзаж с Молодецким курганом. Как мне сказали работники музея, купил его художник. Где эта работа сейчас, я не знаю. Наверное, у того художника. Но это была первая продажа из более-менее профессиональных работ. Студенческие я не учитываю.

– На сегодняшний момент ваши работы есть в частных коллекциях в Канаде, Америке, Англии. А с какими картинами вы побывали на выставках, но эти работы вы никогда не продадите?

– У меня была работа «Белый пояс» – автопортрет с сыном. Отец, одетый в форму для занятий дзюдо, стоит на коленях перед ребёнком и завязывает ему на кимоно белый пояс. Белый пояс символизирует посвящение, передачу опыта и наследие. Я думал, что никогда не продам эту картину, но продал её для центра дзюдо в Нижегородской области, потому что однажды услышал от Игоря Геннадьевича Панова, что только дилетант держится за свои картины: она у него получилась, и он понимает, что что-то в ней получилось случайно, поэтому она удачная. Дилетант боится, что снова такую не напишет, – и держится за неё. Профессионал же знает, что напишет. Он хочет написать ещё лучше картину. Не продавать картины? А на что жить? На что покупать краски, кисти, холсты?

Евгений Уткин. Белый пояс. 2020. Холст, масло

– Через какие проекты одиннадцать лет проходила ваша творческая самореализация, когда была поставлена на паузу ваша педагогическая деятельность в ТГУ?

– Много проектов, в которых я принимал участие... Например, проект «Покажи Россию»: мы с моим коллегой и другом Арменом Карапетьянцем путешествовали по стране вместе с журналистами, фотографом и видеографом. Ехали на новых вазовских машинах, журналисты делали презентацию этих автомобилей. В каждом городе мы писали по пейзажу и тут же делали выставку. От города к городу выставка увеличивалась. Этот проект проходил в два сезона. Мы объездили кучу городов, написали порядка тридцати работ.

Ранее был проект «Портрет ветерана»: группа художников приезжала в город (я с Игорем Пановым был в Новокуйбышевске), и мы писали ветеранов Великой Отечественной войны, которых с каждым годом всё меньше и меньше, к сожалению. Мы писали портреты этих людей прямо на месте, и где-то существует галерея этих работ. У этого проекта тоже было два сезона. Ветераны – очень крутые люди. Они позировали по четыре часа в день – это тяжело даже молодому человеку, я бы не усидел. А они сидели стойко. Было видно, как им тяжело. Мы предлагали им сделать паузу, отдохнуть, а они: «Нет-нет. Рисуйте, мы как-нибудь потерпим. Это вам тяжело: вы сидите, рисуете. А мы что? Просто сидим, просто спина трещит, колени разваливаются – пустяки, будем дальше сидеть». Мы слышали истории этих людей про войну. Как они вообще смогли просто через всё это пройти? И когда таких людей пишешь, машешь рукой на усталость. Глаза у тебя болят или ещё что-то, но будь добр, соберись и пиши дальше. Пиши так, чтобы было не стыдно за эту работу.

– В истории каждого человека происходят судьбоносные телефонные звонки и встречи. В вашей жизни один из поворотных моментов произошёл в 2020 году. На связь с вами вышел Екатеринбург, и представители Федерации дзюдо «Урал – Западная Сибирь» предложили сотрудничество. Забегая вперёд, скажу читателям, что Евгений Александрович был настолько впечатлён философией боевого искусства, что записал старшего сына в секцию дзюдо. А главным результатом взаимодействия с тольяттинским художником для ребят из административного центра Свердловской области стала галерея совместного проекта – это более пятидесяти картин. Одна из них нынешней осенью была признана лучшей на всероссийском конкурсе художественных работ, посвящённых достижениям легендарных спортсменов. Евгений Уткин стал единственным победителем в номинации «Живопись». Евгений Александрович, поздравляю вас с этим профессиональным достижением!

