Что: Круглый стол «Развлекательное телевидение как примета времени».
Кто: Александр Акопов, президент Фонда «Академия Российского телевидения»; Александр Любимов, член АРТ, президент телекомпании «ВИD»; Игорь Угольников, член АРТ, кино- и телепродюсер, председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства; Юрий Проничев, директор ТРК «Губерния». Модератор: Игорь Мишин, вице-президент Академии Российского телевидения.
В центре актового зала был расположен овальный стол, а за ним сидели пятеро людей, которые внесли огромный вклад в развитие развлекательного телевидения. Но дискуссия в классическом понимании «круглого стола» разгорелась далеко не сразу. Поначалу каждый участник мероприятия высказался по той или иной интересующей его теме.
Игорь Мишин, к примеру, заявил, что в данный момент отечественное телевидение на 100% априори является развлекательным. Потому что строится оно по законам привлечения и удержания внимания зрителя с помощью выразительных средств, которые бы вызвали у аудитории сопереживание и интерес, таким образом поддерживая психоэмоциональную вовлечённость.
Игорь Угольников к дискуссии зашёл издалека и рассказал залу о том, как «в своё время, будучи большим романтиком» ездил в Тольятти вместе со знаменитым Владиславом Листьевым, чтобы купить съёмочную аппаратуру, камеры и даже сенсационную на тот момент станцию компьютерной графики. Правда, почему покупать такую дорогостоящую аппаратуру пришлось именно в Тольятти, Угольникову вспомнить не удалось.
Возвращая аудиторию из светлых воспоминаний в настоящее время, Александр Акопов с уверенностью заявил, что в данный момент отечественная телевизионная индустрия испытывает «кадровый голод». По его словам, катастрофически не хватает талантливых авторов, режиссёров, сценаристов – практически никого. И в то же время, что парадоксально, множество людей приходят на телевидение и убеждают в том, что они – одарённые писатели и режиссёры. Однако почему-то сработаться с большинством из них, к сожалению, получается не всегда. После этого Акопов продемонстрировал аудитории книгу с красной обложкой:
– Это прекрасный учебник под названием «Как работают над сценарием». С небольшой приписочкой – «В Южной Калифорнии». С ним мы рекомендуем ознакомиться всем, кто так или иначе планирует работать на телевидении. Там есть всё – от сюжетного конфликта до методик реализации. Знание этого учебника значительно сокращает разговоры с соискателями на собеседованиях. И с теми, кто не может ответить на банальные вопросы, мы сразу прощаемся.
Плюс ко всему, Акопов рассказал о том, что не видит смысла в новостных сюжетах без конфликта. Например, сюжет о том, как разрушили некий мост, будет интересен аудитории, а о том, как его построили – нет. В то же время, если снять сюжет, где будут показаны все трудности, с которыми столкнулся строитель этого моста, а кульминацией будет проезд первой груженой фуры по нему, то это вызовет у зрителя неподдельное любопытство.
– Там, где конфликта нет, его, по Аристотелю, необходимо создать. Я всем сердцем ненавижу добрые программы, – продолжил специалист, – Когда выходит сюжет, который откровенно хромает по всем статьям – по операторской работе, по монтажу, по звуку – его нужно браковать. Но в моей рабочей практике не раз бывали случаи, когда такой откровенный брак яро защищали, мотивируя это следующим образом – «Ну, да, снято не очень, озвучено так себе... Но ведь сюжет добрый!». Я категорически против такого добра, которое оправдывает безделье и халтуру!
О добрых программах решил рассказать Александр Любимов:
– «Жди меня» выходит с 1997 года и выдаёт большие рейтинги. Зрители любят эту программу, потому что она о долгом, добром и хорошем. Первые сезоны передачи «Последний герой» были такими. Тогда это была новая идея – поместить людей в неуютную обстановку, чтобы они добывали себе всякую еду, знакомились и так далее. Первый сезон был вообще образцом романтической истории. Но к шестому сезону в программу пришёл скандал и эпатаж. Может, помните, там ещё Никита Джигурда и Ксения Собчак были. Я говорил руководству – вы убьёте проект. И они его убили.
Самый разгорячённый момент дискуссии начался, когда из зала прозвучал вопрос о том, ведёт ли журналист аудиторию за собой или сам идёт за ней. По словам Акопова, именно аудитория диктует свои правила журналисту:
– Журналист не может быть выше своей аудитории. Внутренний мир журналиста или художника нельзя просто выплёскивать на аудиторию таким, какой он есть. Это неинтересно и рейтинга не принесёт.
– Однако вы в данный момент сидите здесь и выплёскиваете свой внутренний мир таким, какой он есть, а нам безумно интересно! – парировала журналистика, задавшая вопрос.
– Вот и назревает конфликт по Аристотелю, – к месту вставил Любимов, и зал засмеялся.
Подытожить полемику решил модератор круглого стола:
– Так или иначе, дорогие коллеги, именно вкусы аудитории определяют наши с вами рейтинги, нашу с вами карьеру, наши с вами зарплаты. Она и только она решает, будет ли вас смотреть.