Иван Поморин: «Если вы не можете исправить брак, сделайте его художественным приёмом»

Кто: Иван Поморин, оператор-постановщик, член операторской гильдии R.G.C.

О чём: «Выразительные постановочные средства, доступные на телевидении».

Самый первый мастер-класс начался с демонстрации отрывка из фильма «Перемотка» режиссёра Мишеля Гондри. В нём по сюжету из-за неудачного стечения обстоятельств двум друзьям приходится переснимать классические кинофильмы для видеопроката. Естественно, денег у главных героев не так много, как у голливудских режиссёров. Поэтому и декорации у них слеплены на скорую руку, и актёрская игра ни к чёрту, да и продолжительность кустарных копирок в итоге не превышает двадцати минут.

– Вот так приблизительно и обстоят дела с российским кинопроизводством, – улыбаясь, начинает Поморин.

Первая половина мастер-класса и была посвящена тому, в чём состоит разница между кинопроизводством в условном Голливуде и в России. А также – почему невозможно воспринимать серьёзно отечественные копии голливудских блокбастеров. Как утверждает Поморин, причины всего три.

Во-первых, разумеется, колоссальная разница в количестве выделяемого на кинопроизводство бюджета. Если в Голливуде местные режиссёры могут позволить себе тратить баснословные суммы во время съёмки, то в России киноделам приходится гораздо тяжелее и они вынуждены исхитряться.

Во-вторых, разница в ментальности.

– Какой-нибудь теоретический Супермен – это американский герой. И русский зритель воспринимает его немного иначе, чем американский. Хотя и там, судя по последним тенденциям (судя по всему, лектор имеет в виду фильм Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена. На заре справедливости», который провалился в прокате и получил множество негативных отзывов от критиков и зрителей – Прим. автора), интерес и там иссякает.

Последняя причина вырастает из ментальности и кроется в разной методике работы. Если над производством голливудской кинокартины слаженно работает единая команда профессионалов, то в России, к сожалению, рано или поздно каждый начнёт тянуть одеяло на себя.

– Если у нас не получается копировать, то мы должны подумать, что мы можем сами привнести в это дело? – спрашивает Поморин, – У регионального телевидения сейчас больше шансов прийти к голливудской системе кинопроизводства, чем у столичных. Потому что в регионах телевизионщики не ограничены штампами и полны открытых идей. Да, региональное телевидение сейчас переживает не самые лучшие времена, но оно способно совершить качественный скачок при наличии грамотной слаженной команды. 

Вторая половина мастер-класса была непосредственно о выразительных средствах на телевидении. И среди этих средств лектор выделил практически все элементы кинопроизводства – сценарий, звук, изображение, дизайн, монтаж, звёзды и даже эфирную сетку.

Подробно останавливаясь на каждом из этих элементов, Поморин рассказал  личную историю, из которой ему стало ясно, почему звук для фильма важнее операторской работы:

– Я очень люблю сериал Дэвида Линча «Твин Пикс», в котором композитором был Анджело Бадаламенти. И одна музыкальная тема повторялась там невероятное количество раз, и зритель к ней настолько привыкал, что уже не обращал внимания. Кроме одной сцены, где влюбленная пара сидит в автомобиле. И звучит, значит, эта тема. И тут ты понимаешь, насколько тебе надоела и приелась эта мелодия. И в этот момент героиня выключает магнитолу в машине со словами «Как же надоела эта музыка!». И музыка Бадаламенти пропадает. Я не знаю, как они такое сделали. Это, вероятно, только психологи смогут объяснить. Но с того момента я понял, что если я снимаю какой-нибудь сериал для домохозяек, то он должен быть настолько безупречен по звуку, чтобы эта домохозяйка отвлеклась от приготовления яичницы и взглянула на экран.

В заключение мастер-класса на экране за спиной лектора появились киноафиши фильмов Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или С лёгким паром!» и «Титаник» Джеймса Кэмерона.

– Совершенно непохожие вроде бы фильмы, снятые в разное время разными режиссёрами, да? – спрашивает Поморин, – Но оба невероятно хороши. Почему? А вот, почему. На обеих афишах – пара людей: Женя и Надя, Джек и Роза. И в центр сюжета помещена их простая трогательная человеческая история. Так вот, поменяться может всё: политика, тренды, мода, методы работы и так далее. А вот человеческая история – она останется.

Поделиться с друзьями
Назад к списку статей