Евгений Уткин. Рождение мужчины. 2021. Холст, масло

– Действительно, мне позвонила Анастасия Андреева – помощник президента Федерации дзюдо «Урал – Западная Сибирь», которую возглавляет Еланцев Вадим Юрьевич. Анастасия отвечает в этой организации за пиар. Она увидела в интернете мою работу на спортивную тему и решила выпустить настенный и настольный календари от Федерации дзюдо. Анастасия подумала, что я художник, который пишет на спортивные темы, и мне будет несложно создать картины и на тему дзюдо. А дальше состоялся примерно такой диалог:

– Сколько у меня времени?

– Три месяца.

– Вы что? Две полноценные большие работы по полтора метра я за это время точно сделаю. Ваше предложение очень интересное, но вряд ли выполнимо.

А в процессе разговора думал, как это можно сделать, потому что предложение классное. Когда ещё художнику крупная организация предложит что-то подобное? Я посидел, подумал. Потом собрал все свои эскизы, посвящённые разным видам спорта: футболу, борьбе, хоккею, и решил, что часть этих эскизов я запросто смогу использовать: не важен вид спорта, а важна ситуация. Спортсмены испытывают одинаковые эмоции перед выходом на татами или на ринг. Я рассуждал: сниму герою перчатки, надену ему кимоно – композиция от этого особо не изменится. И буду делать работы не полтора метра, а 60 сантиметров. Тем более на напечатанном календаре они будут всего по 20−30 сантиметров. Федерацию такой вариант устроил. Я принялся за работу. Конечно, чуть с ума не сошёл, потому что тяжело три месяца работать без выходных, по восемь-десять часов каждый день. И это всегда интеллектуальная работа: нужно придумывать ритмы, пластику, колорит, сюжеты. В какой-то момент у меня голова отказывалась думать. Я сидел перед холстом и просто смотрел на него, как баран на ворота. Но в итоге сделал всё в обозначенный срок. А через полгода Анастасия опять звонит мне: «Евгений, не хочешь сделать ещё раз такой календарь?» – «Вы издеваетесь? Где я возьму столько сюжетов?» Но согласился. И сейчас уже в пятый раз делаю календарь для Федерации.

Евгений Уткин. Первая схватка. 2020. Холст, масло

– До начала сотрудничества с Федерацией дзюдо «Урал – Западная Сибирь» вы когда-нибудь писали дзюдоистов?

– Если честно, я об этом виде спорта имел поверхностные знания. Дзюдо и дзюдо. Знал, что спортсмены носят кимоно. Мне пришлось глубоко погрузиться в эту тему. Оказывается, кимоно-то особенное: очень плотное, жёсткое, складки по-другому ложатся. Техника борьбы сама по себе очень сложная и очень сложна для художественного изображения, потому что, чтобы это смотрелось красиво, важны ритмы, пластика, правильный сгиб колена, вытянутая рука. А в дзюдо нельзя умышленно взять и чуть по-другому согнуть руку, чтобы было красивее. Сразу скажут, что нарисовал неправильно. И надо было искать эти ракурсы, которые и технику не нарушат, и с точки зрения изобразительного искусства будет смотреться классно по ритму. Где-то приходилось с кимоно играть: можно чуть-чуть распахнуть его. И, конечно же, саму технику борьбы пришлось изучить: приёмы, постановку рук и ног, захваты. И всё это происходило в пандемию. Мне приходилось дома сидеть, читать, смотреть картинки. Мне своей консультацией помогал тренер по дзюдо из Тюмени Дмитрий Голота. Я мог задать ему любой вопрос, показывал ему эскизы. Он говорил, что захват немножко не такой. Мы с ним созванивались по скайпу, он мне постоянно показывал технику дзюдо.

Евгений Уткин. Один путь. 2020. Холст, масло

– Расскажите, пожалуйста, о людях, которые стали героями ваших спортивных сюжетов.

– Моих героев очень сильно объединяет черта характера: у них даже не стальной стержень, а крепче стали – титановый, невероятная воля. Это особый пласт людей, которых в обычной жизни редко встретишь. А если говорить о конкретных людях, то, например, героиней одной работы стала бронзовый призёр Олимпиады-2020 Мадина Таймазова. Для создания работы я летал к ней во Владикавказ, лично познакомился. Мы с Мадиной очень долго беседовали о том, какой может быть работа, она рассказывала мне свою олимпийскую историю. Это нашумевшая история: во время Олимпиады в Токио Мадина дважды побила мировой рекорд по продолжительности схватки. Там была судейская несправедливость: Мадине не засчитали приём. Ей сделали болевой, травмировали руку, разбили бровь, а она потом дальше выступала с одним глазом. У неё был очень сильный отёк. Даже уже есть мем – дзюдоистка с пластырем и бланшем. Потом в какой-то схватке Мадине сделали удушающий, она не сдавалась и просто отключилась. После этого, как мне сказали, люди очень долго восстанавливаются, но точно не выходят на татами продолжать борьбу. А Мадина вышла биться за бронзу и ещё раз установила мировой рекорд по продолжительности схватки. Я не знаю, какой должна быть выносливость. Обычно схватка длится минуты четыре, человек из неё выходит таким, словно три раза в баню сходил. А Мадина боролась двадцать минут и после травм выиграла схватку за бронзу. Мадине чуть больше двадцати лет, у неё два высших образования. Она культурная, приятная в общении, с ней можно разговаривать не только о спорте.

На той работе, которую мы создавали с Мадиной, она в борцовской стойке, готовая к схватке. Фон – белый шум. И в этом белом шуме она проявляется в увеличенном размере, но как бы прикрывая лицо руками, плачущая.

Евгений Уткин. Безмолвный крик. 2020. Холст, масло

Как говорила Мадина, это было её внутреннее состояние. Ей хотелось порвать судей, потому что они её засудили. Ей хотелось просто уйти и плакать, потому что было больно, обидно. Но она вышла. Я смотрел запись, но не видел в ней того расстройства, которое было. И мы подумали, что именно такую работу и нужно сделать.

– В каких городах вы побывали в рамках работы над проектом «Особый путь»?

– Несколько раз был в Тюмени, Екатеринбурге, Калининграде, во Владикавказе.

– Осенью 2022 года в Екатеринбурге вместе с чемпионатом России по дзюдо проходила ваша персональная выставка. Её посетили в том числе помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и президент Федерации дзюдо России Сергей Соловейчик. Какие отзывы вы услышали от различных посетителей выставки?

– Да, мы вместе с Федерацией дзюдо «Урал – Западная Сибирь» провели эту выставку. Было организовано выставочное пространство. В фойе нет галереи, поэтому специально были приобретены стенды. Очень много сил и средств вложено в эту выставку. Выставка прошла, я считаю, просто на ура. Ранее мероприятие такого плана, наверное, не делалось – чтобы во время чемпионата какого-то вида спорта проходила ещё и выставка работ, посвящённая этому виду спорта. Я, по крайней мере, о подобном не знаю. И я только положительные отзывы получал, всем очень нравились эти работы. Даже тренер брал своих малышей и водил на экскурсию, рассказывал. Очень много спортсменов, в том числе олимпийских призёров, чемпионов мира, давали комментарии на камеру, рассказывали о том, что они видят на той или иной работе. Было очень интересно послушать, как они поняли мой замысел. Высокопоставленные люди тоже посетили выставку. Удалось с ними пообщаться, от них также услышал только положительные отзывы. Они пожелали развития этому проекту, пообещали всяческую поддержку, в том числе информационную. Губернатор Свердловской области оказался очень искушённым зрителем, коллекционером, очень любит искусство.

Евгений Уткин. Наставник. 2020. Холст, масло

– Если я не ошибаюсь, глава национальной Федерации дзюдо тогда, на чемпионате в Екатеринбурге, приобрёл у вас одну картину. Так ли это на самом деле?

– Да, Сергей Соловейчик. Работа с Мадиной Таймазовой, о которой я рассказывал, на этой выставке пользовалась особым вниманием, потому что люди узнавали героиню, люди ей сопереживали. Сообщество дзюдоистов прекрасно знало эту историю, восхищалось ей. Эту работу как раз и приобрёл глава национальной Федерации.

– Вы интересуетесь у своих покупателей, почему они выбрали ту или иную картину?

– Нет. Наверное, мне понятно, если человек выбирает эту работу, значит, она ему близка. Как правило, если у нас идёт личное общение по работе, покупатель сам рассказывает: «Ой, вы знаете, это прям моя история! Я точно так же подглядывал в окна, как эти мальчишки у вас на работе».

– Художественные произведения Евгения Уткина можно встретить в спорткомплексах различных регионов нашей страны. Одно из них находится в Чеченской Республике – в Центре олимпийской подготовки дзюдо имени Владимира Владимировича Путина. Картину передал туда глава Чечни Рамзан Кадыров. Изначально работа предназначалась для Рамзана Ахматовича – ему заказали подарок у тольяттинского живописца, и презент был написан. Однако Рамзан Кадыров принял решение передать его центру. Евгений Александрович, сколько работ, посвящённых дзюдо, планируется создать?

– Более пятидесяти работ создано, а более ста работ создать – это наша цель.

– С вашей подачи ваш старший сын начал заниматься дзюдо, и это означает ваше глубокое погружение в историю, которая из профессиональной переросла в личную. Что из философии японского боевого искусства вам стало очень близко?

– В дзюдо целая система ценностей, очень хороших, которые транслируются от тренера к ученику. Как любой другой спорт, дзюдо – это формирование достаточно крепкого характера и преодоление себя. То есть тренировка – это в первую очередь дисциплина, хочешь ты идти или не хочешь, но надо. А в дзюдо мне понравилось то, что там нет токсичности между спортсменами. Они друг друга не бьют, они борются. Философия, которую вкладывал создатель дзюдо Дзигоро Кано, мне очень близка. Она в первую очередь направлена на воспитание гармоничной личности.

Евгений Уткин. Дзигоро Кано – создатель дзюдо. 2020. Холст, масло

– А сами вы не хотите примерить дзюдоги и выйти на борцовский ковёр?

– У меня, кстати, есть дзюдоги. Я их приобрёл для работы над картинами, как реквизит. Иногда сам надеваю и смотрю, как та или иная складка может сложиться. Но, наверное, я в силу возраста уже не гожусь. В моём возрасте дзюдоисты уже занимаются просто физкультурой, могут работать как тренеры, но не выступают. Для моего возраста это будет очень травмоопасно. А на любительском уровне...

У моего сына очень хороший тренер – Юлия Юрьевна Кузьмяк. 23 февраля она проводит тренировки с родителями своих воспитанников. Папы вместе с детьми тренируются – это очень весело, прям классно, такая мама, папа, я – спортивная семья. Командный дух с сыном – я с удовольствием хожу, когда приглашают.

– Думаю, ваш коллега Алексей Зуев, который сейчас возглавляет центр креативных индустрий ТГУ, предложил вам вернуться на работу в университет не столько из-за успеха вашего проекта «Особый путь», сколько из-за ваших цифровых иллюстраций, потому что в 2023 году в институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства набрали первый курс на профиль «Медиа-арт и анимация». Евгений Александрович, когда вы увлеклись созданием изображений с помощью компьютерных программ?

– Есть программа Procreate, она устанавливается на планшеты Apple iPad. Как только я увидел её, как в ней можно работать, насколько она близка по тактильным ощущениям к реальным материалам (там можно рисовать стилусом на экране почти так же, как карандашом на бумаге), – как только я почувствовал это, думаю: «Мне это надо. Это инструмент, который не должен остаться без моего внимания, потому что надо идти в ногу со временем». Сначала я пробовал делать простые вещи – открытки для той же Федерации дзюдо «Урал – Западная Сибирь». Они попросили меня сделать открытки ко всем праздникам. Потом для них же я сделал несколько принтов, которые и на футболках печатаются, и на сувенирке, эмблемы.

Мне это было интересно делать: как раз дизайн во мне проснулся, который спал давно. Интересно отвлечься от живописи, и в новом, может быть, даже что-то черпаешь для основной деятельности, для живописи. Например, новые композиционные ходы.

Вот так, потихонечку работая, я изучил Procreate самостоятельно и смог поделиться знаниями со студентами ТГУ.

Евгений Уткин. Эмблема клуба «Урал – Западная Сибирь» («Уральские волки»). 2022

– Вы сотрудничаете с музыкальными коллективами и создаёте им обложки для альбомов. В частности, я видела вашу работу для тамбовской фолк-группы «Сколот» и тольяттинской рок-группы DFU. Или партнёров-исполнителей у вас на самом деле ещё больше?

– Нет, только эти две группы. Ко мне обращались с просьбой сделать обложки и другие коллективы, но я не брался, потому что всего не сделать. В сутках двадцать четыре часа, а работы много. DFU – это мои друзья. Иннокентий Кишкурно – фронтмен этой группы – мой старый знакомый. Мы с ним вместе участвовали в пробеге «Покажи Россию», он там был в качестве журналиста-новостника. И я делаю для них обложки, потому что мне нравится их творчество, нравятся эти люди. С тамбовской фолк-рок-группой «Сколот» я познакомился недавно, через Федерацию дзюдо.

Анастасия, куратор проекта «Особый путь», – очень разносторонне развитая личность. Она делала клип для этой группы, выступала там продюсером. Я в этом процессе тоже немножко поучаствовал: Анастасия попросила меня сделать для этого проекта новостные обложки. Я сделал и, когда «Сколот» в прошлом году приезжал в Тольятти, пошёл на концерт. Познакомился с ними, послушал музыку. Меня это просто захватило. Советую всем!

И на основе этого знакомства лидер группы Алексей позвонил мне: «Жень, у нас новая песня выходит. Хочешь сделать обложку? Можешь?» Только потому, что мне близки и люди, и музыка, я согласился и сделал. Сейчас делаю для них третью или четвёртую обложку.

– Евгений Александрович, всякий ли художник может легко перейти с традиционной живописи на цифровую?

– Думаю, да. Тут нет ничего сложного, это абсолютно посильная задача. Это новый инструмент, который нужно просто освоить. Поначалу сложно, потому что непонятно. Но нужно познакомиться с интерфейсом, привыкнуть ко всему – и потом за уши не оттянешь! Иногда сажусь за холст или эскизы, и мне хочется свайпать, раздвинуть холст.

– Какие ваши работы, созданные с помощью компьютерных программ, вы считаете наиболее удачными?

– Некоторые музыкальные обложки мне нравятся, но, наверное, так не должно быть. Всё-таки должна быть самокритичность. И некоторые эмблемы для Федерации, я думаю, достаточно удачными получились.

– В работе со студентами ТГУ вы используете как планшет со стилусом, так и акварельную бумагу с карандашом. Некоторые обучающиеся молодые люди под вашим руководством впервые в жизни пробуют создавать цифровые иллюстрации. Им привычнее выполнять задания на мольберте, чем на сенсорном экране, но вместе с тем на компьютере можно гораздо быстрее удалять свои ошибки. Евгений Александрович, что вы получаете от взаимодействия со студентами, помимо зарплаты?

– О зарплате здесь вообще говорить не приходится. Педагогическая деятельность – это не про деньги, это общение, обмен энергией. Когда наполняешься информацией, ею хочется поделиться. Есть удовольствие получать подарки, а есть удовольствие дарить их. Приятно делиться знаниями, когда понимаешь, что люди это принимают. Студенты это понимают. Научился сам – научи другого.

– А теперь я предлагаю вам ознакомиться с ответочкой от студентов.

– Меня зовут Артём Сорокин. Я учусь на втором курсе в институте изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ. Моё направление подготовки – «Прикладная информатика», а специализация – «Медиа-арт и анимация». В прошлом учебном году, когда я был на первом курсе, Евгений Александрович Уткин был у нас преподавателем по дисциплине «Основы изобразительного искусства». Во время занятий ни один из студентов моей группы не оставался без внимания наставника. Евгений Александрович наблюдал за работой каждого, давал нужный совет и корректировал ошибки. А ещё он прекрасный художник. Отмечу серию картин Евгения Уткина «Особый путь». Произведения этой серии посвящены дзюдо. На картинах показаны упорные тренировки спортсменов, их победы и отдых. С уверенностью могу сказать, что Евгений Александрович Уткин – добрый и открытый человек, один из лучших преподавателей, у которых я обучался. Он мастер своего дела.

– Меня зовут Арина Строкина. Я учусь на втором курсе в архитектурно-строительном институте ТГУ. Мой профиль – «Дизайн среды и интерьер». Я познакомилась с Евгением Александровичем Уткиным на первом курсе. Он вёл у нас дисциплину «Академический рисунок и живопись». Сначала мы увидели строгого преподавателя, а после нескольких занятий поняли, что первое впечатление было обманчивым. Все наши пары с Евгением Александровичем проходили очень легко, весело, быстро, а главное – с пользой. Он преподносил нам сложные вещи с простого ракурса, что помогало усваивать нужную информацию. Каждый из нас взял с курса Евгения Уткина много новых навыков. Мы пришли в университет с определённой базой знаний, а завершали первый год обучения уже на прочном фундаменте. Многие студенты моей группы научились писать маслом. Евгений Александрович всегда уделял внимание каждому студенту и давал полезные советы в рамках индивидуальных работ. Иногда Евгений Уткин писал свои картины, а мы наблюдали за процессом и восхищались им. Мы были счастливы работать с таким хорошим преподавателем и за многое ему благодарны.

– Евгений Александрович, дадите студентам обратную связь?

– Их отзывы греют душу. Значит, не зря старался, пытался очень хорошо относиться к студентам и делиться с ними знаниями. У меня абсолютно тёплые воспоминания об обеих группах: и о дизайнерах, и с нового направления «Медиа-арт».

Евгений Уткин. Долгожданный лёд. 2014. Холст, масло

– Есть ли у вас работы, на которые вас вдохновили студенты или сотрудники ТГУ?

– Если исходить из того, что любое общение – это обмен энергией, и, получив заряд энергии от студентов или других педагогов, я прихожу в мастерскую творить, то, наверное, да, каждый человек в моей жизни – это идейный вдохновитель.

– Художников обычно вдохновляет природа Самарской области. Какие ваши места творческой силы, где вы с особым удовольствием организуете пленэры?

– Место, естественно, должно быть красивым, вдохновлять, но важнее умение увидеть и скомпоновать. Мы же не пишем то, что видим, буквально, как фотоаппарат. Мы создаём композицию, образ этой природы. Можем дерево «пересадить», гору сделать выше, реку шире, небо более синим. Но если всё-таки выбирать моё излюбленное место, то это Молодецкий курган: Волга, волны, отражение, наши горы.

– На каких офлайн-выставках можно будет увидеть ваши работы в ближайшее время?

– Одна выставка – «Город художников» (0+) – будет проходить с 14 ноября по 15 декабря в Тольяттинском художественном музее. Там будут представлены работы членов тольяттинского отделения Союза художников России и всех желающих. Вторая выставка – «Внимание – классика!» (0+) – сейчас проходит в детской художественной школе имени Репина на Мурысева, 80. Там выставка будет действовать по 20 ноября. Ранее эта выставка проходила в Тольяттинской филармонии, сейчас она переезжает на новую площадку. А в Тольяттинской филармонии в начале следующего года откроется ежегодная отчётная союзная (Союза художников. – Прим. ред.) выставка, на которой обычно представляются самые свежие работы.

– А на каком онлайн-ресурсе можно изучить все ваши художественные произведения, созданные в различных жанрах?

– На какой-то одной площадке всех произведений, наверное, нет. Но некоторые можно увидеть на моей странице во «ВКонтакте». Есть ещё сайт, который создан специально под проект «Особый путь». На нём представлены все работы, посвящённые дзюдо. Там же есть информация о том, как создавались картины и где проходили выставки.

– Вы бы хотели встретиться с Владимиром Путиным, чтобы написать его на татами и, возможно, обсудить с ним тему продвижения спорта с помощью живописи?

– Если будет такой запрос, я не откажусь. Обговорить развитие искусства и спорта с таким высокопоставленным человеком было бы, наверное, хорошим делом, потому что это те области, которые нуждаются во внимании. Спорт у нас сейчас хорошо развивается, хотелось бы, чтобы и на искусство побольше внимания обращалось.

Евгений Уткин. Ключ к победе. 2020. Холст, масло

– Евгений Александрович, каких результатов вы хотите добиться в педагогической деятельности и во внеуниверситетском творчестве?

– В педагогике у меня одна цель – делиться знаниями. Главное, чтобы было с кем делиться. Я хочу, чтобы наш институт развивался. Это то, чем сейчас занимаются директор института изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ Игорь Геннадьевич Панов и директор центра креативных индустрий ТГУ Алексей Зуев. Их работа очень важна: город индустриальный, культуру здесь надо развивать.

Я желаю коллегам удачи и тоже стараюсь участвовать в этом процессе как педагог. Хочу, чтобы мои студенты реализовались в своей профессии, чтобы у них всё получалось, чтобы они уходили из университета с нужным объёмом знаний, которые им помогут, и стараюсь делать для этого всё от меня зависящее в рамках своих дисциплин. Что касается творчества – я хочу делать то, что делаю, чтобы у меня всегда были новые задумки, чтобы не выйти в тираж. Когда очень много пишешь, творишь, в какой-то момент можно начать повторяться для того, чтобы сохранить объём. Надеюсь, меня это минует. Хочется расти как художник, чтобы работы становились лучше, не оставаться на одном и том же уровне. А предел мечтаний, наверное, каждого художника – попасть в музей всероссийского масштаба. В областных музеях мои работы уже присутствуют, теперь можно мечтать о Третьяковке. Но для этого нужно, чтобы и работы были достойные.

– Евгений Александрович, я желаю вам достижения намеченных целей и благодарю за этот диалог!

– Спасибо большое, что пригласили! Беседа была очень приятной.

Евгений Уткин. Боксёрский клуб. 2015. Холст, масло

У меня в гостях был доцент кафедры «Живопись и художественное образование» Тольяттинского государственного университета Евгений Уткин. Двадцать три года назад ему рекомендовали забрать документы из вуза, потому что его балл за вступительные творческие испытания оказался низким, ведь до поступления на факультет изобразительного искусства и дизайна Евгений Александрович был самоучкой. Впрочем, мой визави не опустил руки, а, наоборот, начал подтягиваться.

В итоге через пять лет в его дипломе стояли оценки «отлично» по всем спецпредметам: за рисунок, живопись, композицию, скульптуру и пластическую анатомию. Выпускная квалификационная работа защищена тоже на пятёрку. Через четыре года после окончания университета мой сегодняшний герой стал членом Союза художников России, а в настоящий момент это востребованный живописец, постоянный участник выставок и победитель профессиональных конкурсов. Работы Евгения Уткина можно встретить в различных регионах России и за рубежом. Вера в себя и трудолюбие творят чудеса. Вы готовы убедиться в этом лично? Тогда я желаю вам успеха.

Просмотров: 1736

Читайте также:
1 - 3 из 177
Страницы:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей